Этапы работы над орфографическим правилом.




Для того чтобы обеспечить лучшее понимание данного материала, мы покажем Вам этапы работы с орфографическим правилом на конкретном примере.

 

 

Правило: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые

оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Я.

Этап№1.

Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации, цель которой – мотивация изучения правила.

Сел – С?ел

(за парту) Ь/Ъ (яблоко)

Путь объяснения – индуктивный (здесь возможен и дедуктивный путь, так как правило одновариантное)

Для учителя важно, проанализировать текст правила.

Можно составить краткую таблицу:

знания, которые необходимо актуализировать. Раздел «грамматика». части правила (по ним задаются вопросы для выборочного чтения)
Что такое приставка. Особенности согласных букв. Какие гласные относятся к йотированным. Ъ не обозначает звука.   1) Ъ пишется после приставок. 2) Приставка оканчивается на согласный 3) После приставки идет Е, Ё, Я 4) Смыслоразличительная роль Ъ: меняет значение слова (сел – съел) Этого нет в тексте правила, добавляет учитель.  

Этап №2.

Коллективное выведение правила.

- вспомнить, когда пишется разделительный мягкий знак. (в корне слова перед гласными Е, Ё, Я, Ю,И)

- выделить корень или приставку. (в слове с?ел приставка – с, корень – ел, значит в этом слове пишется разделительный твердый знак)

Этап №3.

Озаглавливание правила.

Этап №4.

Работа с текстом правила (только в этот момент дети открывают учебник!!!). Выделение частей.

- Какой знак (буква) пишется после приставок?

-На какую букву должна оканчиваться приставка?

- Перед какими гласными пишется Ъ?

- Когда возникает опасность перепутать Ь и Ъ? (перед гласными Е, Ё, Я)

Этап №5.

Анализ примеров и обозначение новой орфограммы.

Въехали

- Объясни, почему в этом слове пишется Ъ.

- Запиши пример в тетрадь.

 

 


УСВОЕНИЕ ПРАВИЛА

Этап №6.

Уточнение необходимого способа действия: составление памятки или алгоритма.

1) Выделяю корень.

2) Выделяю приставку.

3) Смотрю, на какую букву оканчивается приставка.

4) Если на согласную букву, а корень на Е,Ё,Я, то пишу Ъ.

Составление схемы правила:

           
   
Ъ
 
     
 
 


Согл.

Е

Ё

Я

съел

       
   


Этап №7.

Первичное закрепление.

- составление рассуждения на конкретных примерах.

- отработка алгоритма (лучше сопровождать работой на доске).

- при проверке обязательно задействовать речедвигательный и слуховой факторы (можно организовать работу в парах)

ПРАКТИКА

Этап № 8

Монолог ученика

 

- Выделяю корень слова. Смотрю на какую букву начинается корень. Корень в слове съел начинается на е.

- Выделяю приставку в слове. В слове съел приставка с.

- В слове съел пишу Ъ, т.к. приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с гласной е.

 

Тема №3.

Виды упражнений на закрепление орфографических умений.

 


Орфографической навык – это автоматизированные компоненты осознанной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями, которые проводятся систематически.

Цель орфографических упражнений:

а) формировать умение «видеть» орфограмму в слове;

б) способствовать овладению операциями, обеспечивающими применение правила;

в) устанавливать связи между частными операциями, т.е. включение их в единую
систему действий;

г) уточнить для учащихся сущность и формулировку правил.

 
 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: