Концептуальные основы международного туризма




К теориям международной торговли, объясняющим позицию страны в международном туристском обмене, международное разделение и общие направления развития туристских потоков, относят: теорию протекционизма; теорию абсолютных преимуществ; теорию сравнительных преимуществ; теорию соотношения факторов; теорию жизненного цикла продукта; теорию подобия стран; теорию влияния обменных курсов валют.

В соответствии с воззрениями представителей протекционистского направления экономической мысли (Т. Ман, Б. Гильдебранд, Ф. Лист) эффективное функционирование национальной экономики непосредственно зависит от степени защиты ее от иностранной конкуренции. Теория протекционизма вполне адаптабельна для сферы международных туристских потоков. Выезд иностранных туристов за рубеж предполагает, что в стране своего назначения они будут приобретать и потреблять различные товары и услуги. Соответственно, выезд туристов за рубеж ведет к оттоку накопленных ими денежных средств за пределы национальной экономики, поступающих в качестве платежей за проживания, питание, развлечение и т. д. от иностранных хозяйствующих субъектов. Напротив, въезд иностранных туристов приводит к увеличению поступлений от экспорта, так как неризиденты, посетившие страну с туристскими целями, тратят денежные средства на приобретение товаров и услуг отечественного производства. Покупка туристами, выехавшими из страны постоянного проживания, товаров и услуг иностранного происхождения относится к импорту продукции, в то время как оплата иностранными гостями отечественных изделий фиксируется как экспортные поступления.

В соответствии с положениями теории протекционизма стране для обеспечения эффективного участия в международном туризме необходимо ограничивать выезд своих граждан за рубеж и стимулировать приток иностранных туристов, активно используя при этом административные и экономические меры. К числу административных ограничительных мер можно отнести усложнение или упрощение туристских формальностей, например, паспортно-визового режима. В основе экономических мер лежит действие экономических законов и механизмов. Например, возврат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной при приобретении товара местного производства, вывозимого за рубеж, что практикуется в странах Европейского Союза. Адаптируя теорию протекционизма к индустрии туризма получим:

Теория протекционизма – для обеспечения эффективного участия страны в международном туристском обмене необходимо проводить активную государственную политику, направленную на жесткое ограничение выезда туристов за рубеж и стимулирование притока иностранных туристов.

В соответствии с теорией абсолютных преимуществ (А. Смит) с траны будут экспортировать те товары, которые они изготавливают с минимальными издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортировать товары, которые производятся другими странами с меньшими затратами. Свободная торговля устанавливается на основе соответствующей политики национальных государств, которые отказываются от протекционизма.

Абсолютное преимущество также играет решающую роль в международном туризме. Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы: исключительные природные места (Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Нейпале и другие); памятники искусства (пирамиды фараонов в Египте, Тадж Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и другие). Уникальные природные условия, а также памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяют монопольное положение той или иной страны и побуждают иностранных туристов приезжать в нее. Адаптируя теорию абсолютных преимуществ к индустрии туризма получим:

Теория абсолютных преимуществ – международные туристы посещают страну, которая производит требуемые туристские услуги с наименьшими издержками.

В соответствии с теорией сравнительных преимуществ (Д. Риккардо) страны специализируются на производстве тех товаров (услуг), альтернативная цена которых ниже, то есть которые они могут производить с относительно более низкими издержками, чем другие страны, и обмениваются результатами своего труда.

Туристские продукты разнообразны, что затрудняет проведение их сравнения. Более того, туристский продукт представляет собой комплекс услуг, которые не могут повторяться каждый раз по аналогичному сценарию. Специализация стран на производстве и предоставлении определенного типа туристских услуг зависит от соотношения уровней существующих в каждой из стран заработных плат. Адаптируя теорию сравнительных преимуществ к индустрии туризма, получим:

Теория сравнительных преимуществ – взаимовыгодный обмен туристскими потоками между странами будет установлен, если страны начнут специализироваться на предоставлении тех туристских услуг, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами.

Теория соотношения факторов производства, разработанная шведскими учеными Эли Хекшером и Бертилом Олином в середине 20-х гг. ХХ в., объясняла различия в относительных ценах различных стран на один продукт разной обеспеченностью национальных экономик факторами производства. Для производства товаров и услуг используются два фактора производства – труд и капитал. Степень доступности факторов в производства целесообразно определить через их цену – заработную плату и процентную ставку. Товар, относительные затраты труда на производство которого выше относительных затрат капитала является трудоемким. Товар, для производства которого требуется большее количество капитала называется капиталоемким.

Теория соотношения факторов объясняет и потоки международных туристов между странами. Действительно, международные обмены, будь то торговые обмены или туристские потоки, могут определяться различием в обеспеченности стран факторами производства каждого обмениваемого продукта. Страны склоняются к специализации в производстве и продаже товаров и услуг, в создании которых они имеют преимущество и которые обходятся им дешевле. Капиталоемкими туристские услуги будут в том случае, когда определенному региону требуются крупные вложения в создание и развитие туристского центра (создание пляжных зон, экологически чистых районов, природных парков, искусственных достопримечательностей и других объектов туристского показа), интенсивное развитие инфраструктуры (строительство гостиниц, предприятий питания, развлечения и других объектов, предназначенных для приема и обслуживания туристов). Трудоемкими туристские услуги являются при небольшом объеме вложений в создание и развитие объектов туристкой индустрии и ее инфраструктуры, когда привлекательность региона для туристов обусловлена природной, естественной насыщенностью территории ресурсами и большая часть затрат на производство и предоставление туристских услуг тратится на оплату труда персонала, вовлеченного процесс обслуживания туристов.

Так, страны, обладающие историческими достопримечательностями принимают иностранных туристов, привлекаемых именно этим видом туризма. Благоприятные природные условия ряда стран позволяют развивать пляжный туризм и притягивать международные туристские потоки именно к этим центрам. Адаптируя теорию соотношения факторов производства к индустрии туризма, получим:

Теорема соотношения факторов производства – каждая страна специализируется на производстве и экспорте фактороинтенсивных туристских продуктов, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, импортируя те туристские продукты, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

В результате межстрановых туристских потоков относительные цены на туристские услуги уравниваются, что приводит к сближению относительных цен и на факторы производства, участвующие в производственном процессе.

Теорема выравнивания цен на факторы производства – международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах.

Согласно теории жизненного цикла продукт эволюционирует, проходя следующие стадии: внедрение, рост, зрелость и упадок. Понятие жизненного цикла продукта характерно для маркетинга, так как он описывает эволюцию усвоения продукта потребителями. В соответствии с этой концепцией престиж продукта, находящегося на разных стадиях цикла, в течение его ограниченной жизни поднимается и падает, а его производство перемещается из страны в страну в зависимости от стадии.

В международном туризме ключевым элементом туристского продукта является туристский центр, которому присуща эволюция, аналогичная жизненному циклу товара. В своем развитии туристские дестинации проходят несколько стадий, относительно количества и названий которых нет общепринятого мнения, но большинство ученых склонны к выделению в жизненном цикле туристского центра шести стадий: разведка, вовлечение, развитие, укрепление, стагнация и упадок. Главным показателем перехода от одной стадии к другой служит изменение количества туристских прибытий.

Стадия разведки характеризуется малым числом прибытий, когда регион посещают единичные путешественники-первооткрыватели авантюрного типа, которые хотят избежать традиционных маршрутов путешествий и привлечены нетронутой природой и культурными достопримечательностями. В этот период туризм оказывает незначительное влияние на окружающую природную и культурную среды, а местное население активно контактирует с путешественниками. Приток туристов на данном этапе ограничен в связи с отсутствием в регионе туристской инфраструктуры. В настоящее время стадию разведки проходит ряд стран Латинской Америки и Канада в границах арктической зоны.

На стадии вовлечения (внедрения) жители недавно открытых туристских местностей сами начинают активно привлекать путешественников, организуя их прием и предлагая им ночлег. Дальнейший рост числа туристов стимулирует местные власти развивать инфраструктуру, как это происходило, например, на небольших островах Карибского бассейна и в Тихоокеанском регионе.

Далее следует стадия развития, когда число въезжающих туристов интенсивно растет, особенно в пиковые периоды, и иногда превышает численность местного населения. С ростом популярности дестинации и расширением въездного туристского потока контроль за развитием туризма переходит из рук местной администрации в руки внешних компаний, которые инвестируют денежные средства в развивающуюся инфраструктуру туристской дестинации, тем самым, изменяя облик туристского центра. Однако интенсивное развитие региона приводит к чрезмерному увеличению численности населения и связанной с этим нагрузке на места жизнеобеспечения. В связи с этим возникает необходимость создания и внедрения системы планирования и контроля туризма на национальном и региональном уровнях. На данной стадии развития находятся ряд стран на севернее и западе Африки (Тунис и Марокко), а также некоторые рекреационные районы Мексики.

На стадии укрепление (зрелости) темпы роста прибытий иностранных гостей замедляются, хотя общее число прибывающих в абсолютном выражении может продолжать расти и превышать численность местного населения. Центр туризма превращается в полностью загруженную часть индустрии туризма с отелями крупных транснациональных гостиничных цепей и франчайзинговыми предприятиями. Наглядным примером таких центров туризма могут служить знаменитые курорты Испании, Италии и Франции, а также курорты Карибского бассейна.

На стадии стагнации пик прибытий уже пройден и привлекательность туристского региона неуклонно снижается. Туристы, посещающие дестиницию, приезжают, как правило, с повторными визитами, выбрав данное место в качестве своего традиционного отдыха. Перед туристским регионом встают экологические, социальные и экономические проблемы, возникшие в результате длительной интенсивной эксплуатацией природных ресурсов региона. Типичным примером данного этапа жизненного цикла служит курорт Коста-Брава (Испания).

На заключительной стадии упадка туристский центр становится малопривлекательным для большинства туристов и при этом сильнозависимым от редких путешественников, прибывающих на короткие каникулы, или отдыхающих из ближайших районов. Основная масса туристов, посещавших дестинацию, переориентировалась на более молодые и модные курорты. Одновременно на рынке недвижимости средства размещения выставляются на продажу, покупаются и перестраивается новыми владельцами для использования в нетуристских целях. Власти пытаются оживить центр с помощью привлечения клиентов, применяя новые каналы продвижения и сбыта или переоснащая центр для использования в других целях. Например, так случилось с очень известным приморским курортом США под Нью-Йорком – Атлантик-Сити, который был превращен в центр игорного бизнеса. Таким образом на стадии упадка задается импульс повторному циклу.

Адаптируя теорию жизненного цикла к индустрии туризма, получим:

Теория жизненного цикла – при функционировании на международной туристском рынке следует учитывать стадию, на котором находится туристский центр (разведка, вовлечение, развитие, укрепление, стагнация и упадок), и соответственно формировать политику развития туристской дестинации.

Теория подобия стран (теория пересекающегося спроса) (С. Линдером) в начале 60-х гг., основана на приоритетности торговли между странами, имеющими схожее социально-экономическое развитие, культуру, традиции. Для того чтобы направлять какой-либо товар на экспорт, должен быть насыщен внутренний рынок, что необходимо сделать, ориентируясь на внутренний спрос на данный продукт. Спрос на внутреннем рынке необходим для приобретения отечественными предприятиями практики экономически эффективного производства и реализации данного продукта. Накопленный на внутреннем рынке опыт позволит производить товары и экспортировать их. Между странами со сходным спросом (пересекающимся спросом), подкрепленным относительно высоким уровнем дохода, торговля будет наиболее интенсивной.

Согласно теории спроса международная специализация страны определяется спросом на продукт в рамках национальной экономики. Выявляя спрос на внутреннем рынке, страна разрабатывает новый продукт, который в последствии направляется на внешние рынки. Действительно, высокий уровень спроса на внутренний туризм создает атмосферу и благоприятные условия для развития и международного туризма. Создаются дополнительные места размещения и транспортная связь, развиваются природные и историко-культурные центры туризма. Поэтому страны, которые могут управлять большим внутренним спросом, готовы удовлетворять и международный спрос. Последним объясняются не только причины международного туризма, но и его интенсивность. Объем международных обменов должен быть большим между странами, которые имеют высокий уровень внутреннего туризма и одинаковую структуру. Этот объем велик и продолжает существенно увеличиваться в географических зонах, охватывающих индустриально развитые страны Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии с высокой покупательной способностью.

Для измерения внутреннего спроса обычно применяют следующие показатели: численность населения, ВНП на душу населения, количество мест во всех комплексах проживания. К странам с высоким внутренним спросом относятся Великобритания, Германия, Италия и Франция. Развивающиеся же страны, кроме Марокко и Туниса, в основном имеют очень низкий уровень внутреннего спроса. Однако некоторые страны, такие, как Испания, Португалия, Марокко, Тунис, Танзания, Сенегал, преуспевают в развитии международного туризма независимо от внутреннего спроса, благодаря специальной туристской политике, проводимой правительствами этих стран

Международные туристские обмены зависят от объема спроса и дифференциации туристского продукта. Туристы заинтересованы в перемещении через границы, так как они хотят попробовать что-нибудь отличное от того, что имеют в своей стране, тем самым, обусловливая взаимные туристские обмены между похожими странами, несмотря на то, что эти страны обладают одинаковыми ресурсами. Этот спрос специалисты называют спросом к разнообразию, который базируется на географических, культурных и других специфических различиях. Адаптируя теорию подобия стран к индустрии туризма, получим:

Теория пересекающегося спроса – стране следует экспортировать туристские продукты, в производстве и реализации которых накоплен значительный опыт, учитывая, что спрос на данный туристский продукт будет исходить из стран с уровнем дохода примерно равным доходам в стране-экспортере.

Теория валютных курсов вводит курс валюты как инструмент для регулирования международной туристской политики. Некоторые страны стремятся поддерживать конкурентоспособные цены в туризме даже вопреки высокому уровню инфляции. Такие цены они устанавливают благодаря искусственным колебаниям обменного курса своих валют, к примеру, девальвируя валюту. Так поступила Испания, девальвировав свою валюту в 1992 г. и тем самым, увеличив приток международных туристов в страну. Девальвация валюты – законодательное снижение курса валюты или центрального паритета при режиме фиксированного валютного курса.

Ревальвация валюты – законодательное повышение курса валюты или центрального паритета при режиме фиксированного валютного курса. Ревальвация валюты приводит к снижению популярности туристского центра, так как пребывание и отдых в его рамках становится относительно более дорогим.

Адаптируя теорию валютных курсов к индустрии туризма, получим:

Теория обменных курсов валют – страна получает конкурентное преимущество на международном рынке туристских услуг при снижении курса национальной валюты (девальвации) относительно иностранных.

Рассмотренные теории пытаются объяснить современное состояние международного туристского рынка, степени участия стран в международных туристских потоках со стороны одного какого-либо явления – природных факторов, валютного курса и т.д., однако ни одна из них не может предложить теоретически стройную концепцию, объясняющую все тенденции современного мирового туризма. Данное обстоятельство определяет необходимость формирования представления об осуществлении международных потоков туристов комплексно, с учетом положений всех предлагаемых теорий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: