Модуль 1: «Профсоюзные СМИ как мотиватор и демотиватор»




Введение

Основная цель данного курса - подготовка профактива к созданию эффективной информации, предназначенной для несоюзных работников предприятий и организаций, способствующей становлению и укреплению трудовых ценностей, актуализирующих необходимость вступления в профсоюз.

Актуальность курса обусловлена ролью профсоюзов в формировании трудовых отношений. Действующие и потенциальные члены профсоюза недооценивают эту роль. На занятиях воркшоп-мастерской участники исследуют и учатся устранять причины этой «недооценки».

 

Цели и задачи курса

1. Технологию создания, трансформирования и поддержания ценностей, формирующих правовую культуру и повышающих мотивацию ко вступлению в профсоюз;

2. Переосмысление профактивом подходов и приемов, применяемых в создании контента для профсоюзных интернет-СМИ;

3. Готовые схемы создания эффективного контента;

4. Повышение качества коммуникаций между профорганизациями и несоюзными работниками предприятий и организаций.

 

Об эффективности формата «воркшоп-мастерская»

Воркшоп – рабочая мастерская, где ведущий, делясь знаниями, помогает участникам отработать их в ходе практики, превратить в собственные навыки.

Преимущества воркшопов: теоретические знания закрепляются на практике; используется интенсивное обучение, вырабатывающее машинальность действий; коллективная работа не подавляет индивидуальную; качественная теоретическая подготовка курса, множество практических материалов; результат для участника: готовые личные работы, собственный новый подход к изучаемой теме.

Автор считает форму воркшоп-мастерской более продуктивной для усвоения и скорого внедрения полученных знаний, чем лекция или тренинг, т.к. разбор чужих и собственных информационных сообщений дает результат сразу, а не через время. Участник изначально работает на себя, делая не абстрактный проект, а отрабатывая свою конкретную задачу.

В зависимости от состава группы может меняться характер заданий в модулях, а также их продолжительность. Так, модуль №3 больше интересен лицам, ответственным за информационную работу в организации, а модуль №1 («Профсоюзные СМИ как мотиватор и демотиватор») – наиболее универсален.

В данном учебно-методическом пособии приведены наиболее актуальные примеры, встречающиеся в работе профактивистов из числа молодежи, работников профсоюзных организаций, их руководителей.

Модуль 1: «Профсоюзные СМИ как мотиватор и демотиватор»

О кризисе доверия

 

Доверие ­- основной фактор мотивации ко вступлению в профсоюз. Согласно результатам опросов, проводимых Федерацией независимых профсоюзов России для ведения собственной отчетности, основной причиной недоверия к организации является «отсутствие информации» о ее деятельности.

Если посмотреть в динамике оценку населением роли профсоюзов в общественной жизни, то по данным опросов Левада-Центра роль профсоюзов на протяжении 10 лет оценивается крайне низко, по сравнению с другим институтами: профсоюзы стабильно находятся на последнем месте и эта тенденция не меняется.

Экономические изменения не могут проходить без серьезного общественного контроля, который со стороны работников осуществляют профсоюзы, а на уровне предприятий –первичные профорганизации.

При высокой массовости членства, разветвленности организационных структур, обилии материальных и финансовых ресурсов сегодня профсоюзы имеют крайне низкий рейтинг в общественном мнении, доверие к ним со стороны работающего населения невысокое.

Актом демонстарции недоверия является постепенный выход огромного количества работников из профсоюза. Этот факт отрицательно влияет на авторитет профсоюза как представителя интересов трудящихся в системе социального в партнерства.

На макроуровне - снижается возможность профсоюзов влиять на законотворческую деятельность, в интересах работников. На микроуровне - низкое представительство в первичной профсоюзной организации (членство в профессиональном союзе менее 55% от трудового коллектива) - дает право работодателю отказаться от участия в переговорах и подписания коллективного договора.

Другими, естественными факторами, снижающими численность членов профсоюзов, являются увольнение, а также старение кадров и выход на пенсию. Молодежь, как правило составляющая не выше 35% от количества работников, не является носителем "коллективной памяти" о необходимости состоять в профсоюзе, не имеет такой потребности и "не видит в этом смысла". Работники лояльны к мелким нарушениям его прав со стороны начальства, предприятия (организации). Предпенсионеры опасаются потерять доходы, молодежь испытывает затруднения в связи с отсутствием опыта и несоответствием полученных в учебном заведении знаний и компетенций требованиям рабочего места. Опытные кадры как правило, отягощены множеством жизненных обязательств, и не готовы без уважительной причины, касающейся их лично, конфликтовать с нанимателем.

Таким образом, работник, поглощенный своими социальными и трудовыми обязанностями, часто неспособен рассматривать спорную ситуацию с точки зрения своих прав.

Солидарная защита своих прав через профсоюзы является естественной потребностью трудящихся Франции, Испании, Германии и прочих стран. Для России трудовая защищенность пока не является показателем качества жизни, элементом благосостояния и гарантом стабильности.

Социологи говорят двух типах доверия, сосуществующих в современном обществе. Первый тип основан на иррациональном чувстве веры («эмоциональные покупки» - как раз этот случай), второй – на рациональном выборе. По мере роста рисков в современном глобализируещемся мире растет и потребность в доверии как механизме социального контроля и средства минимизации социальных рисков. Доверие являет собой общественный капитал.

Примечательно, что в России большинство работников, проявляя активную гражданскую позицию по вопросам внешней политики и социальных реформ, подписывая петиции, и даже участвуя в митингах, испытывают иррациональное доверие. При этом многие граждане не имеют в своем мировоззрении сформированной ценности быть защищенными в собственной трудовой деятельности.

 

Разные представления о мотивах вступления в профсоюз

Социологический анализ оперирует не индивидуальными, а социальными, типичными характеристиками, поэтому следует обсуждать мотивацию наиболее значимых социальных групп профсоюзов и наиболее распространенные формы активности людей, включенных в эти группы.

К неожиданному выводу пришли в Нефтегазстройпрофсоюзе РФ, в 2004 году проводившем социологический опрос и анкетирование членов профсоюза. В ходе опроса были выявлены четыре основных и четыре дополнительных мотива профсоюзного членства.

Основные мотивы:

- мотив солидарности ("Я понимаю, что при решении важнейших вопросов труда работникам надо выступать вместе");

- мотив "страховки" ("Ведь профсоюз может защитить в трудной ситуации");

- мотив корпоративизма ("Потому, что в профсоюзе состоит большинство коллектива");

- мотив "привычки", инерционного поддержания сложившегося образа жизни ("Никогда не задумывался на эту тему");

Дополнительными мотивами стали:

- потребительский мотив ("Из-за материальной помощи");

- мотив общения ("Мне в профсоюзе интересно - спорт, культурные мероприятия, отдых");

- мотив доверия к лидеру ("Потому что доверяю нашему председателю профкома");

- мотив самореализации ("Мне нравится общественная работа").

Основной конструкцией "смешанной" мотивации примерно в равных долях стали три основных мотива: солидарности, "страховки", корпоративизма. Каждый из них примерно на четверть пересекался с двумя другими, а также включал в себя дополнительные мотивы.

"Смешанная" мотивация - 32,6 %

Мотив корпоративизма -16, 2 %

Мотив солидарности -15,5 %

Мотив "страховки" -12, 4 %

Мотив привычки -12, 3 %

Потребительский мотив - 4,2 %

Мотив доверия лидеру - 3 %

Мотив самореализации - 2 %

Неожиданным фактом стало то, что выборные профсоюзные работники воспринимают мотивы профсоюзного членства во многом иначе, чем сами работники. Основным мотивационным фактором членства в профсоюзе они указали материальную помощь, подарки к праздникам.

Таким образом, наблюдается разрыв в понимании причин профсоюзного членства: профсоюзные активисты считают потребительский мотив самой важной причиной членства, в то время как для работников этот мотив стоит только на пятом месте.

Опрос, недавно проведенный Федерацией омских профсоюзов, среди работников возрастом до 35 лет, показал другую картину. У молодежи преобладает потребительский мотив, а мотив «страховки» для большинства респондентов вовсе не актуален.

Основные элементы структуры личности человека: мотивации; эмоции; характер; воля; темперамент; способности; нравственные и моральные качества; социальные нормы и установки. Профсоюзные ценности и установки (солидарность, защита труда, социальное уважение) формирует правильная информация. И ее нужно уметь создавать и транслировать.

 

Практическое занятие №1

Основные тезисы раздела:

1. Вступление человека в профсоюз – его социальный ВЫБОР. Для этого выбора необходимо иметь соответствующие ЦЕННОСТИ, которые и лежат в основе мотивации.

2. Мотивы ко вступлению в профсоюз в зависимости от возраста и социальной принадлежности могут быть разными, в том числе и смешанными.

3. Доверие бывает как рациональным, так и иррациональным (эмоциональным) выбором, об этом необходимо помнить при построении информационной политики.

Задание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: