Рынок международного туризма




Многие туристские компании при организации внешнеэкономической деятельности, выходя на внешние рынки, оказываются в конкурентной среде, отличающейся от той, что сложилась в рамках национальной экономики. Изменение рыночных позиций компании проявляется особенно ярко при выходе на международный рынок туроператоров, функционирующих в условиях административно-командной национальной экономики. Следовательно, туристское предприятие при осуществлении внешнеэкономической деятельности должно выстраивать свою политику в соответствии с особенностями структуры рынка, на котором предприятию предстоит реализовывать продукцию.

Международный туристский рынок – экономическая система взаимодействия субъектов по поводу изменения прав собственности на туристский продукт (который выступает как объект).

Субъектами туристского рынка выступают организаторы и продавцы туров (туроператоры и турагенты), имеющие лицензию на осуществление международной туристской деятельности, их контрагенты – исполнители услуг (гостиницы, рестораны, компании-перевозчики, экскурсионные бюро и т.д.), располагающиеся в стране назначения, и покупатели (потребители) туристских услуг. Продавцами туристских услуг (турпродукта) выступают юридические или физические лица, участники рыночного процесса, уступающие права собственности на услугу (пакет услуг) покупателю в обмен на деньги. Внешнеэкономическую деятельность осуществляют туроператоры внешнего рынка, реализующие турпакеты в различные страны и предлагающие разнообразные услуги зарубежным туроператорам. По роду деятельности туроператоры подразделяются на инициативных и внутренних. Деятельность инициативных туроператоров направлена на организацию отправки туристов за рубеж по договоренности с принимающей стороной или непосредственно с производителями услуг. Внутренние, или рецептивные, туроператоры организуют отправку, а также прием и обслуживание туристов, основываясь на прямых договорах с поставщиками услуг.

По виду деятельности выделяют туроператоров массового рынка и специализированных туроператоров, занимающихся определенным продуктом или сегментом рынка. Специализированные туроператоры могут сосредоточить свои усилия на определенном регионе (туроператоры места назначения), на определенном виде туризма (туроператоры специального интереса), на определенной группе потребителей (туроператоры сегмента), на определенных типах, категориях предприятий размещения, проживания туристов (туроператоры средств размещения), на конкретном виде транспорта (туроператоры определенного вида транспорта).

Покупателями туристских услуг являются юридические или физические лица, участники рыночного процесса, приобретающие права собственности на услугу (пакет услуг) у продавца в обмен на деньги. Отношения между покупателями и продавцами строятся по поводу изменения прав собственности на туристский продукт – поездку, предполагающую пересечение одной или нескольких границ. При этом туристский продукт может включать в себя комплекс услуг (экскурсионных, транспортных и др.), а также ряд товаров, приобретение и потребление которых клиентом связанно с организацией переезда, проживания, отдыха и иного времяпровождения в стране (например, продукты питания).

Покупатель вначале принимает решение будет ли он приобретать какой-либо туристский продукт. Далее он определяется с видом, условиями поездки. Помимо интереса потенциального туриста должны учитываться и экономические факторы (доход потребителя услуг и цены на эти услуги). Сравнивая доступные альтернативы, человек отдает предпочтение тем вариантам, которые принесут ему наибольшее удовлетворение, что позволит потребителю ранжировать (расположить в определенной последовательности) различные варианты приобретений по степени их полезности. Общая модель выбора туристского продукта усложняется в случае зарубежной поездки. Поскольку международные туристы удовлетворяют потребности за пределами своей страны, на их выбор влияет более широкий спектр экономических факторов, так как экономическая ситуация в стране назначения может отличаться от положения страны происхождения. Существующие различия становятся особенно заметными при дальних поездках. Решение о приобретении заграничного тура складывается при активном участии отправляющей и принимающей сторон.

Емкость международного туристского рынка – возможный объём реализации въездных и выездных туров, услуг туризма и товаров туристко-сувенирного назначения иностранным гостям при существующих ценах и предложении.

Изучение международного туристского рынка должно основываться на исследовании спроса и предложения на нём в целом или его сегментах. Если предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность в сфере туризма, освоив один или несколько зарубежных рынков, то стремясь к эффективности хозяйственной деятельности, оно должно определить планируемый спрос на предоставляемые услуги. Сделать это можно при помощи регрессионного анализа динамики посещений туристов.

Функционирование международного туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт.

Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.

Производственно-обслуживающий процесс туризма имеет ярко выраженную зависимость от сезонных колебаний. Изучение сезонности в туризме позволяет: определить степень влияния природно-климатических условий на формирование туристского потока; установить продолжительность туристского сезона; раскрыть факторы, обусловливающие сезонность в туризме; определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы; разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов.

Сезонность в туризме характеризуется следующими признаками: период максимальной интенсивности туристского потока называется главным туристским сезоном; туристский регион, туристская фирма в зависимости от развития вида туризма могут иметь один или несколько туристских сезонов; развитые в туристском отношении страны, регионы, центры, фирмы имеют более продолжительный главный туристский сезон, а интенсивность туристского потока не имеет ярко выраженной сезонной неравномерности, то есть значительные сезонные колебания характерны для невысокого уровня развития туристского предложения; сезонные колебания в туризме различны для отдельных видов туризма по времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: