Ход урока
1. Рассказываем и читаем Гоголя (выступления учащихся).
2. Контрасты «Майской ночи...» и ее смысл.
—...Удивило ли вас продолжение повести? Как построил ее Гоголь? Сравните 2-ю главу с последующими. Почему поэзия и таинственность первых страниц сменяется... «головой», пьяным Калеником и парубками? Что вы ощутили на этих страницах? Какие слова становятся ключом к ним? И с чего это вдруг появились в «Майской ночи...» «вольные казаки»? А при чем здесь «голова»? Как он выглядит под пером Гоголя? А другие лица? Как пишет Гоголь эти страницы? Почему они так задорны, насмешливы, даже едки? Найдите самые удивительные гоголевские фразы... в чем их секрет? А как выстроил автор события? Какую роль в них сыграла злополучная «свояченица»?..
—...Может быть, вы чего-то с нетерпением ждали, читая веселое повествование о «голове» и парубках? Как же вернулась в повесть утопленница? Что напомнил вам ее разговор с Левко? И почему появляется эта параллель: Левко — Ганна, Левко — панночка-утопленница?.. А самое неожиданное в повести? Как же понять эту волшебную «реальность» — записку панночки?
—...Как завершил Гоголь «Майскую ночь...»? Что вам напомнила эта страница? Сравните ее с началом предпоследней главы; ваши открытия.
—...Какая картина повести особенно поэтична и величественна? Почему писатель дважды рисует украинскую ночь: в начале происшествий с Левко и в завершении повести? Перенесите эту картину на рисунок... А как ее создает Гоголь? В чем тайны его слова и фразы?
—...Ожидали ли вы такую развязку? Как ее встретили? Контрастная композиция повести. Слияние сказочно-поэтического и реально-житейского начал как своеобразие гоголевских «Вечеров...». Ироническое в «Майской ночи...»; гоголевский смех в сюжете и языке; мастерство иронической гиперболы. Эпическая тема казацкой больницы. Трагическое в «Майской ночи...». Параллелизм образов Ганны и панночки как тайный смысл повести. Образ «божественной ночи» как ее символическое «обрамление».
|
Р. р. Овладение лексическими формулами: слияние противоположных начал, лиризм и ирония, поэзия народного предания, метафоричность, ширь гоголевской фразы, развернутое сравнение, неожиданность гиперболы, символика обрамления.
Здесь, как и повсюду, отбор лексики обусловлен читательскими высказываниями в ходе разбора текста.
Д. з.: Выписать из «Майской ночи...» наиболее характерную для Гоголя фразу и отметить ее особенности (своеобразие лексики, синтаксиса, интонации); прочитать «Вечера на хуторе близ Диканьки» и подготовить выступление «Захватывающая страница Гоголя».
Заключение
Анализ эпического произведения в школе — сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.
Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту—задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать па читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке».
|
Особенно важно определить верную педагогическую концепцию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном отношении подход к произведению.
Анализ в родовом аспекте позволяет не только углубить знания по литературе, но и содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, пониманию художественного произведения как явления искусства.
Анализ основан на понимании специфики литературного произведения, единства его содержания и формы. Учителю важно самому раскрывать перед учащимися границы, отделяющие произведения разных жанров одного и того же автора и разных писателей.
Есть эпохи, особенно важные для жизни— обычно это эпохи стремительного развития общественного сознания, эпохи революций, ломающие все каноны, создающие.новые жанры. Напротив, в эпохи вялого общественного развития, в эпохи реакции, когда неподвижность владеет духом, умами общества, и род начинает окостеневать.
Род и жанр объединяют в себе все компоненты художественного произведения — композицию, образную систему, сюжетные линии, язык, стиль и придает им не только законченность, но и определенную окраску, или, как в музыке, включает идеи, мотивы и образы в определенную тональность. Каждый из компонентов в различных жанрах приобретает новое значение и содержание.
Так изучать художественное мастерство Н. В. Гоголя в школе начинают с «Вечеров..» — это лишь одна сторона многогранного творчества великого писателя, но она имеет столь существенное значение для учебно-воспитательной работы в школе, что заслуживает особого внимания учителя.
|
Чтение и изучение произведений Гоголя проходят через весь курс средней школы. Уже в V классе программа предлагает для чтения «Вечера на хуторе близ Диканьки»; в VII классе для классной работы — «Тараса Бульбу», вVIII классе для классной работы — комедию «Ревизор», а для домашнего чтения — «Женитьбу» и другие избранные произведения Гоголя; в IX классе ученики должны знакомиться уже со всем творческим путём Гоголя и подробно анализировать «Мёртвые души».
Таким образом школа имеет достаточно возможности для того, чтобы ознакомить учащихся с художественным мастерством Гоголя.
Школьное изучение творчества писателя обычно проходит три основных этапа: чтение литературного материала, сообщение учителя о писателе, включающее в той или иной степени сведения о его методе и художественном мастерстве, и анализ литературных произведений, где художественным средствам писателя, его 'мастерству должно уделяться большое внимание. В такой последовательности надо изучать в школе и творчество Н. В. Гоголя.
Литература
1. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1979.
2. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику – Хрестоматия для 7кл. – М., 1969.
3. Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969.
4. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.— Л., 1966.
5. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе / под ред. Л.И. Тимофеева. – М., 1954
6. Искусство анализа художественного произведения/ Сост. Т. Г. Браже. М, 1971.
7. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М., 1972.
8. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.
9. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богданова. – М.: изд. Центр «Академия», 1999.
Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов / Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс – М.: Просвещение, 1985.
10. В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения в средней школе, Учпедгиз, 1955.
11. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., 1976.
12. Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпедгиз, М., 1956.