Тема ума и безумия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».





БИЛЕТ № 4

 

«МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ»:

...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. (И. А. Гончаров)

Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.

Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме.

Можно бы было подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него не умны.

Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом -- это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он "чувствителен и весел, и остер". Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме. Между тем Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те - паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век - и в этом все его значение и весь "ум".

Чацкий, как видно, напротив, готовился серьезно к деятельности. Он "славно пишет, переводит", говорит о нем Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся -- не трудно догадаться почему.

Служить бы рад, -- прислуживаться тошно, --

намекает он сам. О "тоскующей лени, о праздной скуке" и помину нет, а еще менее о "страсти нежной", как о науке и о занятии. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.

Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу -- не найдя ни в ком "сочувствия живого", и уехать, увозя с собой только "мильон терзаний".

"Мильон терзаний" и "горе!" -- вот что он пожал за все, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов. Фамусов ничего не находит, как только зажать уши против его логики, и отстреливается общими местами старой морали. Молчалин смолкает, княжны, графини -- пятятся прочь от него, обожженные крапивой его смеха, и прежний друг его, Софья, которую одну он щадит, лукавит, скользит и наносит ему главный удар втихомолку, объявив его, под рукой, вскользь, сумасшедшим.

Мы часто говорим, что Грибоедов – создатель одного произведения. Много это или мало? Это одно из самых загадочных произведений русской литературы 19 века: комедия с драматической развязкой, а может, история несчастной любви, а может, политическая сатира. «Горе от ума» ещё не было напечатано целиком, как вокруг него уже разгорелась полемика. Главной фигурой, вокруг которой вспыхнул спор, был Чацкий. От истолкования его поведения зависела общая оценка авторского замысла и общая проблематика поэмы. Мнение критики неединодушно и теперь, и ставят «Горе от ума» по всему миру по-разному. Консерваторы обвинили Грибоедова в сгущении сатиры, по их мнению, это свойство ворчливого человека, в Чацком увидели умничающего сумасброда. Кто-то из критиков находил в пьесе драматургические недостатки, что справедливо, например, драматург Котенин, друг Грибоедова, сделал автору ряд упреков касательно композиции и системы персонажей. Критик уверял, что пьеса Грибоедова нетеатральна, т.к. хорошие актеры таких ролей не возьмут, а плохие испортят. В ответ на замечания Катенина Грибоедов написал, что план прост: глупая девушка предпочитает глупца умному, которого никто не понимает; произвольную связь сцен объясняет тем, что также и в реальности.
Грибоедов отстаивает принципы изображения героев. Портретность характеров по замечанию Катенина он считает главным достоинством своей комедии.

Одна из главных тем – тема женской власти. Женщины правят мужчинами, а они строят государство.
Горичи. Горич – товарищ Чацкого. Им постоянно командует жена, перебивает, не даёт ему ответить.
Князь Тугоуховский и 6 дочерей.
Женщина правит не только на сцене, но и за сценой (княгиня Марья Алексевна, последняя реплика пьесы). От действия к действию комизм перерастает в сарказм, а герои шутят все меньше и меньше
Чацкий (с шаром) – частая ремарка автора.
Молчалин – представитель века нынешнего. Он унижается, не позволяет чувствам выплеснуться ради будущего положения в общества, ради продвижения по карьерной лестнице.
Столкновение двух типов ума:
1. Чацкий – сумасшедший, значит, не опасен, но его можно пожалеть.
- Не прогибается под обществом.
- Смеётся над дамой, которая пользуется авторитетом в обществе и т.д.
2. Общество. Свет видит Чацкого сумасшедшим.
Общество и Чацкий несовместимы, конфликт не может быть исчерпан.
В пьесе есть и философская проблематика, и основной вопрос: Чачкий – победитель или проигравший?

 

 





Читайте также:
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.