( логическая взаимосвязь показателей оценки инвестиционной привлекательности проекта)
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости бизнес-проекта и заинтересованности в нем всех его участников.
Эффективность участия в проекте включает:
- эффективность участия предприятий в проекте (эффективность бизнес-проекта для предприятий-участников);эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров — участников бизнес-проекта);
- эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям — участникам бизнес-проекта, в том числе:
- региональную эффективность — для отдельных регионов РФ;
- отраслевую эффективность — для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
- бюджетную эффективность бизнес-проекта (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
Расчеты эффективности проводятся аналогично определению показателей коммерческой эффективности. Отличие состоит в выборе нормы дисконта и способах формирования чистого денежного потока.
Норма дисконта участника проекта отражает эффективность участия в проекте предприятий (или иных участников). Она выбирается самими участниками. При отсутствии четких предпочтений в качестве нее можно использовать коммерческую норму дисконта.
В расчетах региональной эффективности используется социальная (общественная) норма дисконта, которая может корректироваться органами управления народным хозяйством региона.
Бюджетная норма дисконта используется при расчетах показателей бюджетной эффективности и отражает альтернативную стоимость бюджетных средств. Она устанавливается органами (федеральными или региональными), по заданию которых оценивается бюджетная эффективность бизнес-проекта.
|
Оценивая эффективность участия предприятий в проекте необходимо учитывать денежные потоки от всех видов деятельности (инвестиционной, операционной и финансовой). Заемные средства считаются денежными притоками, платежи по займам — оттоками. Выплаты дивидендов акционерам не учитываются в качестве оттока реальных денег.
В денежный поток при определении эффективности проекта для акционеров включаются:
- притоки: выплачиваемые по акциям дивиденды и — в конце расчетного периода — оставшаяся неиспользованной амортизация, ранее нераспределенная прибыль;
- оттоки: расходы на приобретение акций (в начале реализации проекта) и налоги на доход от реализации имущества ликвидируемого предприятия.
Эффективность участия в проекте структур более высокого порядка (региональная, отраслевая).
Расчет ведется по сумме денежных потоков от инвестиционной, операционной и частично финансовой деятельности: учитывается поступление и выплата кредитов только со стороны среды, внешней по отношению к данной структуре.
В денежных потоках не учитываются взаиморасчеты между участниками, входящими в рассматриваемую структуру, и расчеты между этими участниками и самой структурой. В то же время учитывается влияние реализации проекта на деятельность рассматриваемой структуры и входящих в нее других (сторонних) предприятий.
|
Бюджетная эффективность оценивается в бизнес-плане по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
- притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
- доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующих бюджетов участникам проекта;
- платежи в погашение Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
- дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией бизнес-проекта.
К оттокам бюджетных средств относятся:
- предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления бизнес-проекта;
- предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
- предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
|
- бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
СТРУКТУРА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА.
Последовательность разработки бизнес-плана предприятий сервиса следующая:
1. Сбор и анализ информации о продукции (услуге). Описание продукции (услуги). Раздел 3.
2. Сбор и анализ информации по рынку сбыта. («Маркетинг и сбыт продукции (услуг)») Раздел 4.
3. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли. («Описание предприятия и отрасли ») Раздел 2.
4. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами, и другими ресурсами (Производственный план) Раздел 5.
5. Расчет потребного капитала и источников финансирования. (Финансовый план) Раздел 7.
6. Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности (направленность и эффективность проекта) Раздел 8.
7. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта. (Организационный план) Раздел 6.
8. Решение вопроса рисков и гарантий. (Риски и гарантии) Раздел 9.
9. Подбор материалов и составление приложений. Раздел 1.
10. Составление краткого содержания проекта. Резюме.
11. Составление аннотации на проект и оформление титульного листа.
- ОЦЕНКА РИСКОВ В СИСТЕМЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
На этапе качественного анализа рисков определяются причины, факторы и потенциальные области риска, выделяются конкретные риски проекта (производственные; коммерческие; финансовые; риски, связанные с форсма-жорными обстоятельствами). Далее производится количественный анализ риска, связанный с оценкой степени риска как в отношении отдельных рисков, так и проекта в целом. Количественный анализ позволяет выделить наиболее существенные риски проекта и оценить риск проекта в целом.
Для наиболее значимых рисков в бизнес-плане определяются возможные потери от риска (материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь). По результатам оценки потерь от рисков представляется характеристика типа области риска деятельности предприятия при реализации проекта (безрисковая область, область минимального риска, область повышенного риска, область критического риска, область недопустимого (катастрофического риска).
Для наиболее значимых рисков проекта детально рассматриваются методы компенсации и снижения риска, т. е. предотвращения неблагоприятных событий или ослабления их негативного эффекта (диверсификация, страхование, лимитирование, самострахование, распределение риска).
Если в качестве меры снижения рисков предусмотрено страхование, подробно составляют программу страхования рисков. В данном подразделе бизнес-плана приводится таблица страхования рисков и необходимые пояснения к ней. В приложении к бизнес-плану могут быть помещены копии страховых полисов.
Анализ риска включает два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
На этапе качественного анализа определяют причины, факторы и потенциальные области риска, выявляют возможные его виды.
Причины риска — объективные или субъективные действия, влекущие за собой наступление рисковых событий.
Факторы риска — предпосылки, увеличивающие вероятность и реальность наступления рисковых событий. По результатам выделения потенциальных областей риска, анализа причин и факторов выявляют конкретные риски проекта, перечень которых приводится в бизнес-плане. При этом, как минимум, учитываются следующие виды рисков:
- производственные риски связаны с различными нарушениями в производственном процессе или в процессе поставок сырья, материалов, комплектующих изделий;
- коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынков, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т. п.);
- финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов и пр;
- риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, — это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса страны до забастовок и землетрясений).
Количественный анализ риска заключается в оценке степени риска как в отношении отдельных рисков, так и проекта в целом.
Степень риска — это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.
Вероятность каждого типа рисков и убытки, вызываемые ими, различны, поэтому необходимо их спрогнозировать и, по возможности, рассчитать. Способы расчета разнообразны и в достаточной мере освещены в экономической литературе.
Рассмотрим одну из современных методик расчета рисков, разработанную Инвестиционно-финансовой группой и Российской финансовой корпорацией. В этой методике по характеру воздействия риски делятся на простые и сложные. При этом сложные (составные) риски являются объединением простых, каждый из которых, в свою очередь, рассматривается как простой. Простые риски определяются полным перечне непересекающихся событий, т. е. каждое из них рассматривается как не зависящее от других.
В связи с этим первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков.
Вторая задача — определение удельного веса каждого простого риска по всей их совокупности.
Третьей задачей является оценка вероятности наступления событий, относящихся к каждому простому риску.
Четвертая задача — определение балльной оценки по всем рискам проекта.