Слишком шумное одиночество




ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКИХ ЛИТЕРАТУР

БОЛГАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Болгарская литература – самая древняя из сла­вян­ских литератур. Она начинается с 886 г., с Преслав­ской книжной школы. Важную роль в ее становлении сыграли первые славянские просветители, создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, а также их ученики.

Расцвет древней болгарской литературы относится к концу IХ – началу Х в. Это были сборники поуче­ний, жития святых, проза и поэзия, а также переводы с гре­ческого языка на староболгарский церковно-слу­жеб­­ных книг, таких как Псалтырь, минеи, Апокалип­сис, ряд трудов святых отцов. Переводной литерату­рой Болгария снаб­жала даже другие славянские страны.

Как национальная художественная литература бол­гарская литература сформировалась поздно, что объяс­няется многовековым иноземным порабоще­ни­ем: сначала византийское господство (ХI–ХII вв.), по­том с ХIV в. османское иго, которое продолжалось поч­ти пять столетий: были уничтожены многие па­мят­ни­ки национальной культуры, нависла угроза исчез­но­ве­ния языка. Об этом периоде болгарской истории на­пи­сано немало. Приведем в качестве примера отрывок из романа М.Макдермотта «Апостол свободы»: «Обыч­но болгары тихо и мирно жили в соседстве с турками, – разумеется, при условии, что они вовремя платили налоги, а на все вопросы отвечали со смире­ни­ем и к ответу присовокупляли взятку; но в любую минуту достаточно было малейшей искры, чтобы выз­вать взрыв мусульманского фанатизма, и он заливал окрестности как лава, оставляя после себя слезы и пепел пожарищ. Ничья жизнь и ничье имущество не были в безопасности… По всей Болгарии пели не толь­ко о любви юноши к девушке, не только о радос­тях и печалях обычной жизни; песни повествовали о ее ужасах с обыденной простотой, от которой даже сегодня стынет в жилах кровь и сжимается сердце. Песни рассказывали о том, как женщин уводят в цепях в рабство, отрывая от родного дома и детей; об укра­денных невестах; о насильственном обращении в ислам; о пытках и допросах, о тюрьмах и казнях».

С началом турецкого ига литературная жизнь Бол­га­рии переместилась в Россию, Сербию, Румынию, дру­гие страны. Писатели отражали жизнь болгар под игом Османской империи и собственных ренегатов, призывали к борьбе против угнетателей. Произве­де­ния носили скорее реалистический, нежели романти­чес­ко-сентиментальный характер. Особую роль в деле национального возрождения сыграла книга монаха из Святогорского монастыря Паисия Хилендарского «Сла­вяно-болгарская история о народах и царях бол­гар­ских» (1762). Национальное возрождение, начало которого связывают с концом ХVIII в., продолжалось до русско-турецкой войны 1877–1878 гг., принесшей народу Болгарии освобождение и давшей развитие на­циональной литературе. В 70-е гг. действовали Васил Левски, Любен Каравелов, Христо Ботев, возглавив­шие национально-освободительное движение. Револю­цио­не­ры и политики, они не только бунтовали против политического и экономического рабства, но и много сделали для культуры. В литературе преобладали со­циальные мотивы (особенно это касается поэзии Х.Бо­тева). Каждое из названных имен свято для болгар. На­пример, Васил Левски – идеолог и организатор бол­гарской национальной революции – стал националь­ным геро­ем. Если турки надеялись задушить свободу, по­весив Левского, которого люди называли Апос­то­лом сво­бо­ды, то просчитались. Оставшиеся на свободе его со­рат­ники подняли Апрельское восстание 1876 г. И хотя оно потерпело поражение и было кроваво раз­гром­лено турками, получило резонанс во всем мире: в защиту права болгар на независимость выступили Тур­генев, Гюго, Гарибальди; Россия объявила войну Турции. Про­шло несколько лет, и Болгария радостно встречала победоносную русскую армию генерала Гур­ко, при­нес­шую свободу, которую народ этого балканского государства ждал пятьсот лет. В Болгарии память о Лев­ском чтут, не только запечатлев его образ в кар­ти­нах, памятниках, монументах, но даже первое спор­тив­ное общество, основанное в 1912 г., крупней­ший стадион Софии и ведущая футбольная команда города носят его имя. Личность Левского вдохновила не од­но­го писателя на создание художественных про­изве­дений о нем.

В болгарской литературе даже во второй половине ХIХ в. еще не было четкого размежевания лите­ра­тур­ных направлений. Сосуществовали сентимента­лизм, романтизм, реализм, но более всего превалировал интерес к реализму. Болгарские писатели многое заим­ство­вали у русских, т.к. жили, учились в России. По­этому понятно, почему с конца 40-х гг. в Болгарию широко проникает русская литература, усиливаются культурные связи, учитывается опыт русской литера­ту­ры. А в России этого времени особое значение полу­чил реализм, развивались повесть и роман, объективно показывающие происходящее. К 60-м гг. в болгарской литературе относится появление такого прозаического жанра, как повесть. Интерес к жанру вызвала возмож­ность обстоятельно представить многообразие жизни, поставить острые вопросы, вымысел соединить с действительностью. Роман заявит о себе лишь в конце 80-х – начале 90-х гг. ХІХ в.

У истоков болгарской прозы стояли Любен Ка­ра­ве́­лов и Васил Дру́мев. Л.Каравелов, будучи полити­че­ским и революционным деятелем, был вынужден жить на протяжении многих лет в эмиграции – то в России, то в Румынии, то в Сербии, являвшейся в то время центром освободительного движения южных славян. Сербские критики называли его одним из зачинателей сербского реализма. В Сербии была написана повесть «Виновата ли судьба?» Творчество «русского перио­да» подарило читателям книгу рассказов и повестей «Страницы из книги страданий болгарского племени». В Румынии он издавал газеты «Свобода» и «Независи­мость». Самым значительным в литературном насле­дии Каравелова считается повесть «Болгары старого времени» (1867) – произведение, достоверно передаю­щее реальные жизненные ситуации и типичные харак­теры болгар, проникнутое национальным колоритом, тоской по родине, лиричностью и блестящим юмором.

Когда слава Каравелова была в зените, в литературе появилось новое имя – Иван Ва́зов ( 1850–1921). Поэт, прозаик, драматург, не разделявший революционных убеждений Каравелова, но уважавший его, И.Вазов в дальнейшем становится патриархом болгарской лите­ра­туры (у него даже было прозвище «дед»). Его лите­ратурное наследие составляет 20 томов. Признание за ним статуса национального поэта произошло вскоре после освобождения Болгарии и продолжалось до кон­ца жизни. Будучи молодым, он отстаивал идеалы на­цио­нального освобождения и политической независи­мос­ти болгар. Живя в 70-е гг. в Румынии, напи­сал два сборника стихов, отразивших трудную судьбу бол­гар­ско­го народа и его борьбу против поработите­лей. Материалом для повестей становилась жизнь, гла­венствующее место занимала нравственная проблема­тика. Он пишет и о Василе Левском, и о “маленьком человеке”, лишенном защиты в обществе, где властву­ет нажива, рисует национальный характер, выступая де­мо­кратом и гуманистом. Писатель испробовал бук­валь­но все жанры, выступал за чистоту болгарского языка и определил лицо болгарской литературы на дол­­гие годы. Самые известные его произведения – ро­ман «Под игом», повесть «Отверженные», рассказы «Болгарка», «Недавнее». Идеалы социально-по­ли­­ти­чес­кого характера он воплотил в эпической три­ло­гии «Наша родня», «Под игом», «Новая земля». Клас­сик И.Ва­зов интересен и современникам, о чем сви­детель­ству­ет проведенная в его стране в 2008–2009 гг. кампа­ния «Большое чтение». Болгарским читателям пред­ло­жи­ли назвать авторов и романы, более всего им полю­бив­шиеся. Список выглядел таким образом: 1-е мес­то занял роман И.Вазова «Под игом», 2-е – «Вре­мя раз­дель­ное» А.Дончева, 3-е – «Табак» Д.Димо­ва, на шес­том месте – М.Булгаков, десятом – А.Дюма, двенад­цатом – Г.Маркес.

После освобождения Болгария приобрела статус бур­жуазно-монархического государства. Демократи­чес­­кие завоевания ослабевали. Усилилась эксплуата­ция трудящихся. Разорялись мелкие собственники, на­кап­ливалось богатство небольшой части общества, осо­бен­но землевладельцев. Произошло расслоение бол­гарской деревни. Крестьянский вопрос стал одним из главных. Появляется целая группа писателей, для творчества которых основной становится тема жизни болгарского крестьянина, болгарской деревни. Осо­бен­но выделяются такие прозаики, как Михалаки Геор­ги́ев, Тодор Вла́йков, а в 1897 г. впервые появ­ля­ется Ели́н Пели́н (это псевдоним Димитра Стояно­ва) (1877–1949). В 26 лет он уже был известен и по­пу­ля­рен в Болгарии. Писал не только о деревне, сельских жителях, их восприятии жизни. Он автор са­ти­риче­ских и юмористических рассказов, повестей «Ге­рако­вы», «Земля», сборника легенд, сборника сти­хов в про­зе «Черные розы». Писатель увлекался со­циали­сти­ческими идеями, любил творчество М.Горь­кого и А.Че­хова. Во время Второй мировой войны был фрон­товым корреспондентом.

В конце ХIХ в. в болгарской литературе усиливается критика буржуазных законов и морали, что отражает­ся в творчестве И.Вазова, А.Страшимирова, П.Яворо­ва. Возрождаются жанры фельетона, басни, са­тири­че­ской поэмы. К этому времени относится твор­че­ство бле­стящего мастера сатиры Алеко Константи­́но­ва (1863–1897), автора всего двух книг, вышедших при его жизни: путевых очерков «До Чикаго и об­рат­но» и сатирической повести в рассказах «Бай Ганю» (1895), вошедшей в золотой фонд болгарской лите­ра­ту­ры. Двух книг оказалось достаточно, чтобы писатель стал классиком болгарской литературы. А.Констан­ти­нов происходил из знатного рода. Получил блестящее юридическое образование в России, откуда вернулся на родину в 1888 г. и стал служить судьей, потом ад­во­катом, разоблачал коррупцию и махинации, выступал против реакции, монархии, критиковал отрицательные стороны буржуазного общества, за что писателя уво­ли­ли со службы, преследовали, травили, а впослед­ствии злодейски убили. Имя «бай Ганю» стало нарица­тель­ным в Болгарии. Желая подчеркнуть отрицатель­ное в герое, писатель ставит его в необычные условия: то отправляет в путешествие по Европе, то показывает моющимся в бане, то посещающим венскую оперу или пражскую выставку. Каждый рассказ раскрывает одну из черт характера этого торговца розовым маслом (кроме того, он еще и член правящей партии, владелец какого-то предприятия) – человека бесцеремонного, самодовольного, необразованного, жадного, типич­но­го предста­ви­теля буржуазной среды. При этом он простоват, энергичен, рассудителен, юмористичен. Во второй части цикла рассказов бай Ганю возвращается из Европы и становится журналистом, депутатом, членом правительственной делегации, даже заигры­ва­ет с на­родом. Показана и окружающая обстановка (по выра­же­нию писателя, «зло не в нем, а в среде»). Это соби­рательный образ, но трактуют его по-разному.

На рубеже ХIХ–ХХ вв. болгарская литература обо­га­щается психологизмом, наряду с национально-осво­бо­дительными идеями поднимаются общечелове­че­ские проблемы. Господствующим методом становится реализм, ярким представителем которого можно на­звать прозаика и драматурга Йордана Йо́вкова (1880–1937). Среди лучших его произведений – «Болгарка», «Наблюдатель», «Последняя радость», «Женское серд­це», «Суд», «Легенды Стара-Планины» и др. Анти­воен­­ная проза этого писателя носит гуманистический характер. Много внимания он уделяет описанию жизни болгарского крестьянина. Этические взгляды Йовкова свидетельствуют о его симпатии к учению и взглядам Л.Толстого. В историю болгарской литера­ту­ры вошел как мастер малых форм психологической прозы.

В это же время в литературе возникает модернизм, представленный творчеством Пенчо Славе́йкова, Пейо Я́ворова, появляется пролетарская литература, а вместе с ней утверждается социалистический реализм.

1941–1944 гг. – время подпольной лите­рату­ры, литературы Сопротивления. В 1946 г. после обра­зо­вания Народной Республики Болгарии основным ме­тодом становится именно соцреализм. Яркой звездой на литературном небосводе заблистал Димитр Ди́мов (1909–1966) – прозаик, заслуженный деятель культуры Болгарии, профессор анатомии, член Бол­гар­ской ком­му­нистической партии, автор романов «По­ру­чик Бенц», «Осужденные души», в которых прояви­лось мастерство создания психологического пове­ство­вания, и ряда пьес. Мировая слава пришла к пи­сателю с выходом романа-эпопеи «Табак» (1951), в котором речь идет об истории взлета и падения та­бач­ного кон­цер­на «Никотиана», эксплуатации народа и застилаю­щей глаза жажде наживы табачных магнатов, влияю­щих на судьбы людей, прежде всего героини романа – Ирины.

В эти годы ярко развивается жанр романа, особенно социально-психологического, широко используются до­кументы, мемуары. Примерами могут служить три­ло­гия «Солунские братья» Г.Караславова, «Легенда о Сибине, князе Преславском», «Антихрист», «Похити­тель персиков» Е.Станева. Емилиан Ста́нев (псевдо­ним Николы Стоянова Станева) (1907–1979) – автор анималистических рассказов, сборников рассказов («Ди­ва-птица», «Тихим вечером») о природе и чело­веке. Более 14 лет жизни писатель отдал работе над романом «Иван Кондарев», в котором описал события Сентябрьского восстания 1923 г. Историческая тема­тика пронизывает романы «Легенда о Сибине, князе Преславском», «Антихрист», «Тырновская царица».

В 60–70-е гг. ХХ в. в болгарской литературе по­яв­ляют­ся произведения, сделавшие их авторов класси­ками болгарской литературы, Й.Радичкова, Павла Ве­жинова, А.Гуляшки, Б.Райнова.

Богомил Ра́йнов (1919–2001) – прозаик, поэт и дра­матург, искусствовед, знаток живописи, киносцена­рист. Выпускник философского факультета Софий­ско­го университета. В 1941 г. выпустил первый сборник стихов. Огромную популярность принесли ему книги о разведчике Эмиле Боеве и инспекторе уголовного розыска Петре Антонове, в которых писатель проявил себя как мастер детективно-приключенческого романа («Инспектор и ночь», «Только для мужчин», «Что может быть лучше плохой погоды», «Большая скука»). В литературоведческом труде «Черный роман» Райнов исследовал феномен таких жанров, как шпионский трил­лер и детектив. В свое время экранизации его про­изведений «Что может быть лучше плохой по­го­ды» и «Большая скука» были кассовыми бестселлерами.

Гонорары за книги Б.Райнова были так велики, что его партийные взносы (а он вступил в Болгарскую рабочую партию (коммунистов) в 1944 г.) во много раз превышали оклады болгарских ученых с мировыми име­нами. Отношение к писателю на родине неодно­знач­но, что связано с его общественной и полити­че­ской деятельностью. Он много лет являлся членом ЦК БКП. Будучи заместителем председателя Союза бол­гар­ских писателей, насаждал соцреализм, участвовал в идейном разгроме в 50-х гг. независимых болгарских деятелей культуры (например, художника А.Жендова, поэтов А.Далчева, Х.Радевского). При этом именно Райнов совместно с художником Светлином Русевым приобретал картины для Национальной галереи зару­беж­ного искусства (об этом роман Рай­нова «Странное это ремесло»).

Павел Ве́жинов (под этим псевдонимом с 1938 г. вы­ступал Никола Делчев Гугов) (1914–1983) начал печатать­ся в 30-е гг. ХХ в. Тематика творчества – городской быт, война, послевоенная жизнь («Вторая рота», «Звез­ды над нами», «Весы», «Современная до­ли­на»). Сложные проблемы морали нашли глубокое осмы­сле­ние в произведениях «Запах миндаля», «Сле­ды ос­та­ются», «Далеко от берега». В центре романа «Ночью на белых конях» – одновременно и лириче­ско­го, и социально-философского, и исповедального – судьба ученого, подошедшего вплотную к открытию ви­руса рака, прошедшего через войну, революцию. Ему не судьба довести труд до конца, его волнует во­прос о на­следниках, их духовных, а не только профес­сио­­наль­ных качествах. В 1982 г. появился роман «Ве­сы». Особенностью метода писателя явилось сочета­ние реализма с фантастикой. Известны его детек­тив­но-приключенческие и фантастические произведения, например, повесть «Барьер» – о границах челове­ческих возможностей (Доротея, героиня повести, умеет… ле­тать), «Гибель Аякса», занимательные произведения для детей и юношества. Есть фильмы по его про­изведениям.

Андрей Гуля́шки (1914–1995) – прозаик, драма­тург, мастер исторического и научно-фантастического повествования, автор таких произведений, как «Золо­тое руно», «Дом с лестницей красного дерева», «Яков и дьявол», «Похищение Данаи», «История с собака­ми», «Убийство на улице Чехова», «Золотой век», пьес «Болото», «Обещание», цикла «Приключения Авваку­ма Захова». Самый знаменитый его персонаж – контр­разведчик Аввакум Захов впервые появляется в ро­мане «Случай в Момчилове». В свое время Гуляшки был главным редактором болгарского журнала «Со­временник», секретарем Союза болгарских писателей.

Особое место в болгарской литературе занимает Йордан Ради́чков (1929–2004). Писатель дважды но­ми­нировался на Нобелевскую премию, что свиде­тель­ствует о его заслугах перед искусством слова. И хотя столь высокой наградой отметили других, Радичков стал лауреатом многих премий как у себя на родине, так и за ее пределами. Например, он носитель швед­ского ордена «Полярной звезды». В 1996 г. Меж­дуна­родный совет по книгам для юношества внес его имя в список кандидатов на соискание премии им. Ганса Христиана Андерсена (иногда эту премию называют “малой Нобелевской”), в 2003 г. писателя удостоили государственной награды в области культуры Св. Паи­сия Хилендарского. Начинал как репортер молодеж­ной газеты, литературой стал заниматься с 1949 г., опубликовав рассказы и очерки. Вершин мастерства писатель достигает в сборниках «Пороховой букварь», «Верблюд», «Автострада», романах «Праща», «Все и никто», «Ноев ковчег», повестях «Опрокинутое небо», «Жаркий полдень», «Воспоминания о лошадях» и дру­гих произведениях. В 2003 г. вышел сборник ин­тервью писателя.

Литературные критики как-то сравнили им напи­сан­ное с пороховым букварем, припомнив назва­ние од­ного из его творений. ПроизведенияЙордана Ра­дич­ко­ва можно перечитывать снова и снова. Пи­са­тель про­никает в те сферы жизни, о которых человек не всегда задумывается. Он создает героя нового типа. При этом именно человек – главное действующее ли­цо как прозы, так и драматургии Радичкова. Его пьесы («Январь», «Суматоха», «Попытка полета») ставили в Австрии, Германии, Греции, Швейцарии, Дании, Поль­­ше, России, Чехии, Финляндии и других странах. Всегда помня о своих корнях, писатель проявлял ис­кренний интерес к национальным проблемам. В по­след­ние годы жизни в творчестве Й.Радичкова – пред­ставителя магического реализма – появились новые штри­хи: ироничный рассказ-ретроспекция с думами о современности. Писатель с мировым именем, он об­щал­ся с коронованными особами, Папой Иоан­ном Пав­лом II, видными поэтами, художниками, кино­ре­жиссерами, музыкантами. К его мнению прислуши­ва­лись не только собратья по перу. Так, он был на про­тяжении 13 лет (с 1973 по 1986) советником Совета по развитию духовных ценностей в Государственном со­ве­те Народной Республики Болгарии. Его произведе­ния переведены на 37 языков мира. Более чем в 50 странах знакомы с его творчеством.

Особенностью болгарской литературы второй по­ло­ви­ны ХХ в. явилась универсальность творчества веду­щих литераторов. Иными словами, они были одновре­мен­но и поэтами, и прозаиками, и драматургами. К названным выше именам добавим Георги Джа́гарова (1925–1995), окончившего в Москве Литературный ин­ститут имени М.Горького. Во время Второй миро­вой войны он участвовал в антифашистском движе­нии. С 1966 г. выполнял обязанности председателя Сою­за болгарских писателей. Был заместителем пред­се­дателя Государственного совета Народной Респуб­ли­ки Болгарии. Ему присвоено звание «Народный дея­тель культуры Болгарии». Выступал как поэт (сбор­ни­ки стихов «Мои песни», «В минуты молчания» и др.) и драматург (драмы «Двери закрываются», «Прокурор», «Эта маленькая земля» и др.). Общественный долг человека, конфликты современности, нравственные про­­блемы – вот основная тематика произведений Г.Джа­гарова, в которых сочетаются драматическая на­пряженность, лиричность и гражданская страстность.

В 80-е гг. ХХ в. в болгарской литературе стал извес­тен Георги Ми́шев. Учился в ветеринарном технику­ме, потом на факультете журналистики, стал писать сценарии к сериалам. Его произведения: «Матриар­хат» – о будничной жизни болгарок, сценарии к филь­мам «Вольная зона», «Почти любовная история», «Ду­на­ев мост». Заговорили и о Викторе Па́скове. Будучи оперным певцом, композитором, Пасков, рабо­тав­ший в Германии музыкальным критиком, стал пи­сать пье­сы, прозу, основанную на автобиографи­чес­ком мате­риа­ле, и сразу же привлек к себе читатель­ский интерес.

Признанным мастером жанра короткого рассказа является Дончо Цо́нчев (1933–2010), выпустивший несколько десятков сборников, один из которых – «Крас­ные слоны». Кроме рассказов, в багаже писателя повесть, с которой он пришел в литературу в 1966 г., «Муж­чины без галстуков», романы «Принцы», «Жел­тый дом», «Тоска уходит», «Роман на колесах» и дру­гие книги. Д.Цончев пишет о том, что хорошо знает. Его герои занимаются тем же, что и он: работают гео­ло­­гами, занимаются боксом или участвуют в авто­гон­ках, увлекаются охотой. Так возникает образ совре­мен­ного болгарина, верящего в добро, готового к са­мо­по­жерт­во­ванию, не лишенного человеческих сла­бос­тей, а в целом – земного человека. Темы произве­де­ний раз­но­об­разны и актуальны: это и жизнь горо­жа­ни­на с его проблемами, и раздумья о природе, и охот­ничьи рас­ска­зы. Стиль его произведений лаконичен, задушев­ность сменяется юмором, порой сатирой.

Одно из центральных мест в современной бол­гар­ской литературе занимает лауреат многих националь­ных литературных премий Георги Господи́нов (р. 1968) – поэт, прозаик, драматург. Он начинал как поэт: в 1992 г. вышла книга стихов «Лапидариум», а сборник «Черешня одного народа» переиздавался триж­ды. В середине 90-х гг. опубликовал «Болгарскую хрестоматию» и «Болгарскую антологию» – книги – литературные мистификации. Но мировое признание Г.Господинов получил как автор прозаического произ­ведения «Естественный роман», переведенного на 15 языков мира и ставшего одной из самых читаемых на его родине книг.

Многообразна поэзия ХХ в., в которой есть и ин­тим­ная, и пейзажная, и философская тематика. Назо­вем ставших уже классиками болгарской поэзии поэтов В.Ханчева, Д.Методиева, Валери Петрова, П.Матева, В.Башева. Их поэтическое творчество – осмысление происходящего, философские думы, при­зыв к молодому поколению, как, например, в стихо­тво­рении В.Башева «Размышление»:

Если миру не сможем мы дать ничего –

для чего и родиться?

Слава гениев, сонное их торжество –

это нам не годится.

Славу гениев, сонное их торжество

сменим без сожаления

На признательность лишь одного

своего поколения!

Поэта Георги Бори́сова (р. 1950) хорошо знают любители поэзии в разных странах. Он окончил Ли­те­ра­турный институт им. Горького в Москве, в столице Болгарии Софии издает с 1981 г. литературный жур­нал «Факел». Поэт признается: «Время, в которое я жил, научило меня запирать свои стихи. Переносить мысли в чемоданах с двойным или тройным дном. Я и сам начал раздваиваться и растраиваться, и поэзия для меня стала единственно приемлемой формой жизни… Сейчас я стараюсь, чтобы мои стихи были как можно предметнее, а содержание – самостоя­тель­ным и неза­ви­симым от формы, чтобы оно вдруг не испарилось, если останется без нее… Каждый поэт, я думаю, в какой-то степени медиум и пророк… Ведь поэзия – как судьба…» (из интервью журналу «Ино­стран­ная литература», 2008, № 8, с. 116). Его перу принадлежат поэтические книги «В полдень, где-то в начале», «Во­ро­та», «Пришелец», «Карфаген» и др. Заслуги Г.Бо­ри­со­ва перед болгарской литературой отмечены многи­ми премиями, например, за лучший литературный де­бют, за лучшую поэтическую книгу, за лучшее лири­ческое стихотворение.

Среди современных поэтов-экспериментаторов вы­де­­ляется имя Никиты На́нкова, автора книг «Это так», «Обреченность слов: три с половиной ко­ротких поэмы о любви», нескольких попу­ляр­ных в Болгарии сборников сказок для детей («Празд­нич­ные сказки», «Чаще всего» и др.), монографии «В зеркальной ком­на­те: Семь образов болгарской ли­те­­ратурной про­вин­ции». Его поэзия авангардна, что в болгарской лите­ра­ту­ре не вполне приживается. Нанков называет себя «поэтом-парадоксалистом», по­то­му что строит стихи на языковых и смысловых пара­док­сах, использует приемы повтора, тавтологии, аб­сур­­да, зауми, графики-визуализации (он еще и ху­дожник!), словесной игры (прочитайте, например, в мини-хрестоматии данного учебного пособия сти­хо­тво­рение «Барболинке бар­бо­лин­ке барболинке» и ус­лы­шите, как по полу, шурша, рассыпаются бисеринки, а в другом стихотворении Нан­кова «русская погода» выстраивается в «китай­скую пагоду»). Поэт свободно владеет несколькими ино­странными языками, в том числе русским, на кото­ром тоже сочиняет стихи, к тому же он любит соеди­нять разные языки.

 

Литература

1. Андреев, В.Д. История болгарской литературы / В.Д.Ан­дреев. – М., 1978.

2. Антология современной болгарской поэзии. – М., 2007.

3. Зарев, П. Панорама болгарской литературы: в 2 т. / П.Зарев. – М., 1976.

4. Пьесы болгарских писателей. – М., 1971.

5. Современная болгарская повесть. – М., 1975.

6. Современная болгарская драматургия. – М., 2004.


ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Христианство пришло в Польшу в 966 г. и пользо­ва­лось латинским языком. Высшее духовенство вплоть до ХII в. состояло из людей иностранного про­исхождения, и писали они и проводили бого­слу­же­ние на латыни, т.е. на языке, непонятном для большинства верую­щих. Только спустя время введено было бого­слу­жение по-польски.

Первыми литературными трудами в Польше счи­тают­ся списки IХ в., хроники религиозного харак­те­ра начала ХII в. на латыни, ограниченные теологи­чес­ки­ми темами. Сочинения на польском языке появ­ляют­ся в ХIII и ХIV вв. Древнейший памятник поль­ской ли­те­ра­туры – это церковная и боевая песнь, по­доб­ная мо­лит­ве, с обращением к богородице-деве, воз­ник­шая, как считают, в начале ХV ст. Кроме религи­оз­ных пе­сен сохранились легенды, написанные стихами. С ХV в. на польском языке появляются переводы церковных тек­стов, песнопения, потом поучительные песни, вирши.

Старопольскую литературу делят на три периода.Первый– Средневековье (ХII–ХV вв.): событием стало открытие в 1364 г. Краковской академии (в ней в свое время учились Н.Коперник, М.Рей, Я.Коха­нов­ский), которая превратилась после 1400 г. в Ягел­лон­ский университет (его окончила, например, Нобелев­ский лауреат поэт В.Шимборская). Отцом польской литературы считается Миколай Рей – писатель, са­ти­рик, моралист. Он первым стал писать на родном язы­ке. Творчество М.Рея отражает национальную специ­фику. Защитник интересов шляхты, Рей в произ­ве­де­ниях грубоватым, но сочным языком давал ей мораль­но-политические указания и высмеивал ее противни­ков (не случайно писатель считается создателем поль­ской фрашки[5]). Король Зигмунт Август за перевод (про­заическая версия) М.Реем «Псалтыри» пожаловал ему деревню. Ю.Крашевский написал о нем моно­графию, а А.Мицкевич прозу писателя сравнивал с работой М.Монтеня «Опыты».

Второй период – Возрождение (ХVI в.): польский язык утверждается в качестве литературного, происхо­дит расцвет гуманизма, центром книгопечатания ста­но­вится Краков. Особое место занимает Ян Кохано́в­ский, крупнейший поэт польского Ренессанса, зало­жив­ший основы национального стихосложения. Он автор поэм, трагедии, переложения «Псалмов Дави­да», шутливых, подчас фривольных стихотворений. В «раках»[6], им на­пи­санных, при зеркальной переста­нов­ке слов внутри строк каждая строка и все стихо­творение получали противоположный смысл.

Третий период – барокко –длился до середины ХVIII в. Барокко в литературе развивалось по двум направлениям: западного характера – галантное барок­ко и так называемое сарматское, национально ориен­ти­рованное барокко. Именно тогда появились рифмо­ван­ные хро­ники и трактаты, медитативная и любовная лирика. Наиболее яркие представители этого времени – Самуэль Твардо́вский, Вацлав По­то́цкий.

Новая литература начинается с эпохи Про­све­ще­ния (вторая половина ХVIII – начало ХIХ в.), когда шла борьба за реформы, национальную незави­си­мость, появились первые литературно-худо­жествен­ные журналы, национальный театр. В 1765 г. откры­ва­ется первый публичный театр, заявляют о себе жанры бытовой комедии и сатиры. В литературу приходят классицизм и сентиментализм. Главнейшим вырази­те­лем польского Просвещения стал поэт, прозаик, пе­реводчик Игнацы Краси́цкий, автор басен, сатир и, как считают, первого польского романа «Приклю­чения Миколая Досвядчиньского».

В 1795 г. после упорной и кровопролитной борьбы польское государство перестало существовать. Прои­зо­шел раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией.

На протяжении ХIХ в. литература развивалась в условиях национального угнетения народа под игом трех монархий. На ее развитие оказали влияние нацио­наль­но-освободительные восстания 1830–1831, 1846, 1848, 1863–1864 гг.

На рубеже 1810–1820-х гг. сложился польский романтизм. Его манифестом стали два тома «Поэзии» Адама Мицкевича. На первом плане в литературе оказались революционно-патриотические тенденции. Баллады, романсы, сонеты, лирические стихотворе­ния, поэмы – такова жанровая палитра польского романтизма. Назовем его выдающихся пред­ставите­лей: Адам Мицке́вич («Гражина», «Конрад Валлен­род», «Пан Тадеуш», «Дзяды»), Антони Мальче́в­ский (автор только одного произведения – романа в стихах байронического характера «Мария»), Юлиуш Слова́цкий – основоположник новой польской драмы (философско-исторические поэмы «Король-Дух» (ми­стический эпос о польской истории с древних времен до Средневековья), «Беневский» (по виртуозности ма­стерства поэта это произведение сравнивают с «Дон Жуаном» Байрона), драма «Кордиан»).

Постепенно жанр поэмы обогащался, превращаясь в национальную эпопею. Это относится, в первую оче­редь, к поэме «Пан Тадеуш» (1834) (единственный в европейской литературе того времени героический эпос) А.Мицкевича. Белорусский фонд культуры к 200-летнему юбилею поэта издал это произведение на трех языках – белорусском, польском и русском. Белорусский перевод, осуществленный в сибирском ГУЛАГе поэтом Петром Бителем в 50-е гг., не имев­шим перед собой иных переводов, сделанных до него, хранился в архивах почти полвека и был опубликован впервые только в 1998 г. Сталинский узник в качестве пишущего инструмента использовал конец обуглен­ной проволоки, а бумагой ему служили мешки из-под цемента. По этому произведению выдающийся поль­ский режиссер Анджей Вайда снял блокбастер, по­ставив задачу не развлечь зрителя, а за­ста­вить заду­мать­­ся. Основой озвучивания фильма по­слу­жил пере­вод П.Бителя как наиболее качественный и близкий к оригиналу. В знаменитую плеяду поль­ских романти­ков входит и Циприан Но́рвид,создав­ший ориги­наль­ную концепцию гуманистического уни­вер­сализ­ма. (Его еще называют последним романти­ком и пер­вым позитивистом.)

В 60-е гг. в польскую литературу приходит реа­лизм и начинает развиватьсяпроза. Самым по­пу­ляр­­ным оказывается жанр романа.«Творцом совре­мен­­но­го польского романа» Э.Ожешко называла Юзефа Кра­ше́вского (1812–1887), добросовестного, эрудиро­ван­ного, трудолюбивого человека, самого плодови­то­го писателя, имя которого занесено в Книгу рекордов Гиннеса. «Роман из 6–10 тысяч строк я пишу обычно десять дней…», – признавался Крашевский. Он был ро­дом из деревни Долгое Пружанского района (Бе­ла­русь). Образование получил в Виленском универ­си­те­те. Хорошо рисовал, любил историю, о которой много писал: например, это четырехтомная история Вильно, двухтом­ная история Литвы. Но больше всего писателя интересовала история Польши. Огромно наследие Кра­шевского – около 600 томов: 223 романа и повести, несколько сборников стихов, пьесы, переводы, работы по истории, этнографии, ли­те­ратуроведению. (При этом отметим, что не все в его творчестве отличается художественной безупреч­но­стью.) Самые известные произведения – романы «Ста­рое предание», «Графиня Козель», «Брюль», «Волшеб­ный фонарь».

Становление реализма шло интенсивно, при этом он приобретал специфические черты, обусловленные разделением Польши. В литературном процессе осо­бое место занял позитивизм (такое название получил период в польской литературе с 1864 по 1890 г.). Позитивистская программа представляла собой отказ от вооруженной борьбы за национальную независи­мость, сосредоточенность на экономических, социаль­ных и культурных проблемах, приоритет науки, тщательное изучение общества и окружающего мира, особое влияние общественных идей на творчество пи­сателей. Широкое распространение получил так назы­ваемый варшавский позитивизм, имевший обществен­но-идеологический характер, апеллировавший ко всем гражданам, но опиравшийся на польскую интеллиген­цию, которая должна была воспитывать, образовывать народ. Если в романтизме доминировала поэзия, то теперь выдвигается на первый план проза – повесть, роман. В литературе признается верховенство реали­сти­ческого направления. Изменяется тематика литера­ту­ры, она демократизируется. В прозе преобладает социальная проблематика, описание жизни крестьян, городских низов, появляются новые социально-психо­логические типы героев.

Позитивизму, в определенной степени его художе­ственной реализации, оказалась близка выдающийся прозаик, хорошо известный и белорусскому читателю, Элиза Оже́шко (1841–1910), чье литературное насле­дие составляет около 60 томов. Важнейшее место в твор­честве писателя занимает белорусская тема­ти­ка. Народные песни, предания, обряды, быт и психо­логия белорусов, их фольклор нашли отражение в рас­сказах «Тадеуш», «Романиха», «А…Б…Ц…», «Эхо», пове­стях «Низины», «Дзюрдзи», «Хам». Лучший ро­ман Э.Ожешко «Над Неманом» (изображена жизнь сель­ской шляхты на территории бывшего Вели­кого Кня­же­ства Литовского) по многоплановости и эпичности сравнивают с поэмой А.Мицкевича «Пан Тадеуш». Твор­чество писателя отличает значитель­ность пробле­ма­тики, глубокий психологизм, поэтич­ность в опи­са­нии природы, любви, труда. Ф.Богуше­вич, друживший с ней, называл Э.Ожешко «королевой живого слова и мучительной правды».

Проза этого времени жанрово обогащается, тяготе­ет к эпическим, масштабным полотнам. Это период расцвета исторического романа, представленного тво­ре­ниями Сенкевича, Пруса, Жеромского, Реймонта. Так, Болеслав Прус [7] (1847–1912) (настоящее имя – Александр Гловацкий) в романе «Кукла» выводит це­лую галерею разнообразных социальных типов, иссле­дует социальные связи, создает социально-психо­ло­ги­чес­кий роман, а благодаря включению в структуру про­изведения дневниковых материалов одного из ге­роев расширяет рамки повествования, которое при­об­ретает многоаспектность и масштабность. Многим читателям хорошо известен роман «Фараон», события в котором происходят в Египте первой половины ХI в. до н.э. Прус дает свое толкование событий древне­еги­пет­ской истории, соотнеся их с современ­но­стью, фи­ло­софски осмысливая. Писатель создает но­вый тип исторической прозы, отказываясь от лю­бов­ной интри­ги как центральной в романе в пользу со­циально-по­литического конфликта и интеллектуа­лиза­ции пове­ствования.

Признанным мастером жанра ист



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: