Для того чтобы обеспечить лучшее понимание данного материала, мы покажем Вам этапы работы с орфографическим правилом на конкретном примере.
Правило: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые
оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Я.
Этап№1.
Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации, цель которой – мотивация изучения правила.
Сел – С?ел
(за парту) Ь/Ъ (яблоко)
Путь объяснения – индуктивный (здесь возможен и дедуктивный путь, так как правило одновариантное)
Для учителя важно, проанализировать текст правила.
Можно составить краткую таблицу:
знания, которые необходимо актуализировать. Раздел «грамматика». | части правила (по ним задаются вопросы для выборочного чтения) |
Что такое приставка. Особенности согласных букв. Какие гласные относятся к йотированным. Ъ не обозначает звука. | 1) Ъ пишется после приставок. 2) Приставка оканчивается на согласный 3) После приставки идет Е, Ё, Я 4) Смыслоразличительная роль Ъ: меняет значение слова (сел – съел) Этого нет в тексте правила, добавляет учитель. |
Этап №2.
Коллективное выведение правила.
- вспомнить, когда пишется разделительный мягкий знак. (в корне слова перед гласными Е, Ё, Я, Ю,И)
- выделить корень или приставку. (в слове с?ел приставка – с, корень – ел, значит в этом слове пишется разделительный твердый знак)
Этап №3.
Озаглавливание правила.
Этап №4.
Работа с текстом правила (только в этот момент дети открывают учебник!!!). Выделение частей.
- Какой знак (буква) пишется после приставок?
-На какую букву должна оканчиваться приставка?
- Перед какими гласными пишется Ъ?
|
- Когда возникает опасность перепутать Ь и Ъ? (перед гласными Е, Ё, Я)
Этап №5.
Анализ примеров и обозначение новой орфограммы.
Въехали
- Объясни, почему в этом слове пишется Ъ.
- Запиши пример в тетрадь.
УСВОЕНИЕ ПРАВИЛА
Этап №6.
Уточнение необходимого способа действия: составление памятки или алгоритма.
1) Выделяю корень.
2) Выделяю приставку.
3) Смотрю, на какую букву оканчивается приставка.
4) Если на согласную букву, а корень на Е,Ё,Я, то пишу Ъ.
Составление схемы правила:
| |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
Согл.
Е
Ё
Я
съел
![]() | ![]() |
Этап №7.
Первичное закрепление.
- составление рассуждения на конкретных примерах.
- отработка алгоритма (лучше сопровождать работой на доске).
- при проверке обязательно задействовать речедвигательный и слуховой факторы (можно организовать работу в парах)
ПРАКТИКА
Этап № 8
Монолог ученика
- Выделяю корень слова. Смотрю на какую букву начинается корень. Корень в слове съел начинается на е.
- Выделяю приставку в слове. В слове съел приставка с.
- В слове съел пишу Ъ, т.к. приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с гласной е.
Тема №3.
Виды упражнений на закрепление орфографических умений.
Орфографической навык – это автоматизированные компоненты осознанной речевой деятельности. Автоматизированность достигается длительными упражнениями, которые проводятся систематически.
Цель орфографических упражнений:
|
а) формировать умение «видеть» орфограмму в слове;
б) способствовать овладению операциями, обеспечивающими применение правила;
в) устанавливать связи между частными операциями, т.е. включение их в единую
систему действий;
г) уточнить для учащихся сущность и формулировку правил.
![]() |