Существует много приемов и средств, которые могут быть использованы для достижения целей менеджмента. В частности, таковыми являются методы, включенные в первый вертикальный столбец таблицы V-1.
Физика, химия, математика, машиностроение - это все средства. На ежегодной ассамблее в моем институте я часто говорю своим студентам: “Вы собираетесь изучать много предметов, таких как физика, химия, математика, электротехника и машиностроение. Вы - студенты технического вуза, но изучение данных предметов не должно быть самоцелью для поступления в институт. Данные предметы должны быть средством служения обществу, нации и всему миру. В процессе обучения никогда не путайте настоящую цель со средствами”.
Непонимание этого присутствует не только среди студентов, но и их профессоров. Они изучают статистические методы и компьютеры, но на этим дело и заканчивается. В случае управления качеством, когда оно впервые начало применяться в Японии, данный процесс имел аналогичную тенденцию. Некоторые думали, что управление качеством существует только ради статистических методов, в то время как другие предполагали, что он существует для стандартизации. Они путали цели и средства. Управление качеством в Японии в том виде, как существует сейчас, стало таковым лишь после того, как люди научились исправлять совершенные ошибки.
Методы управления качеством часто подразделяются на две категории: на действительно настоящие методы (proper techniques) и на управленческие подходы. Я не особенно люблю это разделение. В таблице V-1 такие пункты, как машиностроение, электротехника, архитектура, строительство, металлургия, физика и математика являются настоящими методами, а статистические методы и подпункты, помещенные ниже, рассматриваются как приемы чисто управленческие. По-моему, они тоже являются настоящими методами.
|
Для того, чтобы достичь четыре цели, описанные выше, мы должны применять все имеющиеся в нашем распоряжении методы и недорого производить товары высокого качества на благо обществу.
Я прошу всех заинтересованных ученых и инженеров овладевать этими методами, ориентируясь на модель А, а не на модель В на диаграмме V-2. Я назвал моделью В односторонний, узконаправленный подход, тогда как моделью А - многосторонний и многообразный подход. Когда товары становятся сложными, а технология высокоспециализированной, как в сегодняшнем мире, односторонний подход оказывается структурно ненадежным. Он слишком быстро истощается и не может внести свой вклад в нормальное техническое развитие или в разработку новых товаров. Поэтому каждый должен овладеть многосторонним подходом, который обеспечивает более глубокое проникновение в технологический процесс. Например, инженер-механик должен обладать общими знаниями электротехники, электроники, металлургии, химии, статистики и компьютера. Если инженер обладает только односторонними познаниями, он не сможет перейти от проекта с к проекту d. Однако, если у него многосторонние знания, он, после завершения работ по созданию новой продукции в проекте а может легко применить свои знания и для разработки новой продукции по проекту b.
|
|
|
Диаграмма V-2.
Давайте приведем другой пример. Что делает специалиста по двигателям настоящим матером? Очевидно, что такие специалисты должны быть хорошими инженерами-механиками, но они также должны знать металлургию и процесс литья, чтобы понимать как получают материалы для двигателей. Они должны быть хорошо знакомы с принципами действия двигателей и должны быть в состоянии применить определенные знания в следующих областях: методы конструирования машин, топливо и смазочные материалы, проблемы воспламенения, электроника, статистические методы, компьютеры, стандартизация и т.д.
Аналогично этому для создания продукции наивысшего качества мы должны использовать все приемы и методы, доступные нам.
Меня часто спрашивают: “Какова взаимосвязь между управлением качеством, технологией производства и анализом технологических операций?” Мой ответ прост: “Для того, чтобы создать качественную продукцию, мы используем все средства, имеющиеся в нашем распоряжении, включая и технологию производства и анализ операций”. Так называемые методы управления качеством (статистические методы) являются, конечно, такими средствами. Вместе с тем, QC само по себе должно рассматриваться как одна из основных целей компании. “Не путайте цели со средствами”.