Методические аспекты организации работы кружка




 

Кружок является важным звеном в системе трудового обучения и воспитания школьников. Под этим понятием подразумеваются различные формы организации трудовой деятельности стабильных групп учащихся. Трудовые кружки обеспечивают решение вопросов воспитания трудолюбия, организованности, умение работать в трудовом коллективе, подчиняться его режиму, поддерживать длительное время деловые отношения с товарищами. Широкие возможности в выборе содержания и организации работы кружка позволяют педагогам решать многие вопросы углубленного изучения и освоения видов труда. При этом интерес и самостоятельность выбора кружка, добровольность работы в нем, способствует формированию сознательности в трудовой деятельности [Куркина, 2010, с. 97].

Привлекать к работе кружка можно детей 7-11 классов. В кружке могут заниматься 10-15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а ведь особенно на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход.

Кружок комплектуется чаще из учащихся параллельных классов, которых объединяет одинаковый уровень подготовки и общность интересов к занятиям. Наряду с этим очень важным является вопрос количественного состава кружка – сколько учащихся может одновременно заниматься под руководством одного руководителя.

Дело в том, что при большом количестве кружковцев трудно уделить внимание каждому из них. Могут возникнуть осложнения, самому ученику трудно найти выход, а руководителю подойти некогда: он занят с другими. Ученик вначале ждет терпеливо, затем начинает скучать, привлекает к себе внимание товарищей, поднимается шум, снижается творческая активность, падает дисциплина. Может быть и другой контингент набора учащихся в кружок. Комплектование ведется из разных непараллельных классов, то есть смешанные группы старших классов и младших классов. В этом случае требования к руководителю кружка возрастают, так как возникает необходимость в дифференцированном подходе к выбору заданий и методике обучения. Продуктивность занятий в таком кружке несколько выше. Общение ребят во время занятий положительно сказывается на их творческой активности, особенно младших школьников. Живое наблюдение за практической работой старших ребят помогает новичкам и младшим по возрасту кружковцам быстрее овладеть начальными стадиями резьбы по древесине. В кружках учащихся разного возраста могут образоваться самостоятельные группы из 2-3 человек, которые выполняют коллективную работу, что создаёт благоприятные условия для обсуждения и решения творческих задач [Литова, 2011, с. 57].

Иногда случается, что отдельные члены кружка, достигшие неплохих результатов в работе и пользующиеся поэтому авторитетом у других учащихся, начинают отступать от выполнения общепринятых норм поведения в кружке. Этого допускать нельзя. Дисциплина для всех должна быть одинакова, и только при этих условиях можно говорить о воспитательной роли кружка.

Следует избегать частого порицания учащихся за ошибки в работе. Прежде чем покритиковать того или иного подростка, надо постараться отыскать в его работе что-либо положительное, удачное, похвалить за это, а потом указать на ошибку и предложить исправить ее. Если ошибка нетипичная и допущена подростком в результате недостаточного умения или непонимания, необязательно выносить ее на широкое обсуждение. Надо всегда помнить основной принцип А. С. Макаренко.

Принципы педагогики А.С. Макаренко проявлялись в педагогике и с воспитанниками, и с педагогическим коллективом: «Дети это живые жизни», - говорил он и требовал относиться к ним как к товарищам и гражданам, уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Нравственный максимализм Макаренко проявлялся в Пед. О.: «Должна быть серьезная система требований к человеку, и только это сможет привести к тому, что у нас будет развиваться в первую очередь требование к себе». Он сформулировал свой нравственно-педагогический. принцип: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Новаторский подход в его системе - воспитание в коллективе и через коллектив, который всегда имеет перспективные линии развития - ближние, средние и дальние. Макаренко впервые научно разработал методику коммунистического воспитания в детском коллективе, которая и по сей день, при смене социальных ориентиров, остается человечной и действенной.

В дальнейшем преподаватель должен помогать советами всем членам кружка на каждом занятии, на всех технологических стадиях, так как данный декоративно-прикладной вид искусства требует знания технологии ручной обработки древесины [Там же, 2011, с. 58].

Основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении, не загроможденном мебелью. Этого требует специфика кружка, так как кружковец должен иногда отрываться от изготовления изделия, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем. Без этого творческая работа просто невозможна.

Руководителю кружка важно заботится о нарастающем интересе учащихся к занятиям. В этом немалую роль играет новизна предлагаемых заданий, умение руководителя ставить перед учащимися некоторые художественно-конструкторские задачи, умело подбирать наглядный материал, корректировать программу с учетом контингента учащихся, приучать к ответственности за выполнение их обязанностей, бережливому отношению к инструменту и материалам [Софронова, 2012, с. 68].

Занятие в кружке лучше проводить раз в неделю по 2 часа. Сдвоенные часы занятий позволят сократить время на подготовку рабочих мест и их уборку. Перерыв лучше устраивать через полчаса или через час после начала работы. Занятия в кружке советуем проводить в определенные дни, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.

Посещаемость кружка, дисциплина, а, в конечном счете, и результаты труда во многом зависят от четкой организации, от умелого планирования занятий и требований к членам кружка. Руководитель должен следить за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учить бережному отношению с инструментами. Наглядные пособия, рабочий материал, инструменты и незаконченные изделия должны храниться в шкафах.

На вводном занятии дети выбирают старосту, который будет отвечать за посещаемость, отмечать присутствующих, назначать дежурных и следить за выполнением установленных правил, тем самым помогая руководителю.

Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с программой для кружков. Тематический план составляется руководителем с поурочным планированием (см. таблицы А.1 и А.2 приложения).

Работа в кружке должна носить практический характер. На теорию рекомендуется отводить не более 25 % времени. Теоретические знания должны незаметно входить в процесс работы. Исторические факты, различного рода технологические правила, приёмы и режимы работы лучше сообщать попутно, по ходу возникающих вопросов и ситуаций, а не в качестве лекций. Даже вводные занятия нужно спланировать так, чтобы они содержали практическую работу. Учащиеся идут на кружок с настроением поработать, сразу начать делать что-то интересное, красивое, хотя и не имеют достаточных навыков. Сухая обязательность может снизить творческий запал ученика. Поэтому перед руководителем кружка стоит сложная задача – не загасив естественного порыва учеников, постепенно прививать им навыки, без которых невозможно обойтись.

Обучение должно идти в процессе творчества. При выполнении первой композиции в материале учащийся узнает два-три приема, при выполнении следующей – еще столько же и так далее. Из под рук кружковцев сначала будут выходить работы, как правило, далекие от профессионального совершенства. Однако в них будет ощущаться живая заинтересованность и эмоциональность восприятия окружающего мира. В этом их основная ценность.

Знания, умения и навыки придут с опытом, но непосредственность и индивидуальность произведений будут сохраняться. Сохранение этих качеств – главная методическая задача работы руководителя кружка [Ходунова, 2011, с. 39].

Перед руководителем кружка нередко встает вопрос: с чего начать занятия кружка? Какие упражнения дать ученикам на первых порах? Как наращивать сложность заданий? От решений этих вопросов и зависит успех работы кружка.

Что касается конкретной работы кружка, то она зависит от многих факторов. И, несмотря на индивидуальность работы, у руководителя кружка должна быть приблизительная программа, от которой он может отходить в зависимости от конкретных условий. Образец программы кружка представлен в приложении А.

В содержании программы предусматриваются рациональное распределение учебного материала темы по занятиям, формы и методы ведения занятий, применение наглядных пособий и технических средств обучения, домашнее задание учащимся (если это нужно), рекомендуемая литература по теме [Буйлова, 2011, с. 140].

Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно два занятия. При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки материалов. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ждать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Выбор обрабатываемого материала зависит от возраста кружковцев. В резьбе по дереву учебные задания начального периода лучше в липе или осине. Если не учесть физических свойств материала и предоставить детям возможность работать с неподходящим материалом, их энтузиазм может очень быстро погаснуть.

Первое задание в кружке может быть общим для всех учащихся. Рисунки для него руководитель должен подготовить сам.

Руководитель должен направлять процесс отбора композиций. Лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы. И не нужно стесняться предлагать ребятам повторить те или иные образы. Такая методика поможет им понять, что можно, а что нельзя создавать в том или ином виде декоративно-прикладного искусства. Вместе с профессиональными навыками они будут развивать художественный вкус.

Воспитание эстетического вкуса в кружке «Резьба по древесине» должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.

Задача руководителя ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.

В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание.

Отличительная особенность индивидуально-творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий [Сущенко, 2009, с. 95].

Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых инструментов.

Большое влияние оказывает на учащихся осознание ими полезности своей работы в кружке. Это один из основных факторов, способствующих становлению каждого члена кружка как личности. Поэтому руководителю кружка надо искать заинтересованные предприятия или организации, устанавливать с ними сотрудничество. Юридически это сотрудничество может быть закреплено двусторонним договором либо рационализаторскими предложениями членов кружка на заказанные изделия. Руководитель кружка выбирает удобную для него форму сотрудничества [Буйлова, 2012, с. 86].

Задача преподавателя – не только обучить школьников основным трудовым навыкам, но и способствовать их комплексному развитию, практической реализации ими знаний, полученных по основам различных наук, осознанному формированию профессионального выбора, готовности к самостоятельной трудовой жизни.

На кружковых занятиях большое место занимает эстетическое воспитание учащихся.

Эстетическое воспитание служит лучшим средством, позволяющим сделать труд источником радости. В процессе обучения изготовлению различных декоративных элементов нужно стараться, чтобы кружковцы добивались отличного качества выполнения изделия, чтобы последние отличались красотой. Это достигается правильным выполнением каждой операции. Руководитель кружка раскрывает перед учащимися красоту, целесообразность изделий, знакомит их с элементами технической эстетики [Борадулин, 2013, с. 206].

В кружке «Резьба по древесине» решаются следующие задачи:

- развитие творческого потенциала и адаптации личности ребенка к социальной среде в условиях рыночной экономики на основе освоения технологии народного промысла «Резьба по древесине»;

- формирование творческого отношения к трудовой деятельности;

- этноэстетическое воспитание, воспитание благоприятного отношения к дому и семье;

- развитие познавательных интересов учащихся (наблюдательности, творческого воображения, смекалки, самостоятельности);

- привитие умений и навыков культуры труда;

- развитие творческих способностей в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий с использованием различных видов резьбы по древесине.

Эффективной организации работы кружка «Умелые ручки» способствует правильный подбор форм и методов работы с учащимися. С этой целью для обучения технологии резьбы используются следующие методы технологического образования: рассказ, объяснение, устный и письменный инструктаж, демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения, дизайн-анализ, метод проектов.

Для повышения теоретических знаний кружковцев целесообразно давать им задания для самостоятельного изучения какой-либо темы по художественной резьбе по древесине с анализом реализации ее в практической жизни. Учащихся надо обеспечить соответствующей литературой, которую они самостоятельно не всегда могут найти в библиотеке. После того как руководитель кружка убедился в проработке темы тем или иным учащимся, можно предложить ему выступить с ней перед другими учащимися своего или другого кружка.

Руководитель кружка должен приложить максимум усилий к тому, чтобы разработанные и изготовленные учащимися изделия для дома или школы ими же и внедрялись, то есть чтобы учащиеся могли конкретно познакомиться с реальными результатами своей деятельности [Там же, 2013, с. 224].

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

Основное место в освоении учащимися знаний и умений отводится практическому методу, который включает в себя освоение приемов резания, составление эскизов резных изделий, их изготовление. Так, на первоначальном этапе обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструмент, по координации движений. По мере углубления учащихся в работу следует приучать их самостоятельно анализировать ее ход и проводить необходимую корректировку.

Отдельные вопросы, такие, как методы и приемы работы, правила техники безопасности изучаются на теоретических занятиях. При этом надо заметить, что к правилам техники безопасности, отдельным приемам резания возвращаются несколько раз в течение учебного года в зависимости от темы занятий. Многократное повторение одного и того же материала, но под разными углами, с разной степенью подробности и с учетом уровня подготовки учащихся способствует лучшему его усвоению [Буйлова, 2012, с. 89].

У ряда учащихся выработалась в школе неприязнь к теоретическим занятиям, поэтому они либо вообще пропускают такие занятия в кружке, либо опаздывают на них. Поэтому целесообразнее на каждом занятии чередовать теоретическое изложение материала с практической работой. Это и менее утомительно для учащихся.

Отдельно следует сказать о проектном методе, связанном с планированием и осуществлением определенной практической деятельности. Это чаще всего связано с работой над выбранным самим учащимся изделием. Для этого потребуются значительные затраты учебного времени, поскольку проектный метод предполагает максимум самостоятельности и активности самого школьника. Но зато приобретаемые при этом знания и умения носят более осознанный характер [Софронова, 2012, с. 71].

Основная форма обучения – групповое занятие. Во время занятия применяются коллективные методы работы. Выбирая форму ведения занятий, необходимо учитывать индивидуальные, возрастные особенности и способности учащихся, так как это дает возможность более эффективно строить учебный процесс.

Одним из наиболее действенных методов обучения является личный показ руководителем кружка приемов художественной резьбы по древесине. Мастерски выполненная работа рождает у ребят желание самореализоваться, т. е. самим создать выразительные изделия. При этом соблюдаются следующие принципы технологического образования: культуросообразность, природосообразность, научность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Планирование – основа правильной организации учебно-воспитательного процесса. С помощью плана определяется логическая последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них, намечается соотношение между объемами теоретических сведений и практическими работами – лабораторными и учебно-производственными, а также соответствующие формы и методы обучения. В нем находят отражение объекты труда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и раздаточный материал, используемые на конкретных занятиях [Бим-Бад, 2010, с. 301].

Одним из важнейших вопросов, который приходится решать в ходе планирования кружковой работы, является подбор объектов труда для школьников Это довольно сложная проблема, так как необходимо учитывать множество факторов:

- социальную значимость изделия;

- соответствие технологии изготовления программе и способностям учащихся;

- наличие в мастерских нужных материалов, инструментов, приспособлений;

- соответствие формы и декора содержанию изделия и принципам оформления;

- возможности вовлечения учащихся в процессе работы в активную мыслительную (в частности, творческую) деятельность и др. [Литова, 2011, с. 59].

Социальная значимость изделия не случайно названа первой, ибо это довольно объективное обстоятельство, которое не поддается корректировке в такой же мере, как остальные перечисленные выше критерии. Если, например, технологию изготовления изделия можно в определенных пределах изменять, материальную базу усовершенствовать, выбирать подходящую форму изделия и методику проведения работы, то значимость определена потребностями общества, подшефных учреждений, школы, мастерских.

Очень тесно связана данная проблема с качеством изготовляемых предметов. Поэтому при выборе объектов труда руководитель кружка должен точно знать, где и как они будут использованы, и до начала работы сообщить об этом школьникам [Сущенко, 2009, с. 88].

Чтобы облегчить анализ социальной значимости объектов труда, целесообразно рассмотреть их в системе. Изделия, изготовляемые на занятиях в кружке «Резьба по древесине», по их основной функции (утилитарной или декоративной) можно условно разделить на две группы:

− предметы бытового (домашнего) употребления, инструменты и приспособления, учебные пособия и инвентарь для школы, игрушки и технические модели, заказы от производства и подшефных учреждений;

− сувениры, декоративные формы, призы, украшения, имитации этнографических предметов домашнего обихода.

Хотя иногда трудно однозначно определить, к какой группе относится данная вещь, но в большинстве случаев подобная градация позволяет легче судить о целесообразности включения того или другого объекта в план работы.

Следует знать, что социальную значимость работы школьников нельзя понимать узко, имея в виду лишь конкретную материальную пользу: объекты труда, которые позволяют воспитать у ребят интерес к работе, удовлетворяют их потребность к игре и повышают творческую активность, социально не менее значимы.

Одна из особенностей занятий в кружке «Резьба по древесине» состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, надо чтобы они, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы. Чтобы дети в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, давать оценку творческой деятельности детей, отмечать результативность и значимость их труда.

Эффективный результат дают промежуточные просмотры, выполняемых учащимися работ. На текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь учащимся в индивидуальном порядке, или когда у многих школьников повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимает эмоциональный настрой учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил [Ходунова, 2011, с. 22].

В конце каждого учебного года в кружке организуют отчетную выставку, лучшие экспонаты которой готовят затем для районных или городских выставок. Проводят обсуждение результатов предыдущих выставок в текущем учебном году, выступлений учащихся на различных конкурсах, семинарах, конференциях. Награждают грамотами наиболее активных учащихся и обсуждают план работы на следующий год.

Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Возможно и материальное вознаграждение детей за успешную трудовую и творческую деятельность в процессе занятий резьбой по дереву, это не только поощрит ученика за его успехи, но и создаст эмоциональный подъем для продолжения занятий не только в кружке, но и самостоятельно, в свободное время.

Наряду с выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс на лучшее изделие, выделить и отметить наиболее удачные работы. Это будет способствовать привлечению к занятиям новых и новых школьников.

Руководитель кружка должен постоянно заниматься своим самообразованием, которое включает в себя и изучение передового педагогического опыта. В методическом кабинете желательно с этой целью иметь картотеку литературы, план проведения лекций, семинаров, конференций, докладов, экскурсий и т. д. в различных организациях города.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: