Жизненный цикл услуги (ЖЦУ)




После того, как определено, что будет производиться, кто это бу­дет покупать и как клиент будет выбирать наш продукт среди осталь­ных, необходимо понять, как долго услуга сможет существовать на рынке. Период существования услуги на рынке носит название «жизненный цикл услуги». Он изображен графиком (рис. 3.4).

ЖЦУ — время с момента первоначального появления продукта на рынке до момента прекращения его реализации на данном рынке. Жиз­ненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени и сострит из следующих стадий: внедрение на ры­нок, рост, зрелость и спад (табл. 3.1).

Стадия внедрения продукта на рынок характеризуется незначитель­ным ростом объема продаж и может быть убыточной из-за крупных пер­воначальных финансовых вложений на создание продукта, затрат на маркетинг, малых объемов выпуска продукта и неосвоенности его про­изводства.

На стадии роста производства предприятие получает максималь­ную прибыль за счет увеличения объема продаж, связанного с увеличе­нием популярности продукта и низким уровнем конкуренции при отно­сительно невысоких затратах на маркетинг; создается торговая марка, которая на дальнейших этапах жизни туруслуги помогает поддержи­вать определенный уровень спроса.

Для того, чтобы максимально продлить период роста комплексной туристской услуги, предприятие может использовать следующие методы:

— повышение качества услуги (данный метод на сегодняшний день
Наиболее актуален для сферы туризма, так как потребности туристов
очень быстро растут, появляется такое понятие, как «новый турист»,
который требует высокого качества не только роскошных и дорогих
продуктов, но и всех остальных);

— выпуск модернизированной услуги (изменение видов услуг, сле­дование моде на развлечения, переоснащение средств размещения по
Мере морального и физического старения и т. д. позволят предприятию следить и успевать за изменением спроса, что, соответственно, приведет к поддержанию высокого уровня объема продаж);

— проникновение в новые сегменты рынка (необходимо искать но­
вые рынки, появление которых будет обусловлено прогнозируемым улуч­шением экономической ситуации в стране и ростом доходов населения
при приоритетном развитии внутреннего туризма, а также стремлением
людей к здоровому образу жизни);

— использование новых каналов распределения (данный метод ис­пользуется в достаточно редких случаях, когда выбранные ранее кана­лы распределения не обеспечивают достаточного уровня загрузки либо
когда предприятие меняет целевой сегмент работы);

переориентация рекламы (в соответствии с модными течениями:
реклама экологически чистой туруслуги, реклама комфорта и т. д.);

— своевременное снижение цены для привлечения дополнительных
клиентов.

Помимо особенностей ценовой политики для снижения сезонных ко­лебаний может использоваться диверсификация услуги в периоды турист­ского сезонного спада.

Длительность этапов жизненного цикла туруслуги в значительной мере зависит от социально-экономического положения его потребите­лей. Следует использовать прогнозы роста доходов потенциальных по­требителей при планировании жизненного цикла услуги.

Емкость рынка потребителей услуги

Теперь осталось ответить на последний и, наверное, самый глав­ный вопрос: какое количество потенциальных потребителей существу­ет у вашей услуги, то есть определить наличие спроса. Спрос можно разделить на платежеспособный и скрытый. К первому виду относятся потребители, которые на текущий момент могут приобрести вашу услу­гу, то есть являются платежеспособными. В скрытый спрос включаются перспективные потребители, то есть которые на сегодняшний день име­ют потребность, но не имеют возможности, а также те, которые сейчас не нуждаются в вашей услуги, но по прошествии некоторого времени она им понадобится.

 

ПРИНЦИПЫИ МЕТОДЫПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке про­граммы действия или планов предприятия им были названы пять осново­полагающих принципов: необходимость, единство, непрерывность, гиб­кость и точность.

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудо­вой деятельности. Всякий труд, как известно, — это целесообразная дея­тельность, направленная на преобразование природных ресурсов в го­товую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей

Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Един­ство планов предполагает общность экономических целей и взаимо­действие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления. Внутрифирмен­ное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия (фирмы).

Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления про­изводством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необ­ходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее об­новление выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка иным. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стра­тегических планов к тактическим, а от них - к оперативным, а также необхо­димое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. На большинстве отечественных предприятий в условиях рынка действуют в основном годичные планы.

Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью плани­рования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности пред­приятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В усло­виях рынка возможны также значительные колебания спроса, измене­ния действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствую­щим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками «безопасности», или «подуш­ками». При соблюдении этого требования необходимо планировать величину или размер таких резервов.

Принцип точности планов определяется многими как внутрифир­менными факторами, так и внешним окружением. Поэтому всякий план Должен составляться с такой степенью точности, которую желает до­стичь само предприятие с учетом его финансового состояния и положе­ния на рынке и многих других факторов. Следовательно, возможна любая степень точности планов, но при обеспечении допустимой эффективности производства. Главным образом она определяется применяемыми мето­дами планирования. При оперативном или краткосрочном планирова­нии требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на про­цесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эф­фективно для кого-то другого: «Лучше планировать для себя — не важно, насколько плохо, чем быть планируемым другими не важно, насколько хорошо». Смысл этого — увеличивать свои желания и способности и удов­летворять потребности как собственные, так и чужие. Планирование дру­гими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. Оно должно быть столь же радос­тным, сколь производительным;

Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Каждая из них относится к своему измерению предприятия, которое разде­лено на уровни, а каждый уровень на объекты, различающиеся по выпол­няемым функциям: выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку.

Координация устанавливает, что деятельность любой структурной час­ти организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять незави­симо от остальных объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятель­ность подразделений одного уровня следует планировать не только одно­временно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.

Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое незави­симо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаи­моувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулирован­ная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для дру­гих уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный прин­цип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Планиро­вание в туризме ставит пять основных целей:

1. Определить альтернативные подходы к:

— маркетингу;

— организации туризма;

— сопутствующим услугам и мероприятиям.

2. Сформировать методы адаптации к неожиданным изменениям:

— общих экономических условий;

— энергоснабжения;

— жизненных ценностей;

3. Поддержать уникальные для туризма характеристики:

— природных ресурсов;

— местной культурной и социальной структуры;

— местной архитектуры;

— исторических мест и памятников;

4. Достичь желаемого состояния, как, например:

— высокого уровня дохода от туризма;

— эффективной организации индустрии туризма;

— высокого уровня сотрудничества между отдельными операторами;

— развития эффективных маркетинговых и информационных программ и 5. Избежать нежелательного состояния процессов, протекающих в дестинации, таких, как:

— ненужная конкуренции между операторами;

— недружелюбное отношения местных жителей к туристам;

— повреждение или постоянное изменение природных и культур­ных ресурсов;

Таким образом, цели планирования туризма в основном сводятся к тому, чтобы избежать негативного воздействия на маркетинговую, социальную, окружающую среду, а также появления прочих отрица­тельных факторов, проявляющихся тогда, когда не практикуется пла­нирование туризма.

Экспертные методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотдели­мы от лица, делающего прогноз, при разработке которого доминируют его интуиция, прежний опыт, творчество и воображение.

Экспертные методы прогнозирования используются в случаях:

а) когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значи­тельной сложности объекта прогнозирования;

б) наличия высокой степени неопределенности информации, имею­щейся в прогностической базе, или вовсе при отсутствии информации об объекте прогнозирования.

Рис 3.1. Классификация методов прогнозирования

Экспертные методы базируются на информации, которую постав­ляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных проце­дур выявления и обобщения мнения. По этой причине эти методы требуют от эксперта глубоких теоретических знаний и практических на­выков в сборе и обобщении всей доступной информации об объекте прогноза. Интуиция (неструктурированные знания) помогает эксперту в выявлении тенденций развития объекта прогнозирования в условиях отсутствия информационной базы о нем. Примером может служить прогноз спроса на новые товары и услуги, эффективности внедрения новшества, сроков окончания периода реформирования экономики, мировых цен на энергоносители, металлы (цветные, драгоценные), курсов валют.

Во всех перечисленных выше случаях используются оценки экс­пертов, которые разделяются на индивидуальные и коллективные.

В состав индивидуальных экспертных оценок входят следующие методы: метод опроса в форме интервью и аналитическая группа ме­тодов. К частным методам, которыми пользуются эксперты в данном случае, относятся: ассоциативные приемы, приемы аналогий, морфоло­гический анализ.

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя: комис­сии (круглого стола); коллективную генерацию идей (различные виды «мозгового штурма»); метод «Дельфи»; метод функционально-стои­мостного анализа.

Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении: во-первых, выше точность результата; во-вторых, при обработке полученных результатов могут возникнуть продуктив­ные идеи.

Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования (СЭС, ее элементы, процес­сы) и его прошлом развитии.

В группу формализованных методов входят две подгруппы: логи­ческие и математические методы.

К логическим чаще всего причисляют комплексный метод, основан­ный на сценарном подходе, и метод исторических аналогий.

Сценарный подход — описание логически последовательного про­цесса изменения в пространстве и времени объекта прогнозирования, исходя из сложившейся или возможной ситуации. Описание сценариев ведется с учетом временных оценок.

Метод исторических аналогий заключается в том, что представле­ние о будущем состоянии объекта или процесса строится по образцу, уже миновавшему тот этап развития, который предстоит пройти объ­екту прогнозирования.

Из всего многообразия математических моделей при прогнозирова­нии развития СЭС в основном используются трендовые, эконометрические и имитационные модели.

Трендовая модель — математическая модель, описывающая изме­нение прогнозируемого или анализируемого показателя в зависимости только от времени. Она имеет вид:

.

Это не что иное, как прогнозирование поведения объекта путем экстраполяции тенденций развития объекта прогнозирования, выяв­ленных в прошлом. К данной подгруппе относятся методы: наимень­ших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних.

Эконометрическая модель отличается от трендовой тем, что в ней рассматриваются изменения показателей развития СЭС не только от вре­мени, но и от других наиболее существенных факторов.

Имитационные модели обычно строятся для прогнозирования в ус­ловиях нестабильности и неопределенности социально-экономического развития страны, отраслей, регионов, так как могут учитывать и слабо структурированные связи между факторами, и некоторые случайные величины, и логические переменные.

 

37. Цель и задачи бизнес плана туристской фирмы .

Главная цель бизнес-плана — выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта биз­неса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разра­ботки бизнес-плана могут быть различными, например:

• получение кредитов или привлечение инвестиций;

• определение степени реальности достижения наме­ченных результатов;

• доказательство целесообразности реорганизации рабо­ты уже существующей фирмы или создания новой;

• убеждение сотрудников компании в возможности до­стижения качественных или количественных показа­телей, намеченных в проекте, и другие.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является при­влечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

Бизнес-план предусматривает решениестратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения страте­гических задач. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала фирмы.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первая функция связана с возможностью его использо­вания для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жиз­ненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оце­нить возможности развития нового направления дея­тельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства — ссуды, кредиты.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые по­желают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Пятая функция позволяет путем вовлечения всех со­трудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих дей­ствиях, скоординировать их усилия, распределить обязан­ности, создать мотивацию достижения цели.

 

38. Финансовое планирование в туристической фирме

Эффективное управление финансами туристской фирмы возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений фирмы.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Финансовый план фирмы призван обеспечить производственный план финансовыми ресурсами. Он оказывает большое влияние на экономику туристской фирмы в целом. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах исходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления туристской деятельности с реальными возможностями туристической фирмы, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями деятельности туристской фирмы и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством туристической продукции; совершенствованием управления; повышением эффективности деятельности туристской фирмы, прибыли, рентабельности и экономического стимулирования.

Процесс финансового планирования включает два этапа. На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используются основные финансовые документы туристской фирмы - бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении денежных средств. Они имеют важное значение для планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности туристской фирмы, а также служат основой для составления прогнозных документов.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи через показатели, которые в них содержатся. Существует несколько вариантов разработки финансового плана. По одному из них в состав документов входят прогнозы:

•объемов продаж;

•движения денежных средств;

•отчета о прибылях и убытках;

•баланса.

Основной целью построения указанных финансовых документов является оценка финансового положения туристской фирмы на конец планируемого периода.

Прогноз объемов продаж. Источником финансовых ресурсов является выручка от реализации туристской продукции, в состав которой включаются денежные расходы туристской фирмы. Основанием для расчета данных об объеме реализации туристской продукции служат результаты маркетинговых исследований. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую туристская фирма предполагает завоевать своей продукцией.

Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах и помогают определить влияние цены, объемов производства, инфляции и изменения соотношения валютного курса российского рубля на потоки наличных денежных средств туристской фирмы.

Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступлении и расходовании в течение этого периода. Завершается таблица данными о наличии денежных средств на конец периода.

С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.

При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки - объем - прибыль», который называют анализом безубыточности. Он представляет следующие возможности:

·определить объемы производства и продаж туристской продукции с целью их безубыточности;

·установить размер желаемой прибыли;

·увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (новых ценовых факторов, динамики объемов продаж).

Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации туристской продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности - это такой объем выручки, при котором туристская фирма не получает ни прибыли, ни убытка. Точка критического объема производства показывает такой объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости.

 

ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: МЕТОДЫ, ЭТАПЫИ ПРИНЦИПЫ

Тактическое планирование

Термин «тактика» — первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей. Тактическое планирование — это приня­тие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организа­ции для достижения стратегических целей.

Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является, как правило, предметом за­бот среднего и низшего управленческого звена.

Основной вопрос стратегического планирования — что хочет до­биться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием — это разница между целями и средствами.

Оперативное планирование

Этот термин означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Однако термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, напри­мер, планирование производства, планирование маркетинга и т. п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации.

Деятельность предприятия, связанную с планированием, можно раз­делить на несколько основных этапов:

1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс
планирования, т. е. принятие решений о будущих целях организации
и способах их достижения. Результатом процесса планирования явля­ется система планов.

2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой работы являются реальные показатели функционирования
организации (предприятия).

3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение ре­альных результатов с плановыми показателями, а также создание
предпосылок для корректировки действий предприятия в необходимом
направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом
плановой деятельности, его значение очень велико, т. к. контроль опре­деляет эффективность планового процесса.

Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы по организации производственной деятель­ности.

Процесс планирования — это не простая последовательность опе­раций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Он тре­бует большой гибкости и управленческого искусства. Если определен­ные моменты процесса планирования не соответствуют поставленным организацией (предприятием) целям, то они могут быть обойдены. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют пред­писанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

Первый этап. Проводятся исследования внешней и внутренней сре­ды организации. Определяются главные компоненты организационной среды, выделяются те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводятся сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляются прогнозы будущего состояния этой среды, производится оценка реального положения фирмы.

Второй этап. Устанавливаются желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап уста­новления целей предшествует анализу среды.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желае­мые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутрен­ней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), опре­деляет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируют различные варианты стратегии.

Четвертый этап. Производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесроч­ные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные, опера­тивные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

• что организации удалось сделать, реализуя свои планы;

• каков разрыв между плановыми показателями и фактическим их выполнением.

В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполне­ния плана к его переформулированию) связью.

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути план — это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

План развития для отдельной деловой единицы оформляется в виде бизнес-плана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: