Модуль 2: «Искажатели смысла: образ VS текст»




Социальная роль информации

 

Термин «информация» происходит от латинского слова information, что означает сведения, разъяснения, изложение.

Во многом определение информации зависит от отрасли человеческой деятельности:

- в бытовом смысле под информацией понимают любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чей-либо деятельности и т.п.;

- в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);

- в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

Применительно к компьютерной обработке данных, под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, звуков, графиков, рисунков и др.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Физически информация в ЭВМ записывается и передается в виде электрических сигналов.

Наиболее общее понимание термина «информация» состоит в том, что информация – это отражение разнообразия в существующем мире. Важно помнить при изучении данного термина, что ни одна из приведенных трактовок не может считаться определением.

Информация может существовать в виде: текста, рисунков, фотографий, чертежей; световых или звуковых сигналов; радиоволн; электрических и нервных импульсов; аудио-видео записей; жестов и мимики; запахов и вкусовых ощущений; хромосом, посредствам которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.

Человек воспринимает с помощью органов чувств следующую информацию: визуальную (восприятие зрительных образов, различие цветов и т.д.) – с помощью зрения - 90%; звуковую (восприятие музыки, речи, сигналов, шума и т.д.) – с помощью слуха; обонятельную (восприятие запахов) – с помощью обоняния; вкусовую (восприятие посредством вкусовых рецепторов языка) – с помощью вкуса; тактильную (посредством кожного покрова восприятие информации о температуре, качестве предметов и т.д.) – с помощью осязания.

Свойства информации (с точки зрения бытового подхода к определению информация):

Релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;

Полнота – свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;

Своевременность – способность информации соответствовать нуждам в нужный момент времени;

Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;

Доступность – возможность получения информации данным потребителем;

Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации;

Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.

Количество информации о деятельности профсоюзов в общем информационном поле составляет менее 10%. Большая часть «непрофсоюзной» информации формирует противоречащие идеологии профсоюзов ценности.

Образ VS текст

Семантическая (смысловая) структура социальной информации, которая содержится в журналистском, рекламном, пиаровском текстах, состоит из: дескриптивной (описательной, новостной), прескриптивной (предписывающей; сведения, которые содержат представления о желаемом будущем), волюативной (оценочной: хорошо – плохо) и нормативной информации (сведения о способах достижения желаемого будущего).

Иными словами, текстовая информация сообщает нам не только факты и данные, но и формирует модели поведения в обществе.

Иллюстрации (фотографии, селфи, картинки к постам и прочие визуальные образы) воспринимаются как не имеющие ценности предметы, которые может создать каждый. На самом деле изображения общаются с нами, программируя нас на определенное поведение.

Сила хорошей иллюстрации в том, что в нее проще поверить, чем в текст. Графический символ способен усилить влияние слов, пробудить нужные эмоции, часто даже в обход рационального анализа.

Иллюстрация (фото, иконка, аватар, логотип) представляет собой визуальный язык сообщения о себе окружающим. Это способ материального удержания, закрепления определенного состояния здесь и сейчас, своего рода «местом памяти». В то же время иллюстрации содержат в себе заложенные в процессе их создания отличительные черты, ценности, нормы и образцы поведения. Именно на них мы внутренне откликается.

Таким образом возникает вопрос о взаимоотношении текстов и изображений. Борьба письменности против изображения, исторического сознания против символов характерна для всей истории. В ходе истории доминировали тексты, сегодня доминируют образы.

Так где же рождается основной смысл: в тексте (слова) или в контексте (образы)? Давайте разберем на примерах.

 

 

Практическое занятие №2

Основные тезисы раздела:

1. Текстовая информация и иллюстрации сообщают нам факты и данные и формируют модели поведения в обществе.

2. Среда распространения профсоюзной информации перегружена. Количество информации о деятельности профсоюзов в общем информационном поле составляет менее 10%.

 

Задания:

Задание 1

Подберите фотографию, наиболее емко передающую смысл и усиливающую воздействие текста, приведенного ниже:

 

Текст:

Российские преподаватели массово поддержали флешмоб #учителятожелюди в Instagram, чтобы заступиться за барнаульскую учительницу Татьяну Кувшинникову, которую вынудили уволиться за фото в купальнике. Коллеги Кувшинниковой выкладывают такие же фотографии, некоторые дополняют их хэштегом #увольняйте.

Кувшинникова работала в школе № 45 учителем средних классов. Один из родителей пожаловался директору на ее фото в купальнике, размещенное во «ВКонтакте», после чего руководитель потребовала от учительницы уволиться. Фото было сделано во время акции барнаульских моржей в поддержку зимней Универсиады, Кувшинникова является членом местной Федерации зимнего плавания. Некоторые родители вступились за учительницу, но в итоге она не выдержала давления и уволилась.

После увольнения министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко обратился к Кувшинниковой с предложением разработать правила поведения педагогов в социальных сетях. Он заявил, что педагог согласилась и «точно остается в образовании» - ей предложили три варианта работы.

Источник: Телеканал «Дождь»

(https://tvrain.ru/), автор: Антон Нечаев.

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Задание 2

Подберите фотографию, недостаточно отражающую смысл текста и ослабляющую его воздействие:

Текст:

Мир! Труд! Май!

1 мая 2018 года в День международной солидарности трудящихся по всей стране трудовые коллективы вышли на организованные профсоюзами митинги и шествия, чтобы выразить свои требования к властям и работодателям под главным девизом: «За достойный труд, за справедливую социальную политику!».

Масштабная всероссийская акция профсоюзов прошла с требованиями, направленными на защиту социально-трудовых прав и экономических интересов трудящихся. По всей России в Первомайской акции профсоюзов приняли участие 3 миллиона 574 тысячи человек, из них 1 миллион 309 тысяч молодежи. По всей стране прошли 476 шествий и 631 митинг в 79 региональных центрах и 823 городах и поселках.

Для международного профсоюзного движения 1 мая – это не просто праздник, а священный день памяти о трагических ошибках, которые нельзя допускать в отношении человека труда, защищающего свои законные требования о соблюдении элементарных прав. В этом году по призыву Международной конфедерации профсоюзов 1 мая отмечается в 140 странах.

Основные лозунги Первомайской акции профсоюзов в 2018 как никогда актуальны: "Достойная зарплата – основа достойной жизни!", "Безопасные условия труда – каждому работнику!", "Гражданину России – достойный труд и достойную зарплату!", "За мир и стабильность! ".

 

Источник: Сайт Профсоюза работников здравоохранения (https://www.przrf.ru/news/full/inform/Mir-Trud-Maj11/)

Фото 1

Фото 2

Задание 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: