ПОЛОЖЕНИЕ
Об организации проектной деятельности обучающихся в МАОУ «Панковская СОШ»
Общие положения.
1.1. Настоящее положение составлено на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального и основного общего образования, основной образовательной программы начального и основного общего образования.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность участников образовательного процесса (администрации школы, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей)) при организации:
· текущей проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
· подготовки и представления обучающимися индивидуальных проектов в соответствии с требованиями ФГОС;
· подготовки и защиты обучающимися итогового группового проекта в соответствии с ФГОС.
1.3. Основные понятия.
Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками практико-ориентированных учебных задач на основе самостоятельного накопления, анализа интерпретации знаний.
Проектная деятельность - компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся в создании идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе технологии проектирования, которую в процессе работы можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Проектная деятельность - составная часть образовательного процесса школы, осуществляется в урочное и внеурочное время в течение учебного года, является обязательной для обучающихся начальной и основной школы в соответствии с нормативами основной образовательной программы начального и основного уровней образования.
|
Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения ООП соответствующих уровней образования. Индивидуальный проект выполняется учащимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов изучения избранных областей знаний и видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Групповой проект. Особая форма проектной деятельности, организованная с учетом принципов самостоятельной работы обучающихся в коллективе сверстников. В групповых проектах важно создать условия для осуществления и отслеживания индивидуального вклада каждого участника в создание продукта.
Цели и задачи проектной деятельности в школе
|
2.1. Цели проектной деятельности:
Целью работы педагогического коллектива является полное и органичное включение проектной деятельности в образовательный процесс школы, внедрение в образовательную практику разных форм сотрудничества учителя и ученика для:
- реализации требования ФГОС по освоению всего комплекса планируемых результатов;
- овладения учащимися умениями использовать полученные знания при создании интеллектуального творческого продукта;
- формирования ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации человека в информационном обществе.
2.2. Задачи проектной деятельности:
- обновление образовательной практики при интеграции урочной и внеурочной деятельности;
- укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие сложившейся в школе системы проектной деятельности;
- вовлечение в проектирование всех участников образовательного процесса;
- расширение тематики, форм реализации проектной деятельности;
- поиски новых направлений проектирования;
- расширение границ практического использования проектных работ;
- укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно – образовательной сфере;
- активный поиск партнёров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов.
Содержание проектной деятельности.
- проектная деятельность, как дидактическая система включена в рабочие программы по учебным предметам и программу внеурочной деятельности «Мои первые проекты» (2-4 классы), «Основы проектной деятельности» (5-9 классы);
|
- выполнение проекта включает в себя самостоятельные действия обучающихся (или под руководством учителя) по сбору, обработке, систематизации и обобщению информации по выдвинутой проблеме, созданию конкретного продукта, демонстрирующего авторское видение решения проблемы, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы (в случае исследовательских проектов) или отзывы (например, в социальных или практико - ориентированных проектах);
- количественные и качественные показатели проектной деятельности обучающихся являются одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений;
- выставление оценки по предмету за выполненный проект осуществляется только в случае, когда проект носит четко выраженный предметный характер и полученный продукт соответствует высокому уровню предметных результатов;
- оценка индивидуального проекта, носящего межпредметный характер осуществляется экспертной группой, при обязательном включении учителей-предметников, анализирующих проектные папки;
- оценка итогового группового проекта проводится по экспертным картам.
Классификация проектов
4.1. По доминирующей деятельности учащихся проекты могут быть следующих типов:
ü Исследовательские проекты – предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
ü Творческие проекты – предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае возможны разнообразные презентационные формы представления проектов (совместная газета, сочинение, видеофильм, драматизация, праздник и т.п.). Продукты проекта оформляются в виде сценария (видеофильма, праздника) программы мероприятия, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома и пр.
ü Ролевые, игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов представляется в формате творческой работы (описания, эссэ, программы и сценарии коллективной игры и т.д.).
ü Информационные – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
ü Практико-ориентированные (прикладные) – выполняются по заказу педагогических работников по определенному техническому заданию (Приложение 6.) с указанным заказанным продуктом, ориентированным на повышение познавательных интересов учащихся и решающим задачи улучшения качества образовательной среды школы. В качестве продуктов принимаются дидактические материалы по отдельным учебным темам, например, интерактивная викторина, тест, макет, видеофрагмент по отдельным экспериментам и т.д.
ü Социальные - направленные на приобретение обучающимися социального опыта в социальных пробах, социальных практиках, как в образовательном пространстве школы, так и за ее пределами. Под социальным проектированием понимается деятельность:
- социально значимая деятельность обучающегося, имеющая социальный эффект, в ходе которой он вступает в конструктивное взаимодействие с социумом, и через которую формируются его социальные компетентности;
- в процессе которой создается реальный «продукт», имеющий для социального окружения обучающегося практическое значение.
4.2. По предметно-содержательным областям:
ü монопроекты (в рамках одной предметной области);
ü межпредметные (в рамках нескольких предметных областей);
ü надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу).
4.3. По количеству участников и характеру контактов в проекте:
ü индивидуальные;
ü групповые.
4.4. По продолжительности выполнения проекта:
ü краткосрочные;
ü среднесрочные;
ü долгосрочные.