Роль и значение курсов валют в международных поездках




Межстрановое движение туристских потоков осуществляется при посредстве контрагентов (туроператоров, турагентов, гостиничных комплексов, предприятий питания и т.д.), являющихся резидентами различных стран. Данное обстоятельство предполагает участие в платежах за предоставляемые товары и услуги одной или нескольких валют, что определяет необходимость рассмотрения особенностей перевода валют, различных видов валютных курсов и других аспектов функционирования туристского предприятия в условиях международной валютно-финансовой системы.

Валюта – денежная единица страны.

В широком смысле валюта представляет собой любой товар, способный выполнять денежную функцию средства обмена на международной арене. В узком смысле валюта выступает как наличная часть денежной массы, циркулирующая из рук в руки в форме денежных банкнот и монет.

Национальная валюта (законное платежное средство на территории выпустивших ее стран) является главным элементом валютной системы страны. Для осуществления операций, связанных с организацией и реализацией международных путешествий, необходимо наличие механизма, позволяющего рассчитываться за товары и услуги, приобретаемые за рубежом, которым является валютный курс.

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Валютный курс как соотношение валют может закрепляться законодательно или определяться как результат взаимодействия спроса и предложения.

Вид валютного курса и его величина имеет большое значение для туристской фирмы, осуществляющей внешнеэкономические операции. Договор об отправке, приеме и обслуживании туристов, заключаемый между сторонами, а также договор о предоставлении туристских услуг, заключаемый с клиентом, содержит раздел, включающий в себя информацию о формах платежа, валюте цены и валюте платежа.

Валюта цены – валюта, определенная в контракте для выражения цены товара или услуги.

Туристские предприятия предпочитают устанавливать цены на туры в твердой валюте, не подверженной обесцениванию. Так российские турфирмы фиксируют цену тура в долларах США или евро. Однако на случай резкого колебания курса и в результате удорожания тура в контракте предусмотрен пункт, предусматривающий корректировку цены тура, если курс поднимется выше пороговой величины (например, более 5% от установленных ЦБ РФ на момент подтверждения листа бронирования).

При заключении контракта определяется валюта, в которой будет произведен платеж.

Валюта платежа – валюта, в которой должна быть произведена выплата, предусмотренная контрактом.

Организация международного путешествия предполагает предоставление определенного набора услуг, производимыми гостиничными комплексами, экскурсионными бюро, предприятиями питания и другими предприятиями, находящимися за рубежом. Суммируя платежи, которые необходимо будет произвести отечественной туристской фирме зарубежным предприятиям, вовлеченным в процесс оказания услуг выезжающему туристу, определяется исходная величина затрат отправляющей турфирмы на оплату работы иностранных контрагентов. Установленная величина затрат выражена в иностранной валюте и для дальнейшего формирования цены туристскую услугу необходимо перевести полученную сумму в национальную валюту. Расходы на оплату услуг зарубежных партнеров, осуществляющих прием и обслуживание выезжающего туриста, суммируются с нормативным доходом турфирмы (обычно 10-20% от планируемой цены), который предназначен для покрытия затрат предприятия на осуществление хозяйственной деятельности (арендные платежи, налоговые отчисления, оплата труда персонала и др.) и формирования прибыли предприятия. Установленная таким образом цена в национальной валюте переводится в валюту, выбранную в качестве валюты цены, и корректируется в соответствии с прогнозируемой величиной спроса и существующим уровнем цен. Окончательный вариант цены публикуется в различного рода справочных, аналитических и рекламных материалах.

В практике внешнеэкономических операций туристские фирмы используют следующие методы формирования валютных цен на предлагаемые услуги:

1) валютная цена на отдельные услуги (в ряде случаев целесообразно формировать цену каждого вида услуг отдельно, исходя из себестоимости производства и обычной для подобного рода деятельности нормы прибыли);

2) валютная цена на комплекс услуг (подобные цены устанавливаются принимающими турфирмами на основе суммирования затрат на размещение, питание, переезд, развлечения, экскурсии и приобретение других видов услуг, включенных в состав тура);

3) валютная цена за один туродень комплексного обслуживания (формирование усредненной цены одного туродня).

Международный туризм является источником валютных поступлений для экономик многих стран.

Приток туристов увеличивает спрос на валюту страны назначения туриста, что позволяет многим странам упрочить свое положение на международном валютном рынке. Однако рост спроса на национальную валюту может привести к значительному увеличению ее курса по отношению к денежным единицам других стран, что приведет к удорожанию жизни внутри страны.

Последствия увеличения курса национальной валюты целесообразно проследить на двух уровнях:

1) туристских потоков;

2) потоков товаров и услуг.

Рост курса национальной валюты приводит, как было отмечено выше, к удорожанию жизни внутри национальной экономики. Следствием данного обстоятельства является, с одной стороны, снижение притока иностранных туристов, а с другой стороны, активизируется выездной туризм. Проживание в стране с высоким курсом будет обходиться дороже, нежели в других странах, обладающих схожими туристскими ресурсами, что приведет к переориентации зарубежных гостей на другие регионы, предлагающие аналогичные туристские услуги. Одновременно увеличится отток местных жителей за рубеж, так как при постоянном уровне дохода в национальной валюте они будут располагать большими финансовыми возможностями выбора места отдыха за рубежом (при переводе национальной валюты по возросшему курсу резиденты получат большую сумму денежных средств в иностранной валюте) и при этом проживание за границей будет сравнительно дешевле стоимости жизни внутри национальной экономики.

В результате роста национального валютного курса произойдет снижение спроса на товары и услуги, производимые данной экономикой, так как их цена по сравнению с импортными аналогами будет более высокой. В итоге в условиях открытой экономики произойдет переориентация с отечественной продукции на более дешевую импортную продукцию.

Благодаря снижению въездного туризма, активизации выездного туризма, а также роста спроса на импортную продукцию при снижении объемов продаж товаров и услуг отечественного производства, спрос на национальную валюту со стороны иностранных туристов и потребителей отечественной продукции падает при одновременном увеличении предложения национальной валюты местными туристами и потребителями, выезжающими за рубеж и приобретающими иностранные товары и услуги. Снижение спроса на национальную валюту и увеличение ее предложения приведут к снижению ее курса.

Таким образом, рост курса национальной валюты приводит к увеличению оттока местных туристов за рубеж и снижению объемов въездного туризма. Многие страны сознательно направляют валютную политику страны на повышение туристкой привлекательности региона.

По экономическим соображениям государство, как правило, не ограничивает ввоз на свою территорию иностранной валюты, устанавливая при этом обязательный характер таможенного оформления ввозимой валюты по процедуре, предусмотренной нормативами таможенного законодательства. Во многих зарубежных странах (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Нидерланды, Португалия, Швейцария, США, Канада, Австралия, Япония) туристы могут без ограничений ввозить и вывозить валюту и другие платежные средства через границу. В ряде стран (Испания, Италия, Греция) свободный ввоз-вывоз валюты ограничен определенной суммой, которая не декларируется, в то время как сумма сверх нее вносится в декларацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: