В России персонал делится по следующим классификационным признакам:
- по функциям, выполняемым в производственном процессе;
- по характеру фактической деятельности;
- по принципу участия в технологическом процессе;
- по сроку работы.
По функциям, выполняемым в производственном процессе выделяют шесть категорий персонала:
- Рабочие (основные и вспомогательные);
- Инженерно-технические работники;
- Служащие;
- Младший обслуживающий персонал;
- Ученики;
- Охрана.
По характеру фактической деятельности (роду занятий): в данном случае основанием для отнесения работника к категории ИТР служит не образование, а занимаемая должность.
По принципу участия работников в технологическом процессе: рабочие подразделяются на основных и вспомогательных, а ИТР – на руководителей, специалистов и технических исполнителей.
По сроку работы: постоянные, сезонные и временные работники.
Отдельная классификация имеется для служащих.
В государственных органах работают государственные служащие. К государственным служащим относятся граждане России, выполняющие обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Классификация государственных должностей (табель о рангах) предусматривает:
- Высшие государственные должности (действительные государственные советники 1,2 и 3 классов, ранги с 1 по 3);
- Главные государственные должности (государственные советники 1,2,3 классов, ранги с 4 по 6);
- Ведущие государственные должности (советники Российской Федерации 1,2,3 классов, ранги с 7 по 9);
- Старшие государственные должности (советники государственной службы 1,2,3 классов, ранги с 10 по 12);
- Младшие государственные должности (референты 1, 2,3 классов, ранги с 13 по 15).
Основное различие между государственными служащими и работниками частного сектора заключается в характере выполнения задач. Деятельность госслужащих протекает в рамках устава и регламента, а наемные работники находятся в договорных отношениях со своим работодателем.
В последние годы наметилась тенденция к использованию отдельных элементов классификации персонала, принятой в западных странах.
В индустриально развитых странах существует несколько иное деление работников на категории.
Различают следующие категории:
Top management, т.е. высшее звено управления (президент или генеральный директор, члены правления);
Middle management – среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);
Lower management – низшее звено управления (руководители подотделов, мастера, бригадиры);
Инженерно-технический персонал и конторские служащие («белые воротнички»);
Рабочие, занятые физическим трудом («синие воротнички»);
Работники социальной инфраструктуры («серые воротнички»).
|
К основным методам управления персоналом относят:
Экономические методы — управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как«одарять», так и «карать». Эффективность экономических методов управления
определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитованияи т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретениеценных бумаг (акций, облигаций) организации.
|
Административно-правовые методы - методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.
52. Маркетинг: определение, значение, становление, основные понятия. Концепции маркетинга
Существует множество определений маркетинга, обеспечивающего эффективное хозяйствование в условиях рынка на основе производства и реализации товаров и услуг наиболее прибыльных и востребованных потребителями. Маркетинг охватывает все аспекты деятельности бизнеса, начиная с создания продукта до его послепродажного сервисного обслуживания. Рассмотрим некоторые определения маркетинга. Официальное определение Американской Маркетинговой Ассоциации следующее: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и осуществления концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг для проведения обмена, который удовлетворит цели отдельных людей и предприятий». По определению Ф. Котлера: «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». В общем случае под маркетингом будем понимать философию и практику формирования эффективного рыночного хозяйства благодаря производству и обмену товаров и услуг, удовлетворяющих нужды, потребности, запросы субъектов рынка.
|
Рассмотрим основные понятия, используемые в рассмотренных определениях маркетинга.
· Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
· Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
· Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
· Товар – то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку для потребления.
· Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
· Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров.
· Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, расчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями для получения прибыли организации, увеличения сбыта, доли рынка.[КотОс]
Маркетинг служит системообразующим звеном, связывающим подразделения предприятия между собой и с потребителями. Эта интегрирующая функция должна быть отражена во всей организационной структуре предприятия. Служба маркетинга должна взаимодействовать со всеми подразделениями организационной структуры производства и реализации продукции и с потребителем. Главным правилом является создание эффективной организационной структуры для реализации современной концепции маркетинга, ориентирующей предприятие на удовлетворение нужд потребителей с учетом его возможностей, вкусов, предпочтений, склонностей. Потребитель является основным субъектом организационной структуры и предопределяет целевую направленность её эффективной деятельности. Максимизация дохода предприятия по сравнению с конкурентами может быть достигнута лишь путем более эффективного обслуживания потребителей. Конкуренция на рынках и маркетинговое управление предприятий переориентирует их с производства массовой продукции, предназначенной для среднего потребителя, на продукцию предпочтительную определенным группам потребителей. На рис.1.1 приведена иллюстрация ступеней эволюции концепции маркетинга, предложенная Ф. Котлером.
Рис.1.1. Ступени эволюции концепции маркетинга
В настоящее время эффективные экономические субъекты в своей деятельности опираются на концепцию, ориентированную на интегрирующую роль маркетинга и центральную контролирующую роль потребителя. Здесь маркетинг затрагивает все звенья цепочки ценностей продукта производства, начиная с разработки нового товара до послепродажного его сопровождения, является комплексом средств, позволяющим успешно координировать действия, направленные на удовлетворение потребителей и на получение благодаря этому максимального эффекта. Конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции является основным результатом эффективного маркетингового управления.