Методы регулирования международной туристской деятельности




Большие размеры и динамичное развитие международного туризма обусловили его значение для современной экономической системы. Данное обстоятельство определяет стремление стран к управлению и регулированию международным туризмом и ВЭД предприятия туризма как его составляющей с помощью разнообразных методов. На наибольшем уровне обобщения регулирующие инструменты делятся на методы экономического и административного характера. Экономические методы регулирования имеют в своей основе действие экономических законов (ценообразования, спроса, предложения и других). К административным методам относятся различные законы, постановления, договора, соглашения, правовые режимы, которые разрабатываются и принимаются странами на уровне исполнительной власти и подлежат ратификации законодательной властью (парламентом).

Регулирование хозяйственной деятельности туристских предприятий, вовлеченных в международный обмен, осуществляется на национальном и международном уровнях.

Под регулированием ВЭД предприятия туризма понимают систему национальных и международных мер, направленных на эффективное управление данным видом деятельности в соответствии с определенными международными принципами, нормами и стандартами.

При организации и осуществлении ВЭД предприятию туризма следует руководствоваться отечественными нормативными актами, которые регулируют порядок создания и функционирования субъектов туристского рынка, определяют содержание и процедуру заключения договоров об оказании туристских услуг и возникающие в связи с этим договорами обязательства, а также актами зарубежного законодательства, отличающимися от национальных.

Международное регулирование туристской деятельности предполагает разработку и реализацию международной системы мер и проведение комплекса международных мероприятий в целях поддержания устойчивого развития туризма, упорядочения туристской деятельности, эффективного управления отдельными секторами туристской индустрии, обеспечения их скоординированного взаимодействия, стандартизации туристского обслуживания. Для осуществления регулирования на международном уровне созданы и функционируют специализированные наднациональные туристские организации и институты.

На национальном уровне функция регулирования возлагается на государственные органы. Государственное регулирование туристкой деятельности направлено на развитие туристской индустрии как одной из приоритетных отраслей национальной экономики, на создание благоприятных условий для ее функционирования, на рекламу страны или отдельных локаций как благоприятной территории для туризма, на поддержку и защиту интересов отечественных туристов, туроператоров и турагентов. Приоритетными направлениями государственного регулирования внешнеэкономической туристской деятельности являются поддержка и развитие въездного туризма, а также политика импортозамещения, нацеленная на замену выездных туров внутренним туризмом.

Инструментами государственного регулирования являются лицензирование туристской деятельности, стандартизация и сертификация туристских услуг.

Лицензирование международной туристской деятельности представляет собой регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия туризма через разрешения, выдаваемые государственными органами на прием иностранных туристов и направление туристов за рубеж на определенный промежуток времени.

Во внешнеэкономической деятельности широкое распространение получила практика обязательного соответствия товаров и услуг определённым стандартам. С начала 1990-х гг. в развитии международного туризма наметилась тенденция глобального распространения высокотехнологичных стандартизованных туристских услуг.

Стандарт представляет собой документ, устанавливающий показатели, отражающие современные требования к качеству, надежности, безопасности и другие важнейшие свойства и характеристики продукта.

В мировой практике выделяют следующие виды стандартов:

• национальные стандарты – специфические требования к определённым товарам и услугам, действующие на территории отдельной страны;

• международные стандарты – требования к определённым товарам и услугам, разработанные и поддерживаемые рядом стран и зафиксированные в специальных соглашениях.

По характеру стандарты могут быть узаконенными (обязательными), соответствие которым является обязательным для производителей определённых видов товаров, и необязательными, соответствие которым осуществляется на добровольной основе, в большинстве случаев с рекламными целями.

Целью стандартизации в сфере туризма является нормативное обеспечение повышения качества и эффективности туристского и экскурсионного обслуживания.

Качество туристской услуги представляет собой совокупность характеристик туристской услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности туриста.

Услуга производится и предоставляется клиенту в процессе обслуживания. Качество обслуживания выступает как совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей. Качество услуги или обслуживания оценивается по показателям качества, то есть характеристикам одного или нескольких свойств туристской услуги или обслуживания, составляющих ее или его качество. Уровень качества услуги определяется при сравнении количественных значений показателей качества с нормативными значениями.

Услуга, предоставляемая клиенту, должна соответствовать по своим качественным характеристикам требованиям, установленными стандартом. При оказании туристских услуг требования обязательного характера предъявляются к гостиничным, транспортным услугам и услугам общественного питания и торговли.

Туристская фирма обязана организовать предоставление туристу услуги, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре описания качества услуги требуется оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если турист при заключении договора поставил турфирму в известность о целях приобретения услуги, то оказываемая услуга должна соответствовать указанному целевому назначению.

Неотъемлемым элементом качества туристской услуги является ее безопасность. Туристская услуга при обычных условиях ее оказания не должна представлять угрозу для жизни, здоровья туриста, не должна наносить вред окружающей среде и не должна наносить урон имуществу туриста.

Для подтверждения соответствия товара конкретным стандартам необходимо предоставить ряд выдаваемых в установленном порядке компетентными органами сертификатов и свидетельств.

Сертификат представляет собой документ, подтверждающий соответствие определенного товара или услуги требованиям, установленным стандартом.

Сертификация направлена на обеспечение в деятельности туристских фирм безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, предотвращение вреда их имуществу, охрану окружающей среды и повышение качества оказываемых услуг. Сертификация продукции, под которой понимается деятельность по подтверждению соответствия качества, происхождения и других параметров товаров и услуг установленным требованиям, может иметь обязательный и добровольный характер.

Под обязательной сертификацией туристских услуг понимается подтверждение уполномоченным органом соответствия реализуемых услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности их имущества, защиты окружающей среды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: