После того, как определено, что будет производиться, кто это будет покупать и как клиент будет выбирать наш продукт среди остальных, необходимо понять, как долго услуга сможет существовать на рынке. Период существования услуги на рынке носит название «жизненный цикл услуги». Он изображен графиком (рис. 3.4).
ЖЦУ — время с момента первоначального появления продукта на рынке до момента прекращения его реализации на данном рынке. Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени и сострит из следующих стадий: внедрение на рынок, рост, зрелость и спад (табл. 3.1).
Стадия внедрения продукта на рынок характеризуется незначительным ростом объема продаж и может быть убыточной из-за крупных первоначальных финансовых вложений на создание продукта, затрат на маркетинг, малых объемов выпуска продукта и неосвоенности его производства.
На стадии роста производства предприятие получает максимальную прибыль за счет увеличения объема продаж, связанного с увеличением популярности продукта и низким уровнем конкуренции при относительно невысоких затратах на маркетинг; создается торговая марка, которая на дальнейших этапах жизни туруслуги помогает поддерживать определенный уровень спроса.
Для того, чтобы максимально продлить период роста комплексной туристской услуги, предприятие может использовать следующие методы:
— повышение качества услуги (данный метод на сегодняшний день
Наиболее актуален для сферы туризма, так как потребности туристов
очень быстро растут, появляется такое понятие, как «новый турист»,
который требует высокого качества не только роскошных и дорогих
продуктов, но и всех остальных);
|
— выпуск модернизированной услуги (изменение видов услуг, следование моде на развлечения, переоснащение средств размещения по
Мере морального и физического старения и т. д. позволят предприятию следить и успевать за изменением спроса, что, соответственно, приведет к поддержанию высокого уровня объема продаж);
— проникновение в новые сегменты рынка (необходимо искать но
вые рынки, появление которых будет обусловлено прогнозируемым улучшением экономической ситуации в стране и ростом доходов населения
при приоритетном развитии внутреннего туризма, а также стремлением
людей к здоровому образу жизни);
— использование новых каналов распределения (данный метод используется в достаточно редких случаях, когда выбранные ранее каналы распределения не обеспечивают достаточного уровня загрузки либо
когда предприятие меняет целевой сегмент работы);
— переориентация рекламы (в соответствии с модными течениями:
реклама экологически чистой туруслуги, реклама комфорта и т. д.);
— своевременное снижение цены для привлечения дополнительных
клиентов.
Помимо особенностей ценовой политики для снижения сезонных колебаний может использоваться диверсификация услуги в периоды туристского сезонного спада.
Длительность этапов жизненного цикла туруслуги в значительной мере зависит от социально-экономического положения его потребителей. Следует использовать прогнозы роста доходов потенциальных потребителей при планировании жизненного цикла услуги.
Емкость рынка потребителей услуги
|
Теперь осталось ответить на последний и, наверное, самый главный вопрос: какое количество потенциальных потребителей существует у вашей услуги, то есть определить наличие спроса. Спрос можно разделить на платежеспособный и скрытый. К первому виду относятся потребители, которые на текущий момент могут приобрести вашу услугу, то есть являются платежеспособными. В скрытый спрос включаются перспективные потребители, то есть которые на сегодняшний день имеют потребность, но не имеют возможности, а также те, которые сейчас не нуждаются в вашей услуги, но по прошествии некоторого времени она им понадобится.
ПРИНЦИПЫИ МЕТОДЫПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять основополагающих принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.
Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Всякий труд, как известно, — это целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей
Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления. Внутрифирменное планирование является по своему назначению основой соблюдения единства планов на уровне предприятия (фирмы).
|
Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обновление выпускаемой продукции и выполняемых работ. Это предполагает, что на смену одному плану производства приходит без перерыва другой: один товар своевременно заменяется по требованию рынка иным. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них - к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. На большинстве отечественных предприятий в условиях рынка действуют в основном годичные планы.
Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводят обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. В условиях рынка возможны также значительные колебания спроса, изменения действующих цен и тарифов, которые тоже ведут к соответствующим поправкам в различных планах. Поэтому все планы на наших предприятиях, как это принято в мировой практике, должны содержать резервы, именуемые иначе надбавками «безопасности», или «подушками». При соблюдении этого требования необходимо планировать величину или размер таких резервов.
Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним окружением. Поэтому всякий план Должен составляться с такой степенью точности, которую желает достичь само предприятие с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов. Следовательно, возможна любая степень точности планов, но при обеспечении допустимой эффективности производства. Главным образом она определяется применяемыми методами планирования. При оперативном или краткосрочном планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, при стратегическом или долгосрочном можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.
Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого: «Лучше планировать для себя — не важно, насколько плохо, чем быть планируемым другими не важно, насколько хорошо». Смысл этого — увеличивать свои желания и способности и удовлетворять потребности как собственные, так и чужие. Планирование другими не может увеличить эти желания и способности, только собственное планирование дает такую возможность. Оно должно быть столь же радостным, сколь производительным;
Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Каждая из них относится к своему измерению предприятия, которое разделено на уровни, а каждый уровень на объекты, различающиеся по выполняемым функциям: выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку.
Координация устанавливает, что деятельность любой структурной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.
Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне предприятия, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.
Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.
Планирование в туризме ставит пять основных целей:
1. Определить альтернативные подходы к:
— маркетингу;
— организации туризма;
— сопутствующим услугам и мероприятиям.
2. Сформировать методы адаптации к неожиданным изменениям:
— общих экономических условий;
— энергоснабжения;
— жизненных ценностей;
3. Поддержать уникальные для туризма характеристики:
— природных ресурсов;
— местной культурной и социальной структуры;
— местной архитектуры;
— исторических мест и памятников;
4. Достичь желаемого состояния, как, например:
— высокого уровня дохода от туризма;
— эффективной организации индустрии туризма;
— высокого уровня сотрудничества между отдельными операторами;
— развития эффективных маркетинговых и информационных программ и 5. Избежать нежелательного состояния процессов, протекающих в дестинации, таких, как:
— ненужная конкуренции между операторами;
— недружелюбное отношения местных жителей к туристам;
— повреждение или постоянное изменение природных и культурных ресурсов;
Таким образом, цели планирования туризма в основном сводятся к тому, чтобы избежать негативного воздействия на маркетинговую, социальную, окружающую среду, а также появления прочих отрицательных факторов, проявляющихся тогда, когда не практикуется планирование туризма.
Экспертные методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз, при разработке которого доминируют его интуиция, прежний опыт, творчество и воображение.
Экспертные методы прогнозирования используются в случаях:
а) когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования;
б) наличия высокой степени неопределенности информации, имеющейся в прогностической базе, или вовсе при отсутствии информации об объекте прогнозирования.
Рис 3.1. Классификация методов прогнозирования
Экспертные методы базируются на информации, которую поставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения мнения. По этой причине эти методы требуют от эксперта глубоких теоретических знаний и практических навыков в сборе и обобщении всей доступной информации об объекте прогноза. Интуиция (неструктурированные знания) помогает эксперту в выявлении тенденций развития объекта прогнозирования в условиях отсутствия информационной базы о нем. Примером может служить прогноз спроса на новые товары и услуги, эффективности внедрения новшества, сроков окончания периода реформирования экономики, мировых цен на энергоносители, металлы (цветные, драгоценные), курсов валют.
Во всех перечисленных выше случаях используются оценки экспертов, которые разделяются на индивидуальные и коллективные.
В состав индивидуальных экспертных оценок входят следующие методы: метод опроса в форме интервью и аналитическая группа методов. К частным методам, которыми пользуются эксперты в данном случае, относятся: ассоциативные приемы, приемы аналогий, морфологический анализ.
Методы коллективных экспертных оценок включают в себя: комиссии (круглого стола); коллективную генерацию идей (различные виды «мозгового штурма»); метод «Дельфи»; метод функционально-стоимостного анализа.
Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении: во-первых, выше точность результата; во-вторых, при обработке полученных результатов могут возникнуть продуктивные идеи.
Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования (СЭС, ее элементы, процессы) и его прошлом развитии.
В группу формализованных методов входят две подгруппы: логические и математические методы.
К логическим чаще всего причисляют комплексный метод, основанный на сценарном подходе, и метод исторических аналогий.
Сценарный подход — описание логически последовательного процесса изменения в пространстве и времени объекта прогнозирования, исходя из сложившейся или возможной ситуации. Описание сценариев ведется с учетом временных оценок.
Метод исторических аналогий заключается в том, что представление о будущем состоянии объекта или процесса строится по образцу, уже миновавшему тот этап развития, который предстоит пройти объекту прогнозирования.
Из всего многообразия математических моделей при прогнозировании развития СЭС в основном используются трендовые, эконометрические и имитационные модели.
Трендовая модель — математическая модель, описывающая изменение прогнозируемого или анализируемого показателя в зависимости только от времени. Она имеет вид:
.
Это не что иное, как прогнозирование поведения объекта путем экстраполяции тенденций развития объекта прогнозирования, выявленных в прошлом. К данной подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних.
Эконометрическая модель отличается от трендовой тем, что в ней рассматриваются изменения показателей развития СЭС не только от времени, но и от других наиболее существенных факторов.
Имитационные модели обычно строятся для прогнозирования в условиях нестабильности и неопределенности социально-экономического развития страны, отраслей, регионов, так как могут учитывать и слабо структурированные связи между факторами, и некоторые случайные величины, и логические переменные.
37. Цель и задачи бизнес плана туристской фирмы .
Главная цель бизнес-плана — выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными, например:
• получение кредитов или привлечение инвестиций;
• определение степени реальности достижения намеченных результатов;
• доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;
• убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.
Бизнес-план предусматривает решениестратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.
Каждая задача бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала фирмы.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства — ссуды, кредиты.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.
38. Финансовое планирование в туристической фирме
Эффективное управление финансами туристской фирмы возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений фирмы.
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Финансовый план фирмы призван обеспечить производственный план финансовыми ресурсами. Он оказывает большое влияние на экономику туристской фирмы в целом. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах исходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления туристской деятельности с реальными возможностями туристической фирмы, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями деятельности туристской фирмы и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством туристической продукции; совершенствованием управления; повышением эффективности деятельности туристской фирмы, прибыли, рентабельности и экономического стимулирования.
Процесс финансового планирования включает два этапа. На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используются основные финансовые документы туристской фирмы - бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении денежных средств. Они имеют важное значение для планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности туристской фирмы, а также служат основой для составления прогнозных документов.
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи через показатели, которые в них содержатся. Существует несколько вариантов разработки финансового плана. По одному из них в состав документов входят прогнозы:
•объемов продаж;
•движения денежных средств;
•отчета о прибылях и убытках;
•баланса.
Основной целью построения указанных финансовых документов является оценка финансового положения туристской фирмы на конец планируемого периода.
Прогноз объемов продаж. Источником финансовых ресурсов является выручка от реализации туристской продукции, в состав которой включаются денежные расходы туристской фирмы. Основанием для расчета данных об объеме реализации туристской продукции служат результаты маркетинговых исследований. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую туристская фирма предполагает завоевать своей продукцией.
Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах и помогают определить влияние цены, объемов производства, инфляции и изменения соотношения валютного курса российского рубля на потоки наличных денежных средств туристской фирмы.
Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступлении и расходовании в течение этого периода. Завершается таблица данными о наличии денежных средств на конец периода.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки - объем - прибыль», который называют анализом безубыточности. Он представляет следующие возможности:
·определить объемы производства и продаж туристской продукции с целью их безубыточности;
·установить размер желаемой прибыли;
·увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (новых ценовых факторов, динамики объемов продаж).
Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации туристской продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности - это такой объем выручки, при котором туристская фирма не получает ни прибыли, ни убытка. Точка критического объема производства показывает такой объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости.
ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: МЕТОДЫ, ЭТАПЫИ ПРИНЦИПЫ
Тактическое планирование
Термин «тактика» — первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей. Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.
Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является, как правило, предметом забот среднего и низшего управленческого звена.
Основной вопрос стратегического планирования — что хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планированием — это разница между целями и средствами.
Оперативное планирование
Этот термин означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Однако термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например, планирование производства, планирование маркетинга и т. п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации.
Деятельность предприятия, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов:
1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс
планирования, т. е. принятие решений о будущих целях организации
и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.
2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой работы являются реальные показатели функционирования
организации (предприятия).
3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание
предпосылок для корректировки действий предприятия в необходимом
направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом
плановой деятельности, его значение очень велико, т. к. контроль определяет эффективность планового процесса.
Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы по организации производственной деятельности.
Процесс планирования — это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Он требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса планирования не соответствуют поставленным организацией (предприятием) целям, то они могут быть обойдены. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.
Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
Первый этап. Проводятся исследования внешней и внутренней среды организации. Определяются главные компоненты организационной среды, выделяются те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводятся сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляются прогнозы будущего состояния этой среды, производится оценка реального положения фирмы.
Второй этап. Устанавливаются желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируют различные варианты стратегии.
Четвертый этап. Производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные, оперативные планы и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:
• что организации удалось сделать, реализуя свои планы;
• каков разрыв между плановыми показателями и фактическим их выполнением.
В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения плана к его переформулированию) связью.
Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути план — это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.
План развития для отдельной деловой единицы оформляется в виде бизнес-плана.