В современных социально-экономических условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новое значение. Наряду с сокращением и реструктуризацией рынка труда резко изменились требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего образования. Анализ занятости населения показывает, что при достаточно высоком образовательном цензе молодежи вероятность реализации полученных знаний на практике невелика, лишь малая часть выпускников средних и высших профессиональных учебных заведений получает возможность профильного трудоустройства.
Низкая конкурентоспособность молодежи делает ее наиболее незащищенной категорией на современном рынке труда. Чаще всего это обусловлено несоответствием полученного образования профессиональным интересам и рыночному спросу, недостаточной квалификацией и неготовностью молодых специалистов к практической деятельности [Евладова, 2008, с. 202].
Качество подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях определяется структурой и содержанием предшествующего общего образования, подготовленностью школьников к профессиональному обучению.
Отечественный педагогический опыт показывает, что практическая подготовка учащихся в настоящее время осуществляется преимущественно на базе школьных учебных мастерских. Это особенно актуально в условиях сельской школы. Ограниченные возможности механизации и материально-технического обеспечения учебно-производственных процессов приводят к изменению направленности трудовой подготовки школьников. Обучение в школьных мастерских в большинстве своем ориентировано на сферу ремесленного, часто ручного труда, что приводит к стагнации, а подчас и деградации целей и задач технологического обучения.
|
Общеобразовательная практикоориентированная подготовка включает в себя трудовое и технологическое обучение, завершающееся специализированной подготовкой старшеклассников.
Анализ организации профессиональной подготовки школьников (см. таблицу 1.3.) указывает на современные тенденции и условия развития технологического образования.
Таблица 1.3.
Организация профессиональной подготовки старшеклассников (в %)
Школьные мастерские % | Учебно- призводсвенные комбинты % | Учебные участки предприятий % | На базе профессиональных учебных заведений % | |
Город | ||||
Село | - |
Роль учебно-производственных комбинатов (УПК) становится заметной в достаточно больших населенных пунктах с расширением системы межшкольного взаимодействия. Современные профессионально-образовательные потребности школьников выдвигают новые требования к содержанию деятельности УПК по решению задач технологического обучения, совершенствованию его научно-методического и организационного обеспечения [Сальцева, 2010, с. 45].
Практика последнего периода показывает, что с изменением социально-экономических условий резко сократились функции и возможности учебных участков предприятий, призванных осуществлять практическую подготовку и диагностику учащихся в процессе реального производства.
Следует отметить, что в условиях современного сокращения экономической базы системы образования крайне слабо используются возможности взаимодействия и комплексного использования образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного и профессионального образования.
|
Работа в сфере материального производства является ориентиром лишь для некоторой части школьников. Среди объективных индикаторов личностных, в том числе профессионально значимых интересов можно отметить распределение учащихся по различным видам деятельности в системе дополнительного образования. Оно подтверждается спектром формирующихся в процессе обучения и творческой практической деятельности профессиональных интересов и устремлений подростков.
По окончанию основной школы около третьей части городских и почти половина сельских школьников переходят на обучение в систему начального и среднего профессионального образования по профилям производственных и, чаще, непроизводственных специальностей. На выбор профессиональной траектории влияют не только личностные качества, но и конъюнктура рынка труда, общественные условия и социальные возможности учащихся.
Перешедшие в старшие классы школьники продолжают технологическое обучение, которое может быть общетрудовым или профильным в зависимости от готовности системы образования к решению задач специализированной подготовки школьников [Цит. по: Ануфриева, 2014, с. 127].
Кроме того, имеющее место в процессе технологического обучения разделение контингента учащихся по половому признаку (на мальчиков и девочек) отвечает традиционному решению вопросов самообслуживания и самообеспечения в процессе бытового разделения труда, однако не решает задачи профессионально-ориентированной подготовки учащихся. Следует также отметить низкий уровень профессиональной мотивации общего и трудового обучения школьников и необходимость обеспечения этой важнейшей составляющей целеполагания учебного процесса.
|
В наши дни технология приникает во все сферы жизни – от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления. Требования, предъявляемые к человеку на современном этапе развития общества, существенно изменились: от работника требуются не только хорошо развитые производственные функции, но и умения проектировать, анализировать, принимать решения, выполнять творческую работу. Задачей первостепенной важности становится подготовка подрастающего поколения к жизни в сложном информационно-технологическом обществе.
Анализ отраслевой структуры рынка труда, относительного уровня заработной платы и профессиональных устремлений учащихся на примере областей центрального региона за последние годы (таблица 1.4.) указывает на несбалансированность социально-экономического развития современного общества и необходимость совершенствования процессов его обеспечения.
Однако среди особенностей существующей системы технологического обучения следует отметить социально обусловленное построение его базовой части по отраслям и компонентам хозяйственной деятельности. Это входит в противоречие с задачами личностно-ориентированного построения профессионально значимого обучения школьников в соответствии с объектами и типами профессиональной деятельности [Цит. по: Крашенинников, 2013, с. 22].
Таблица 1.4.
Отраслевая структура и профильное обучение школьников (в %)
Отрасли экономики | Структура экономики | Уровень зарплаты отн.сред. | Распределение учащихся | ||
Всего | Город | Село | |||
Промышленность | |||||
Сельское хозяйство | |||||
Транспорт и связь | |||||
Строительство | 0,5 | 0,5 | - | ||
Торговля и общепит | - | ||||
Жил.- ком. хозяйство | |||||
Прикладная экономика | - | ||||
Наука, здравоохранение, образование, культура | |||||
Прочие | - |
Технологическое образование школьников может осуществляться различными путями. В общеобразовательной школе технологическое образование, в основном, осуществляется посредством реализации образовательной области «Технология», включенной в инвариантную часть базисного учебного плана согласно приказу Министра образования РФ.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе дополнительного образования является формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения [Тагариев, 2011, с. 24].
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решения проблем, развитие творческих способностей, сознательности, гибкости, предприимчивости.
Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
Технологическая культура предполагает овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Технологическая культура включает ряд сторон: культура труда, информационную и графическую культуры, культуру дизайна, предпринимательскую и проектную культуры, культуру человеческих отношений и экологическую культуру.
Технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений, навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе [Бим-Бад, 2010, с. 392 ].
Основной целью технологического образования, является «подготовка молодежи к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире».
Исследователи В. Д. Семенов, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолов отмечают, что в системе общего образования образовательная область «Технология» формирует у учащихся систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности, внутреннюю потребность и уважительное отношение к процессу и результатам труда, формированию трудовой, графической, предпринимательской, экологической, информационной, этической, эстетической культур. [Цит. по: Александрова, 2014 с. 22]
В современном образовании актуальной темой остается вопрос сохранения единого образовательного пространства, которое обеспечит условия, необходимые для реализации каждым человеком права на полноценное образование. Для обеспечения целостности и непрерывности технологического образования школьников, необходима его реализация в процессе дополнительного образования, являющегося необходимой составляющей единого образовательного пространства. Основное и дополнительное образование в настоящий момент рассматривается как «равноправные сферы общего образования, обеспечивающие его целостность» [Тагариев, 2011, с. 26].
Образовательный потенциал дополнительного образования уже сегодня огромен и устойчиво возрастает. Проблемам дополнительного образования посвящено достаточное количество работ. Определения термина «дополнительное образование» приводятся во многих из них. Рассмотрим некоторые.
Дополнительное образование – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы [Сластенин, 2010, с. 307].
Дополнительное образование – это особое (внеучебное для школьников) образовательное пространство, реализуемое в свободное время школьника, где субъективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по развитию индивида и его самоопределению и самореализации [Бим-Бад, 2010, с. 84].
За основу возьмем определение, закрепленное в законе РФ «О дополнительном образовании» (постановление 2006 года):
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства [Куркина, 2010, с. 23].
При этом под дополнительными образовательными услугами будем понимать «удовлетворение потребности личности в приобретении дополнительных знаний и развитии творческих способностей под руководством специалистов»; под информационно-образовательной деятельностью – «вид дополнительного образования, направленный на оперативное удовлетворение потребностей человека в информации по различным областям знаний» [Буйлова, 2013, с. 163].
Организационно-правовые основы дополнительного образования находят отражение в следующих нормативных документах: закон РФ «Об образовании» (1992 г.), закон РФ «О дополнительном образовании» (2006 г.), «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (2007 г.).
Структура дополнительного образования сложилась и характеризуется вариативностью направлений. Так, В.А. Березина выделяет следующие виды дополнительного образования [Буйлова, 2011, с. 139]:
− дополнительное образование детей как вариативная часть общего среднего образования, целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
− повышение квалификации – вид дополнительного образования, направленный на обеспечение нового качества выполнения работником своих профессиональных функций;
− профессиональная переподготовка – освоение дополнительных образовательных программ в целях выполнения нового вида работы;
− самообразование;
− стажировка;
− дополнительные образовательные услуги;
− информационно-образовательная деятельность.
Переход к третьему тысячелетию связан с технологической революцией, которая охватывает все виды человеческой деятельности. Сфера применения технологии расширяется, технологический подход распространяется на все стороны общественной жизни, в том числе, и на социальное управление, науку, образование. Технология становится существенным фактором развития общества [Тхоржевский, 1987, с. 49].
Меняющиеся условиях требуют от человека готовности ориентироваться в современной технологической действительности, выбирать оптимальные способы деятельности на основе осознания своей ответственности за этот выбор, результаты и последствия их применения для существования цивилизации, а также быстрой адаптации без стрессов и потрясений к меняющейся социальной и технологической среде. Технологическая подготовка становится необходимой для любого человека и его общего образования.
Сказанное ведет к переосмыслению феномена технологической подготовки в школе, определению ее места в общем образовании. Сама по себе постановка теоретических и практических проблем, связанных с технологической подготовкой школьников, не является для отечественной педагогики и практики школы чем-то новым. Необходимость изучения технологии в рамках дополнительного образования как теоретическая, так и практическая задача отмечалась на разных этапах развития школы и педагогической науки [Там же, 1987, с. 53].
В целом изучение технологии было ориентировано на подготовку школьников к непосредственному систематическому участию в производительном труде. Как правило, технологическая подготовка школьников своими целями и содержанием охватывала области промышленного и сельскохозяйственного производства, перспективы их развития.
Технологическая подготовка в дополнительном образовании – одна из важнейших составных частей воспитания, предусматривает ознакомление учащихся на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся, способствует сознательному выбору трудового пути, создает основу, фундамент последующей профессиональной подготовки [Новиков, 2010, с. 26].
Ознакомление с научными основами производства и производственных отношений осуществляется на факультативных занятиях, в различных технических и опытнических кружках в школе и учреждениях дополнительного образования. Практическое развитие навыков и умений обращаться с простейшими орудиями производства, взаимодействовать с машинами и механизмами составляет главное назначение и содержание образовательной области «Технология». Формирование у учащихся готовности к труду, воспитание трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются всей системой учебной и внеучебной работы образовательных учреждений (содержание учебных предметов, уровни трудовых учебных нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т.д.). Решающую роль в технологической подготовке играет участие школьников в трудовой деятельности взрослых (это позволяет на практике знакомиться с производственными отношениями и обязанностями, действенно проявлять духовные и физические способности). С этой же целью организуется работа учащихся в учебных цехах, учебно-производственных комбинатах, ученических производственных бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др. [Тагариев, 2011, с. 29].
Основным предназначением образовательной области «Технология» в учреждениях дополнительного образования является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых и гражданских качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
ГЛАВА 2. Организация деятельности кружка
«Умелые ручки»