«Конкурентоспособность является результатом формирования и развития свойств экономических субъектов под воздействием комплекса характеристик среды, которая может как способствовать повышению эффективности использования ограниченных ресурсов субъектов, так и снижать её. Свойства среды определяются её детерминантами конкурентных преимуществ, которые, в свою очередь, зависят от ряда факторов»[1]. Комплексный показатель конкурентоспособности предприятия =
В практике маркетинга применяются различные методы определения конкурентоспособности предприятия, наиболее популярными являются:
-анализ экономической конкурентоспособности;
-метод балльной оценки;
-метод балльной оценки с учетом степени весомости факторов
Основой для анализа экономической конкурентоспособности являются показатели, рассчитываемые как отношение издержек производства к прибыли, издержек обращения к прибыли и маркетинговых затрат к прибыли. Данные показатели сопоставляются с аналогичными показателями конкурентов, на основании чего делается вывод о конкурентоспособности предприятия.
Для проведения оценки конкурентоспособности предприятия методом балльной оценки используется балльная шкала, с помощью которой оцениваются факторы конкурентоспособности. Предприятие, набравшее наибольшее количество баллов, считается наиболее конкурентоспособным на рынке.
Метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости представлен в табл.:
Таблица
Балльная оценка с учетом коэффициента весомости
Показатель | Коэффициент Весомости | Фирма | Конкуренты | ||||
Балл | Гр.2× гр.3 | ||||||
Балл | гр.2× гр.3 | Балл | гр.2× гр.3 | ||||
Коэффициенты важности получены экспертным путем |
|
Относительный показатель конкурентоспособности предприятия рассчитывается по формуле:
где, П – относительный показатель конкурентоспособности;
Бф – балльная оценка анализируемого предприятия;
Бк – балльная оценка конкурента
Показатель [(П – 1) × 100%] показывает уровень конкурентоспособности предприятия:
30% - неустойчивое положение на рынке;
30 – 50% - достаточно устойчивое;
50-70% - успешное;
Конкурентные позиции предприятия зависят также от поддержки, получаемой со стороны государства.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКТА
Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке, т.е. временной промежуток от начала и до окончания его выпуска и реализации в первоначальном виде.
Теория жизненного цикла товара – это концепция, описывающая сбыт продукции, прибыль и стратегию маркетинга с момента разработки и до снятия с рынка.
Как правило, жизненный цикл товара включает 4 этапа:
1. Внедрение (выведение на рынок).
2. Рост.
3. Зрелость.
4. Спад.
Каждый продукт живет на рынке определенное время. Рано или поздно он вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. В связи с этим вводится понятие жизненного цикла продукта (рис. 11.4).
Жизненный цикл продукта – время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. (Не надо путать с производственным жизненным циклом, включающим НИОКР, освоение в производстве, само производство, эксплуатацию и снятие с производства.)
|
Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени и состоит из следующих стадий: начала продаж (внедрения на рынок), роста, зрелости (насыщения) и спада.
Стадия внедрения на рынок характеризуется незначительным ростом объема продаж и может быть убыточной из-за больших начальных затрат на маркетинг, малых объемов выпуска продукта и неосвоенности его производства. Стадия роста объема продаж характеризуется быстрым ростом объема продаж, обусловленным признанием продукта со стороны потребителей; прибыльность при этом растет, относительная доля затрат на маркетинг, как правило, падает, цены постоянны или слегка падают. На стадии зрелости рост объема продаж замедляется и даже начинает падать, так как продукт уже приобретен большинством потенциальных потребителей, усиливается конкуренция, затраты на маркетинг обычно возрастают, возможно снижение цен, прибыль стабилизируется или снижается. При модернизации продукта и/или рыночных сегментов возможно продление данной стадии. Спад проявляется в резком снижении объема продаж и прибыли. Модернизация продукта, снижение цен, увеличение затрат на маркетинг могут только продлить эту стадию. Необходимо обратить внимание на то, что максимум прибыли, как правило, по сравнению с максимумом объема продаж смещается в направлении начальных стадий жизненного цикла. Это обусловлено повышением затрат на поддержание сбыта на поздних стадиях жизненного цикла продукта.