В случае более длительного отсутствия лицо может быть объявлено умершим.
Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (ст. 45 ГК РФ).
Объявление гражданина умершим ведет к возникновению тех же правовых последствий, что и реальная смерть:
открытию наследства;
прекращению обязательств личного характера;
прекращению брака с лицом, объявленным умершим;
возникновению у иждивенцев права на получение пенсий и пособий по случаю потери кормильца.
Суд отменяет решение об объявлении гражданина умершим в случае его явки или обнаружения места его пребывания. В этом случае гражданин вправе потребовать от любого лица возвратить сохранившееся имущество, перешедшее к этому лицу безвозмездно (за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя).
Лицо, к которому имущество перешло на возмездном основании, обязано возвратить все перешедшее имущество (а при невозможности возврата в натуре возместить его стоимость) только в том случае, если оно знало, что лицо, объявленное умершим, находится в живых.
|
20. Имя и место жительства гражданина. Акты гражданского состояния.
Для осуществления и защиты прав лица и устойчивости гражданских пр/отн. необходима четкая индивидуализация каждого субъекта ГП. Средствами такой индивидуализации являются имя и место жительства гражданина. Имя дается при рождении ребенка, и, как правило, состоит из фамилии, собственно имени и отчества, если законом или национальным обычаем не предусмотрено иное.
В жизни встречаются случаи, когда данное гражданину имя при рождении ему не нравится. В этом случае законом ему дано право на изменение имени. Все права и обязанности при этом за ним сохраняются, в то же время, на него возлагается обязанность сообщить об изменении имени его кредиторам и должникам, если таковые имеются (ст. 19 ГК РФ).
В предусмотренных законом случаях (напр., при опубликовании произведений литературы), гражданину предоставлено право использовать вымышленное имя — псевдоним, либо не пользоваться ни подлинным, ни вымышленным именем (анонимно). Используя псевдоним, необходимо при этом проследить, чтобы вымышленное имя не совпало с каким-либо именем конкретного лица.
Другим индивидуализирующим гражданина признаком является его место жительства (ст. 20 ГК РФ). Исполнение обязательств, открытие наследства и многие другие гражданско-правовые действия совершаются в месте жительства гражданина.
|
Место жительства гражданина — это место, где он постоянно или преимущественно проживает. Это может быть жилой дом, квартира, жилые помещения специализированного фонда (общежития, дома для престарелых др.).
Постоянное проживание не означает обязательное длительное проживание. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте.
Каждый дееспособный гражданин РФ избирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями и Конституцией РФ (ст. 27). Законом РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» вместо прописки введен режим заявительной регистрации при изменении места жительства гражданина.
Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, а также граждане, находящиеся под опекой, не могут по своему усмотрению выбирать место жительства: их местом жительства признается место жительства их законных представителей. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане, дееспособность которых ограничена, могут выбирать место жительства с согласия родителей, усыновителей и попечителя.
Законом устанавливаются случаи, когда происходящие в гражданском состоянии лица изменения требуют специальной фиксации. Гражданское состояние — это правовое положение конкретного гражданина как носителя различных прав и обязанностей, определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера.
Актами гражданского состояния называются юр. факты, которые согласно закону подлежат регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В ст. 47 ГК РФ дается исчерпывающий перечень обстоятельств, которым придается значение актов гражданского состояния.
|
Регистрации подлежат:рождение;заключение брака;расторжение брака;усыновление (удочерение);установление отцовства;перемена имени (фамилии);смерть гражданина.
Регистрация осуществляется органом ЗАГС, который составляет соответствующую запись акта в книге установленного образца. На основании записи выдается свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, который удостоверяет факт регистрации.
21. Юр. лица: понятие, признаки, правосубъектность.
1. Юр. лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, от своего имени приобретает гражданские права, несёт обязанности и выступает в суде, арбитражном или третейском суде.
2. Цели создания юр. лица: " централизация и обособление имущества для участия им в гражданском обороте; " уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной отв-ти юр. лица по своим обязательствам; " обеспечение интересов кредиторов за счет установления минимального размера уставного капитала юр. лица.
3. Признаки юр. лица: организационное единство, то есть организация юр. лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначенной для управления юр. лицом для достижения целей его деятельности. Организационное единство выражается в закрепленной в учредительных документах системе органов юр. лица, их компетенции, взаимоотношениях, целях деятельности юр. лица; o имущественная обособленность, то есть наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юр. лица может принадлежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Юр. лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету; o самостоятельная имущественная отв-ть. По общему правилу юр. лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В некоторых случаях субсидиарную отв-ть по обязательствам юр. лица несут его учредители и участники; o возможность самостоятельно приобретать гражданские права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Именно юр. лицо, а не его учредители и участники становится субъектом всех приобретенных им прав и обязанностей.
4. Учредители юр. лица могут иметь в отношении его имущества следующие права: вещные права (гос. и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения); o обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы); o вообще не иметь никаких прав (общественные объединения и фонды).
22. Индивидуализация юр. лица и результатов его деятельности.
Средства индивидуализации юр. лица - это способы, позволяющие выделить конкретное юр. лицо из множества других.
К этим средствам относятся:. наименование юр. лица;. место нахождения юр. лица;. средства индивидуализации товаров и услуг юр. лица: товарный знак, знаки обслуживания, наименование места происхождения товара (они рассмотрены в отдельном параграфе данного учебного пособия).
Со средствами индивидуализации юр. лица тесно связаны отношения по защите деловой репутации, рекламе, охране коммерческой и служебной тайны.
2. Наименование юр. лица должно содержать:. указание на организационно-правовую форму юр. лица;. для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в иных случаях, предусмотренных законом, - указание на характер деятельности юр. лица.
Коммерческие организации также должны иметь фирменное наименование, которое должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.
Юр. лицо имеет исключительное право на использование своего фирменного наименования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на это фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
3. Местом нахождения юр. лица признается место его гос. регистрации, если в соответствии с законом в его учредительных документах не установлено иное.
Не допускается незаконное использование чужого зарегистрированного места нахождения в целях недобросовестной конкуренции.
Учредители юр. лица несут отв-ть за ущерб, причиненный третьим лицам ввиду недостоверного указания в учредительных документах места нахождения юр. лица.
4. Деловая репутация юр. лица - это сложившееся в обществе и предпринимательских кругах представление о юр. лице, производимых им товарах или оказываемых услугах. Защита деловой репутации происходит в судебном порядке. Посягательство на деловую репутацию может быть выражено, в частности, в распространении ложных или искаженных сведений о юр. лице, что является одной их форм недобросовестной конкуренции.
Отношения, складывающиеся в процессе рекламы, регулируются Федеральным законом "О рекламе" от 18 июля 1995 года.
5. Коммерческая или служебная тайна - это информация, которая:. имеет действительную или потенциальную экономическую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;. закрыта от свободного доступа;. по отношению к которой ее обладатель принимает меры по сохранению ее конфиденциальности.
В случае распространения такой информации без согласия правообла-дателя последний вправе требовать возмещения убытков, вызванных таким распространением (ст. 139 ГК).
23. Основные теории сущности юр. лица.
Все это требует специального научного обоснования категории юр. лица, раскрывающего ее сущность, содержание и возможности применения. Объяснениям данной цивилистической конструкции посвящены различные теории, многие из которых уже весьма давно известны в гражд.-правовой науке.
Первую по времени появления группу таких теорий составляют взгляды, согласно которым юр. лицо есть порождение правопорядка, т.е. некоторая юр. фикция, искусственная конструкция, придуманная законодателем. Они получили название теории фикции (или фикционных теорий). Родоначальником этого подхода принято считать одного из римских пап, Иннокентия IV. В 1245 г. на вопрос о возможности отлучения корпорации от церкви он заявил, что корпорация не имеет души, а существует лишь в воображении людей, будучи "persona ficta", или "corpus mysticum", т.е. фиктивным, не существующим в реальности лицом.
Теория фикции получила наибольшее развитие в германской цивилистической литературе прошлого века. Наиболее видными ее представителями являются крупнейшие немецкие цивилисты того времени Ф.-К.ф. Савиньи и Б.Виндшейд (один из главных создателей Германского гражданского уложения). Они считали юр. лицо искусственным субъектом, созданным законом лишь для условной "привязки" к нему субъективных прав и обязанностей, которые в действительности либо принадлежат его участникам - конкретным физическим лицам, либо остаются "бессубъектными".
В качестве фиктивного образования рассматривал юр. лицо и Г.Ф.Шершеневич, который, однако, считал юр. фикции не мнимыми понятиями, а научными приемами познания, а юр. лицо - "искусственным субъектом" оборота, созданным для достижения определенной цели. Аналогичных по существу взглядов придерживались Д.И.Мейер и А.М.Гуляев.
Теория фикции (legal fiction) получила широкое распространение и в англо-американском праве. Здесь юр. лицо (корпорация) также рассматривалось как "искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона", как было указано одним из председателей Верховного суда США Д.Маршаллом в решении по конкретному спору еще в начале XIX в.
В развитие этих взглядов была выдвинута теория "целевого имущества", автором которой был А.Ф.Бринц. Он доказывал, что права и обязанности могут как принадлежать конкретному человеку (субъекту), так и служить лишь определенной цели (объекту). В этом втором случае субъект права вообще не требуется, так как его роль выполняет обособленное с этой целью имущество (в том числе отвечающее за долги, сделанные для достижения соответствующей цели).
По традиции оно наделяется свойствами субъекта права, хотя на самом деле в этом нет необходимости, а потому не нужно и само понятие юр. лица. Во французской литературе весьма близкие по сути взгляды высказывались М.Планиолем. Последний считал, что юр. лицо - это коллективное имущество, которое в качестве субъекта права является юр. фикцией, созданной для упрощения его использования.
Такой подход объяснял необходимость признания юр. лица гос-вом в качестве субъекта права, а также целевой (специальный) характер его правоспособности. Но вместе с тем он допускал существование "бессубъектных пр/отн." (прав и обязанностей) и исключал наличие у такого субъекта собственной воли и интересов, а это, в свою очередь, затрудняло объяснение самостоятельного характера его действий и отв-ти за них.
Другим вариантом развития теории фикций стала "теория интереса", выдвинутая крупнейшим германским ученым-юристом Р.Ф.Иерингом. Он считал, что права и обязанности юр. лица в действительности принадлежат тем реальным физическим лицам, которые фактически используют общее имущество и получают от него выгоды ("дестинаторам"). Их общий интерес и олицетворяет юр. лицо.
С его точки зрения, оно представляет собой некий единый центр для прав "дестинаторов", искусственно созданный с помощью юр. техники для упрощения ситуации - в качестве особой формы обладания имуществом многими физическими лицами для некоторых общих целей. В российской дореволюционной литературе эту теорию по сути поддерживали и развивали Ю.С.Гамбаров и Н.М.Коркунов.
Теория фикции оказала значительное влияние на законодательное развитие. Не случайно, напр., в Германском гражданском уложении и в ГК Италии термин "юр. лицо" используется только в заголовках отдельных разделов, без раскрытия его содержания; в ГК Франции (Code civil) до 1978 г. данное понятие вообще отсутствовало, а в гражданских кодексах ряда латиноамериканских стран юр. лицо прямо названо фиктивным образованием (напр., в ст. 545 ГК Чили и в ст. 583 ГК Эквадора).
С развитием различных видов юр. лиц в противоположность фикционным теориям стали выдвигаться теории, признающие реальность юр. липа как субъекта права ("реалистические теории юр. липа"). В германской цивилистике практически одновременно с господствовавшими тогда взглядами Савиньи, Виндшейда и Бринца появились теории, рассматривавшие юр. лицо как особый социальный организм, "духовную реальность" или "человеческий союз" со своей собственной волей, не сводимой к совокупности воль составляющих его отдельных физических лиц (Г.ф.Беселер, О.ф.Гирке).
Органическая теория Гирке, рассматривавшего юр. лицо как особый "телесно-духовный организм" ("союзную личность"), нашла сторонников во французской цивилистике (Р.Саллейль, П.Мишу и др.). Отмечалось, что реальность существования таких общественных организмов, как юр. лица, предполагает их признание законом, но вовсе не "искусственное" создание. В российской дореволюционной цивилистике реальность юр. лица отстаивали Н.Л.Дювернуа и И.А.Покровский, назвавший его "живой клеточкой социального организма".
Достоинством этого подхода стала возможность объяснения наличия собственной воли и интересов юр. лица, а тем самым самостоятельности его выступления в качестве субъекта гражданского оборота, хотя приравнивание юр. лица к физическому тоже признавалось искусственным. Теория "естественного лица" (natural entity) в начале нынешнего века распространилась и в американском праве.
В цивилистической науке советского периода также был выдвинут ряд теорий, объясняющих сущность категории юр. лица, прежде всего применительно к господствовавшим в тогдашнем обороте гос. организациям (предприятиям и учреждениям). Здесь отвергалась теория юр. лица как обособленного, персонифицированного имущества (ибо гос. имущество даже при создании на его базе юр. лица оставалось собственностью гос-ва и в этом смысле действительно не обособлялось от имущества учредителя).
Юр. лицо рассматривалось в качестве "социальной реальности" (а не фикции), наделенной определенным имуществом для достижения общественно полезных целей или для решения социально-экономических задач гос-ва и общества (теория социальной реальности Д.М.Генкина).
Иногда прямо утверждалось, что за гос. юр. лицом всегда стоит само гос-во, или "всенародный коллектив", являющийся действительным собственником его имущества (теория гос-ва С.И.Аскназия). Опасность такой трактовки, не позволявшей ясно разграничивать имущество и отв-ть гос-ва и созданных им юр. лиц, в наибольшей мере проявилась во внешнеэкономическом обороте (создавая, напр., возможность обращения взыскания по долгам гос. внешнеторговых организаций на имущество гос-ва). Во внутреннем же обороте она служила обоснованием тезиса об "отсутствии" у гос.го юр. лица каких-либо интересов, отличных от интересов гос-ва.
Господствующей теорией в советской цивилистической доктрине стала теория коллектива, обоснованная в работах А.В.Венедиктова и С.Н.Братуся. Согласно этой теории юр. лицо является реально существующим социальным образованием, имеющим "людской субстрат" (сущность) в виде коллектива его работников, за которым стоит всенародный коллектив трудящихся, организованный в гос-во. Другие ученые подчеркивали также роль администрации (директора, руководителя) гос.го юр. лица (теория директора Ю.К.Толстого, в определенной мере развивавшаяся В.П.Грибановым).
Согласно этим взглядам, поскольку воля руководителя признается волей самого юр. лица и именно через него юр. лицо приобретает права и обязанности, руководитель и представляет собой сущность ("людской субстрат") юр. лица. "Теория коллектива" получила и определенное законодательное признание - на ее основе были сформулированы нормы о понятии юр. лица и правах гос. организаций в советском гражд.законод-ве 1961-1964 гг.
При переходе к рыночной организации хозяйства "теория коллектива", отвечавшая потребностям огосударствленной экономики, выявила ряд присущих ей серьезных недостатков. Трактовка сути юр. лица лишь как определенным образом организованного коллектива привела к забвению имущественной стороны дела. В силу этого, напр., разрешение гражданам заниматься предпринимательской деятельностью путем создания производственных кооперативов, последовавшее в конце 80-х гг., в соответствии с законом предполагало обязательное наличие "людского субстрата" (не менее
В такой ситуации учредители кооператива могли не вкладывать в него ни копейки собственных средств (напр., арендуя гос. имущество, беря ссуду в банке и т.п.), исключая для себя какие-либо имущественные затраты, а созданное ими юр. лицо нередко представляло собой "пустышку", не имеющую никакого собственного имущества (и потому опасную для контрагентов).
Эта теория не дает также удовлетворительного объяснения существования "компаний одного лица" - хозяйственных обществ, имеющих единственного учредителя или участника (с отсутствующим в силу данного обстоятельства "людским субстратом" - коллективом). Между тем такие компании получили значительное развитие в современной рыночной экономике, где их создают не только мелкие предприниматели (стремящиеся уменьшить риск имущественной отв-ти), но и гос. (публично-правовые) образования (с целью сохранения полного контроля за использованием переданного им имущества).
В противовес господствовавшей "теории коллектива" выдвигались и другие концепции, по-иному раскрывавшие сущность юр. лица. Так, В.А.Рахмилович убедительно доказывал отсутствие самой необходимости обоснования или поиска людского либо иного особого "субстрата" (сущности) юр. лица, ибо носителем его прав является само юр. лицо.
О.А.Красавчиков рассматривал юр. лицо как определенную систему социальных связей, а Б.И.Пугинский - как некое правовое средство, с помощью которого конкретная организация допускается к участию в гражданском обороте. Действительно, будучи организацией, созданной для самостоятельного хозяйствования с определенным имуществом, юр. лицо является вполне реальным образованием, не сводимым ни к своим участникам (или к учредителям, в том числе к единственному), ни тем более к работникам ("трудовому коллективу"), которые в этом качестве не имеют никаких прав на его имущество и ни при каких условиях не отвечают по его долгам.
В современной зарубежной правовой литературе теориям юр. лица обычно не уделяется большого внимания. Характерным даже для немецких комментариев является указание на то, что юр. лицо следует рассматривать в качестве обобщающего юридико-технического понятия, служащего для признания "лиц или вещей" (предметов) правоспособными организациями, а сущность этого понятия объясняется многочисленными теориями, которые "не имеют практического значения и не обладают большой познавательной ценностью". Такой подход в значительной мере присущ как континентальному, так и современному англо-американскому праву.
24. Гос. регистрация юр. лиц.
Юр. лица создаются по воле их учредителей, однако гос-во (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда — требование обязательной гос. регистрации юр. лиц.
В качестве учредителей юр. лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества и уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).
Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юр. лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юр. лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юр. лиц.
В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юр. лиц, предполагающих заниматься лишь предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юр. лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке, напр., создаются коммерческие банки и страховые компании (в частности, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних). Кроме того, данный порядок используется при создании юр. лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями). Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).
В обоих случаях юр. лицо считается созданным с момента его гос. регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Согласно постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 319, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года гос. регистрацию юр. лиц и с 1 января 2004 года гос. регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских (фермерских) хозяйств.
Следует отметить, что ФЗ «О гос. регистрации юр. лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ позволил значительно упростить порядок регистрации фирмы. Так, исчезла необходимость согласования будущего названия предприятия при его регистрации, необходимость в предоставлении юр. адреса, экспертизы учредительных документов. Однако на практике это привело к возникновению ряда проблем — появились фирмы с одинаковыми наименованиями, с учредительными документами, содержание которых не соответствует закону и др.
Регистрация должна проводиться в течение пяти дней с момента представления всех необходимых документов (либо в 30-дневный срок с момента их отправления по почте).
Гос. регистрация считается законченной, а юр. лицо созданным, с момента внесения записи об этом в Единый гос. реестр юр. лиц (ЕГРЮЛ).
Отказ в гос. регистрации юр. лица возможен только по мотивам несоответствия представленных документов закону или несоблюдения установленного (разрешительного) порядка, но не по иным основаниям, напр., из-за «отсутствия целесообразности». При этом отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Любым заинтересованным лицам также предоставлено право в 6-месячный срок с момента регистрации заявить в суде требование о признании регистрации и (или) учредительных документов юр. лица недействительными полностью или частично (напр., по мотивам нарушения их прав на имущество, внесенное в уставный капитал созданного юр. лица). Сведения о регистрации юр. лиц подлежат опубликованию. Данные гос.го реестра юр. лиц открыты для всеобщего ознакомления с тем, чтобы любой участник имущественного оборота мог удостовериться в статусе своего реального или потенциального контрагента — юр. лица.
25. Ликвидация юр. лиц.
Деятельность организации может прекращаться двумя способами: при реорганизации либо при ликвидации.
Реорганизация представляет собой прекращение деятельности одной организации с переходом прав и обязанностей к другой организации.
Реорганизация юр. лица осуществляется в таких формах, как:
слияние нескольких юр. лиц в одно;
присоединение одного или нескольких юр. лиц к другому;
разделение юр. лица на несколько самостоятельных организаций;
выделение из состава юр. лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юр. лиц;
преобразование юр. лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК РФ).
Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность, по крайней мере, одного юр. лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юр. лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юр. лицу в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юр. лица.
Следовательно, реорганизация юр. лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом принципиальное отличие от ликвидации юр. лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект — юр. лицо, подлежат прекращению.
Реорганизация юр. лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, напр., общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия гос. органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.
В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного гос.го органа или суда. Так, в соответствии с законом юр. лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.
Реорганизация юр. лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК РФ).