Тема Сказочно счастливая развязка «Майской ночи...». Таинственный смысл повести




Ход урока

1. Рассказываем и читаем Гоголя (выступления учащихся).

2. Контрасты «Майской ночи...» и ее смысл.

—...Удивило ли вас продолжение повести? Как построил ее Гоголь? Сравните 2-ю главу с последующими. Почему поэ­зия и таинственность первых страниц сменяется... «головой», пьяным Калеником и парубками? Что вы ощутили на этих страницах? Какие слова становятся ключом к ним? И с чего это вдруг появились в «Майской ночи...» «вольные казаки»? А при чем здесь «голова»? Как он выглядит под пером Гоголя? А другие лица? Как пишет Гоголь эти страницы? Почему они так задорны, насмешливы, даже едки? Найдите самые уди­вительные гоголевские фразы... в чем их секрет? А как выст­роил автор события? Какую роль в них сыграла злополучная «свояченица»?..

—...Может быть, вы чего-то с нетерпением ждали, читая веселое повествование о «голове» и парубках? Как же верну­лась в повесть утопленница? Что напомнил вам ее разговор с Левко? И почему появляется эта параллель: Левко — Ганна, Левко — панночка-утопленница?.. А самое неожиданное в повести? Как же понять эту волшебную «реальность» — за­писку панночки?

—...Как завершил Гоголь «Майскую ночь...»? Что вам на­помнила эта страница? Сравните ее с началом предпослед­ней главы; ваши открытия.

—...Какая картина повести особенно поэтична и величе­ственна? Почему писатель дважды рисует украинскую ночь: в начале происшествий с Левко и в завершении повести? Пе­ренесите эту картину на рисунок... А как ее создает Гоголь? В чем тайны его слова и фразы?

—...Ожидали ли вы такую развязку? Как ее встретили? Контрастная композиция повести. Слияние сказочно-по­этического и реально-житейского начал как своеобразие го­голевских «Вечеров...». Ироническое в «Майской ночи...»; го­голевский смех в сюжете и языке; мастерство иронической гиперболы. Эпическая тема казацкой больницы. Трагическое в «Майской ночи...». Параллелизм образов Ганны и панночки как тайный смысл повести. Образ «божественной ночи» как ее символическое «обрамление».

Р. р. Овладение лексическими формулами: слияние противо­положных начал, лиризм и ирония, поэзия народного преда­ния, метафоричность, ширь гоголевской фразы, развернутое сравнение, неожиданность гиперболы, символика обрамления.

Здесь, как и повсюду, отбор лексики обусловлен читательс­кими высказываниями в ходе разбора текста.

Д. з.: Выписать из «Майской ночи...» наиболее характерную для Гоголя фразу и отметить ее особенности (своеобразие лек­сики, синтаксиса, интонации); прочитать «Вечера на хуторе близ Диканьки» и подготовить выступление «Захватывающая страница Гоголя».

 

Заключение

 

Анализ эпического произведения в школе — сложный твор­ческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дис­циплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.

Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту—зада­че формирования у учащихся потребности прочесть или перечи­тать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литера­тура может воздействовать па читателя, воспитывая и форми­руя «человека в человеке».

Особенно важно определить верную педагогическую концеп­цию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном от­ношении подход к произведению.

Анализ в родовом аспекте позволяет не только углубить знания по литературе, но и содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, пониманию художественного произведения как явления искусства.

Анализ основан на понимании специфики литературного произведения, единства его содержания и формы. Учителю важно самому раскрывать перед учащимися границы, отделяющие произведения разных жанров одного и того же автора и разных писателей.

Есть эпохи, особенно важные для жизни— обычно это эпохи стремительного развития общественного сознания, эпохи революций, ломающие все каноны, создающие.новые жан­ры. Напротив, в эпохи вялого общественного развития, в эпохи реакции, когда неподвижность владеет духом, умами общества, и род начинает окостеневать.

Род и жанр объединяют в себе все компоненты художественного произведения — композицию, образную систему, сюжетные ли­нии, язык, стиль и придает им не только законченность, но и определенную окраску, или, как в музыке, включает идеи, мотивы и образы в определенную тональность. Каждый из компонентов в различных жанрах приобретает новое значение и содержание.

Так изучать художественное мастерство Н. В. Гоголя в школе начинают с «Вечеров..» — это лишь одна сторона многогранного творчества великого писателя, но она имеет столь существенное значение для учебно-воспитатель­ной работы в школе, что заслуживает особого внимания учи­теля.

Чтение и изучение произведений Гоголя проходят через весь курс средней школы. Уже в V классе программа предлагает для чтения «Вечера на хуторе близ Диканьки»; в VII классе для классной работы — «Тараса Бульбу», вVIII классе для классной работы — комедию «Ревизор», а для домашнего чтения — «Женитьбу» и другие избранные произведения Гоголя; в IX классе ученики должны знако­миться уже со всем творческим путём Гоголя и подробно ана­лизировать «Мёртвые души».

Таким образом школа имеет достаточно возможности для того, чтобы ознакомить учащихся с художествен­ным мастерством Гоголя.

Школьное изучение творчества писателя обычно проходит три основных этапа: чтение литературного материала, сообще­ние учителя о писателе, включающее в той или иной степени сведения о его методе и художественном мастерстве, и анализ литературных произведений, где художественным средствам писателя, его 'мастерству должно уделяться большое внима­ние. В такой последовательности надо изучать в школе и твор­чество Н. В. Гоголя.

 

 

Литература

1. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979.

2. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику – Хрестоматия для 7кл. – М., 1969.

3. Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969.

4. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.— Л., 1966.

5. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И. Тимофеева. – М., 1954

6. Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г. Браже. М, 1971.

7. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.

8. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение лите­ратурного произведения в школе. М., 1977.

9. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богданова. – М.: изд. Центр «Академия», 1999.

Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов / Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс – М.: Просвещение, 1985.

10. В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения в сред­ней школе, Учпедгиз, 1955.

11. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976.

12. Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпед­гиз, М., 1956.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: