Международные туристские институты




В конце ХХ в. проявилась тенденция к сосредоточению функций по мониторингу и регулированию наиболее актуальных проблем мирового хозяйства в рамках специализированных организаций. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен международных организаций, вовлеченных в обсуждение и регулирование различного рода отраслевых проблем.

Международные организации – объединения государственных или неправительственных представительств, преследующие общие цели в какой-либо области человеческой деятельности (в сферах политики, экономики, социальной и культурной жизни, туризма и др.).

Развитие международных связей, расширение географии и увеличение количества путешествий требует постоянного совершенствования государственного регулирования туризма, как в каждой из стран мира в отдельности, так и в рамках мирового хозяйства в целом. Интенсивное развитие международного туризма в 20-х гг. прошлого века обусловило необходимость формирования соответствующих институтов, осуществляющих непосредственный контроль за движением туристских потоков, условиями их передвижения, а также направляющими свои усилия на согласование деятельности национальных туристских и транспортных организаций различных стран. В результате в период 1920-1930 гг. был создан ряд специализированных организаций: 1925 г. – Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), 1927 г. – Международный конгресс официальных туристских организаций (МКТО), 1930 г. – Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).

К 40-м гг. международный туризм в большей своей части перешел от индивидуальных форм к организованным, что потребовало создания более совершенной институциональной структуры по управлению и регулированию международного туризма. В связи с вышеизложенным в 1947 г. три ранее созданных образования были упразднены и на их основе учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО) как международная специализированная организация. Действительными членами МСОТО являлись правительственные и неправительственные представительства 116 государств.

Рост значения международного туризма во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности многих государств определил возросшее внимание к данному феномену со стороны Организации Объединенных Наций и ее специализированных органов. В 1963 г. в Риме была проведена Первая Конференция ООН по туризму и путешествиям, на которой был рассмотрен ряд проблем функционирования сферы туризма и выработаны рекомендации, реализация которых позволит добиться ускорения темпов развития туристской отрасли. На Римской конференции впервые были рассмотрены и приняты в качестве официальных определений понятия «временный посетитель», «турист», «экскурсант», что было крайне актуально для унификации способа ведения статистического учета туристских потоков. Большое внимание в рамках конференции было уделено вопросам упрощения пограничных и таможенных формальностей, процедур. Также прошло обсуждение общего направления развития туризма, формирования соответствующей материально-технической базы, создания системы подготовки квалифицированных кадров, а также программа содействия формированию и развитию туристской индустрии в развивающихся странах.

В соответствии с рекомендациями Римской конференции (1968 г., г. Берн) Экономический и социальный Совет ООН (ЭКОСОС) провел специальный межрегиональный семинар ООН, посвященный анализу и поиску способов решения наиболее актуальных проблем сферы туризма в развивающихся странах.

Вопросы международного туризма вошли в круг вопросов, рассматриваемых на конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Так, на III сессии ЮНКТД, которая состоялась в 1972 г., была принята резолюция «Развитие туризма», в которой нашел отражение вопрос об общих принципах статистики международного туристского обмена.

Кроме того, следует отметить, что все действующие в рамках ООН региональные экономические комиссии ООН (ЕК ООН), также уделяют большое внимание проблемам, связанным с развитием туризма.

В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН было принято решение о реорганизации неправительственной организации МСОТО в межправительственную Всемирную туристскую организацию (World Tourism Organization, WТО, ВТО). Юридически создание ВТО было оформлено посредством принятия 28 сентября 1970 г. резолюции чрезвычайной сессии генеральной ассамблеи МСОТО об одобрении проекта Устава Всемирной туристской организации, который вступил в действие 2 января 1975 г., после его ратификации 51 государством. Согласно решению Генеральной ассамблеи ВТО с 1 декабря 2005 г. принято новое сокращенное название Всемирной туристской организации – «ЮНВТО» (UNWTO). К прежнему сокращенному названию ведущего международного института в области туризма в английском и русском языках добавилось сокращение ООН (UN, United Nations – Организация Объединенных Наций).

ЮНВТО является международной организацией специальной компетенции, в соответствии со ст. 1 Устава ЮНВТО относится к организациям межправительственного характера и Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ЮНВТО статус межправительственной организации.

Местонахождением ЮНВТО выбран Мадрид (Испания). Официальными языками Всемирной туристской организации являются английский, французский, русский и испанский.

Целью ЮНВТО является поддержка туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдение прав человека независимо от расы, пола, языка или религии и соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма. Устав ЮНВТО закрепил цели, задачи, характер, организационную структуру и функции новой организации. В состав Всемирной туристкой организации входит 141 страна, 7 территорий и около 350 присоединившихся членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации. Все члены ЮНВТО подразделены на три группы:

• действительные члены (суверенные государства);

• ассоциированные члены;

• присоединившиеся члены.

Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств. Статус ассоциированного члена предоставляется всем территориям или группам территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику своего государства. Статус присоединившегося члена присваивается как межправительственным, так и негосударственным международным организациям, действующие в сфере, представляющей интерес для туризма, а также коммерческим организациям, ассоциациям, деятельность которых имеет отношение к задачам или полномочиям ­ЮНВТО (например, авиакомпании, гостиницы, банки, исследовательские институты, издательские группы и другие).

Устав ЮНВТО устанавливает, что ее руководящими органами являются Генеральная ассамблея, Исполнительный совет и Секретариат.

Генеральная ассамблея, состоящая из представителей действительных членов, является высшим органом ЮНВТО. Характер работы Генеральной ассамблеи сессионный: очередные сессии собираются раз в два года, при особых обстоятельствах могут быть созваны и внеочередные сессии. Компетенция Ассамблеи довольно широка. Она правомочна: решать вопросы о приеме новых членов в организацию, приостановлении членства и выходе кого-либо из организации; утверждать финансовые правила и регламент; определять общее направление деятельности; подготавливать и рекомендовать заключения международных соглашений по любому вопросу, входящему в компетенцию ЮНВТО и т. д.

Генеральной ассамблеей учреждены шесть региональных комиссий (Европа, Африка, Америка, Южная Азия, Ближний Восток, Восточная Азия и район Тихого океана), а также международный высший учебный центр по туризму в Мексике. Комиссии имеют широкую сферу деятельности и ежегодно выполняют большой объем работы, решая задачи по претворению в жизнь рекомендаций Ассамблеи относительно соответствующих регионов. Срок полномочий членов совета составляет 4 года.

Исполнительный совет избирается Генеральной ассамблеей с соблюдением равноправного географического представительства таким образом, что на пять действительных членов приходится один член Совета. Испания входит в Совет как страна местонахождения ЮНВТО. Кроме того, в Совет входят по одному представителю от ассоциированных и присоединившихся членов без права решающего голоса. Исполнительный совет собирается не реже двух раз в год и совместно с генеральным секретарем он принимает все необходимые меры по осуществлению решений и рекомендаций Ассамблеи и докладывает ей о ходе их выполнения.

Во главе секретариата стоит генеральный секретарь, избираемый Генеральной ассамблеей по рекомендации Исполнительного совета сроком на четыре года с возможностью повторного избрания. Он является законным представителем ЮНВТО и опирается в своей работе на поддержку заместителя и координатора по общим вопросам. Генеральный секретарь ответственен перед Ассамблеей и Советом, выполняет указания обоих органов, представляет Совету доклады о результатах работы ­ЮНВТО, а также проекты программ и бюджета. Генеральный секретарь назначает региональных представителей, которым поручено поддерживать отношения с ассоциированными и присоединившимися членами.

Помимо ЮНВТО в настоящее время в сфере международного туризма функционирует порядка 200 интернациональных туристских организаций различного уровня, задач и полномочий, многие из которых играют значительную роль в управлении и регулировании международных туристских потоков.

Современный этап развития экономических отношений продемонстрировал необходимость формирования институциональных образований, способных эффективно защищать экономические интересы своих членов. Так, 22 ноября 1966 г. была учреждена Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (Universal Federation of Travel Agents Association, UFTAA, УФТАА), в которую входят более 70 национальных ассоциаций и организаций и около 1,5 тыс. индивидуальных членов. В целом УФТАА представляет интересы турагентств из 80 стран мира. Деятельность ­УФТАА направлена на установление и закрепление связей с другими международными организациями для сотрудничества в дальнейшем в подготовке конвенций и соглашений, относящихся в сфере деятельности туристских предприятий. Руководство УФТАА осуществляет генеральная ассамблея, избираемая советом директоров на два года, и исполнительный комитет, срок полномочий членов которого истекает через один год.

Международная туристская выставка-биржа (ФИТЮР), в рамках которой ежегодно проводятся тематические программы, получают продвижение новые проекты, проходят презентации инновационных технологий, используемых в туристской индустрии. Главной задачей проведения выставки является содействие в установлении прямых контактов между специалистами по туризму из различных стран.

УФТАА стремится повысить информированность своих членов по профессиональным вопросам, регулирует споры по поводу деловой этики, предоставляет информацию о финансовом состоянии отдельных туристских предприятий, предоставляет юридические услуги своим членам. В последнее время особую актуальность приобрела проблема определения финансовой устойчивости туристских агентств, что связано с возможностью инвестирования на первоначальном этапе создания турагентства сравнительно небольших объемов денежных средств и регистрации в результате агентств, не обладающих должной материально-технической базой и квалифицированными кадрами. Для устранения подобных недостатков УФТАА совместно со швейцарской комиссией по международной сертификации разработали и приступили к внедрению программы сертификации туристских предприятий.

Кроме того, поскольку деятельность туристских фирм непосредственно связана с оказанием услуг, то большое значение приобретает уровень квалификации обслуживающего персонала, занятого производством и оказанием услуг. Однако современная обеспеченность туристских предприятий профессионально подготовленными кадрами, а также уровень их квалификации составляют одну из наиболее острых проблем современной индустрии туризма. Для устранения данной проблемы УФТАА на регулярной основе проводит курсы повышения квалификации и подготовки кадров. Также совместно с Международной ассоциацией воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA, ИАТА) были разработаны программы повышения уровня подготовки персонала, занятого в индустрии туризма и гостеприимства.

Современными первоочередными задачами УФТАА признаны: обеспечение безопасности в туристских путешествиях, разработка и внедрение образовательных программ, создание и введение в практику работы новых технологий.

В 1946 г. была образована Международная гостиничная ассоциация (International Hotel & Restaurant Association, IH&RA, Международная ассоциация гостиниц и ресторанов, МГА), которая на настоящий момент признана единственной организацией глобального уровня, представляющей интересы индустрии гостеприимства во всем мире. МГА объединяет более 100 международных ассоциаций рестораторов и отельеров, международные и национальные гостиничные и ресторанные цепи, представляющие более 50 брендов. МГА официально признанна Организацией Объединенных Наций.

Функционирование МГА осуществляется следующим образом: советы, созданные при ассоциации, рассматривают проблемы, выдвинутые членами МГА, анализируют их и наиболее актуальные вопросы с рекомендациями по их решению выносятся на Совет директоров. Совет директоров является главным исполнительным органом МГА, обеспечивающим стратегическое управление и наблюдение за деятельностью ассоциации, рассмотрение рекомендаций советов МГА. Совет директоров заседает трижды в год, один из которых совместно с ежегодным Конгрессом. Совет директоров представляет свои предложения Генеральной ассамблее, верховному органу МГА. Генеральная ассамблея собирается ежегодно для анализа деятельности ассоциации, методов управления, проведения выборов президента, вице-президентов и членов правления. Кроме того, на собраниях утверждается бюджет на следующий год, рассматриваются вопросы членства и определяется размер членских взносов.

Деятельность МГА направлена на решение множества проблем, связанных с функционированием индустрии туризма и гостеприимства. Так, МГА осуществляет мониторинг наиболее актуальных проблем, связанных с индустрией туризма, представляет отраслевые интересы на международном рынке, направляет свои действия на признание и одобрение индустрии гостеприимства во всем мире, противостоит дискредитирующим и дорогостоящим попыткам управления индустрией, создала и обеспечивает работу глобальных советов для обсуждения и решения отраслевых вопросов.

Рассматривая деятельность международных туристских организаций, следует отметить один из старейших специализированных институтов – Международный туристский альянс (International Touring Alliance, AIT, АИТ). АИТ был создан в 1898 г. в Люксембурге под названием Международная лига туристских ассоциаций и объединял 16 автомобильных ассоциаций и туристских клубов. Современное название было получено организацией в 1919 г. в результате проведения парижского заседания. В настоящее время членами альянса являются более 140 организаций (преимущественно автомобильные ассоциации и автоклубы) из более чем 80 стран мира.

Работа альянса направлена, прежде всего, на развитие различных видов международного туризма с удалением особого внимания автомобильному туризму. С этой целью АИТ стремится установить сотрудничество между своими членами, способствуя заключению и выполнению соглашений между клубами, входящими в состав альянса. Также АИТ ведет активную работу с правительственными и негосударственными организациями, деятельность которых направлена на содействие развитию туризма на международном уровне.

Кроме рассмотренных выше международных туристских институтов существуют интернациональные объединения профессиональных работников индустрии туризма и гостеприимства, такие как Международная ассоциация организаторов экскурсионных и туристских программ (ИСТА) и Международная ассоциация гидов по сопровождению (ИАТМ). Первая из них была образована в 1952 г. для содействия сотрудничеству между членами посредством обмена информацией на взаимной основе, исследования существующих предложений по экскурсионному обслуживанию, а также разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение качества экскурсионного обслуживания. ИАТМ основана в 1961 г. и к настоящему моменту представляет интересы более 2000 членов из 42 стран. Основной задачей, преследуемой при создании данной организации, было повышение уровня профессиональной подготовки гидов-сопровождающих и создание условий для обмена ими профессиональным опытом. Помимо этого ИАТМ предоставляет юридические услуги данной группе специалистов, включая помощь в трудоустройстве и правовую защиту.

 

Индикаторы тур рынка

Для наблюдения за процессом устойчивого развития и для улучшения процесса планирования существует потребность в наличии индикаторов, которые помогают оценить и координировать устойчивое развитие. Индикаторы были выделены для всех трех аспектов развития устойчивого туризма - экологического, экономического и социального. Всемирная Туристическая Организация (ВТО) недавно предложила использование выбранных индикаторов для устойчивого туризма. Для того, чтобы быть полезными для управляющих туристическим сектором и администраторов, выбранные индикаторы являются управляемыми запросами; они отвечают потребностям лиц, принимающих решения; и они применимы для большинства стран и регионов.

Индикаторы показывают реальную ситуацию в месте назначения, например, "процент "экологически чистых" прибытий" и НЕТ - "существование систем транспортировки от аэропорта до железнодорожного вокзала", которая может не использоваться туристами. Индикаторы должны предоставлять нам сопоставимые ценности для всех мест назначения. Северные или горные места назначения, к примеру, нуждаются в большем количестве энергии для отопления жилья и удобств, чем солнечные и прибрежные места. Не имело бы смысла измерять только количество использованной энергии - как значение, зависящее от условий места назначения. Тем не менее, если мы посмотрим на ту часть общего потребления энергии, которое получается из возобновляемых источников энергии, мы имеем действенный индикатор для всех мест назначения.

Черновой перечень индикаторов был предложен инициативой VISIT и протестирован в 10 местах назначения в Европе. Результаты тестирования привели к составлению основного перечня индикаторов. Они рекомендованы как "приоритетные" индикаторы, для которых данные доступны или достаточно легки в предоставлении местом назначения.

Индикаторами эффективной работы по маркетингу являются показатели, включаемые в план маркетинга: численность работников турпредприятия, обеспечение туристскими потоками, наличие ассортимента услуг, количество агентов, оборот. Каждый из показателей характеризует определенные направления деятельности, и анализ динамики изменения показателей позволяет выявить недостатки развития турпредприятия на рынке туристских услуг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: