Глава V. ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЧТО ТАКОЕ ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ?
Управление качеством, в котором участвуют все подразделения
Управление качеством, в котором участвуют все работники
Интегрированное управление качеством
II. ПРЕИМУЩЕСТВА TQC
III. ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?
Цели менеджмента
Приемы и средства достижения целей менеджмента
I. ЧТО ТАКОЕ ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ?
Компании и отдельные специалисты могут давать различные интерпретации этого понятия, но в широком смысле TQC означает управление, контролирующее само себя.
Понятие «Всеобщее управление качеством» было введено д-ром Армандом Фейгенбаумом, который в пятидесятые годы прошел путь от менеджера по контролю за качеством до главного менеджера по производству и контролю за качеством в штаб-квартире Дженерал Электрик в Нью-Йорке. Его статья по всеобщему управлению качеством была опубликована в 1957 году в майском номере “Industrial Quality Control”, за которой в 1961 г. последовал выпуск книги “Всеобщее управление качеством: технические аспекты и менеджмент”.
Согласно Фейгенбауму, TQC можно определить как “эффективную систему интеграции усилий разных групп в организации по развитию качества, сохранению качества и улучшению качества, которая позволяет осуществлять выпуск продукции и оказывать услуги наиболее экономичным образом при полном удовлетворении потребителей”. TQC требует участия всех подразделений, включая подразделения маркетинга, проектирования, производства, контроля и поставок. Опасаясь, что качество, которое является в бизнесе делом каждого, может стать ничьим делом, Фейгенбаум предложил, чтобы TQC поддерживалось и обеспечивалось хорошо организованной специальной службой, чьей единственной специализацией является качество продукции, а единственной областью деятельности - работа по управлению качеством. Его профессионализм западного типа привел к построению схемы реализации TQC, основанной исключительно на привлечении специалистов по управлению качеством.
|
Японский подход отличался от подхода д-ра Файгенбаума. С 1949 года мы настаиваем на том, чтобы все подразделения и все работники были вовлечены в процесс изучения и поддержки деятельности по управлению качеством. Наше движение никогда не было прерогативой исключительно специалистов по QC. Это было заявлено во всех видах нашей деятельности, включая базовый курс по QC для инженеров, семинары д-ра Деминга для высшего и среднего звена (1950 г.), курсы для мастеров, транслируемых в 1956 г., а также при пропаганде деятельности кружков качества в 1962 г. Мы поддерживали эти идеи под разными названиями, такими как интегрированное управление качеством, всеобщее управление качеством, управление качеством, в котором участвуют все, и т.п. Термин «всеобщее управление качеством» использовался чаще всего. И когда этот термин используется за границей, люди могут думать, что мы повторяем подходы д-ра Файгенбаума, хотя это не так. Итак, я назвал японский подход всеобщим управлением качеством, но нахожу его все же не очень адекватным. В 1968 г. на симпозиуме по QC мы договорились использовать для определения японских подходов термин “управление качеством, охватывающее всю компанию” (“company-wide quality control”).
|
Управление качеством, в котором участвуют все подразделения
Что я подразумеваю под управлением качеством, охватывающим всю компанию, или всеобщим управлением качеством? Это просто означает, что каждый сотрудник каждого подразделения компании должен изучать, накапливать опыт и участвовать в управлении качеством. Просто назначать специалистов по управлению качеством в каждом подразделении, как предлагает Фейгенбаум, недостаточно. В Японии властные отношения по вертикали очень сильны, в том числе и среди специалистов по QC, и они не позволят им оказывать какое-либо сильное влияние на деятельность отдельных подразделений. Учитывая данную ситуацию, наш подход всегда основывался на том, что необходимо обучить каждого сотрудника в каждом подразделении и побудить каждого в отдельности внедрять и развивать методы управления качеством. У нас сейчас имеются четко разработанные курсы по QC, которые могут быть использованы для подготовки специалистов самых разных подразделений. Например, существуют курсы по QC для служб маркетинга и служб закупок. Особо отметим, что “управление качеством начинается с образования и заканчивается образованием”.
Управление качеством, в котором участвуют все работники
Наше собственное определение управления качеством, охватывающего всю компанию, тоже претерпело определенные изменения. Первоначально, всеобщее участие распространялось только на президента компании, директоров, среднее звено управления, специалистов, мастеров, рабочих и сотрудников службы продаж. Но в последние годы этот круг расширился и в него включены субпоставщики, система распределения и филиалы компании. Данная система, получившая развитие в Японии, совершенно отличается от той, что имеет место на Западе. В Китае Председатель Мао говорил о недостаточности контроля, осуществляемого только силами специалистов, и пропагандировал объединенные усилия со стороны рабочих, специалистов и руководителей. Это подход близок к нашему. По всему видно, что на Востоке существует общий подход к данному вопросу.