Поскольку некоммерческие организации также вправе на установленных законом условиях заниматься предпринимательской деятельностью, в ст. 116–123 ГК, Законе о некоммерческих организациях, других законах и иных правовых актах регламентируется комплекс вопросов организации данной деятельности. Так, в соответствии с ФЗ от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» некоммерческие организации вправе осуществлять сбор денежных средств на формирование своего целевого капитала, передавать имущество, составляющее данный капитал, в доверительное управление и использовать полученные от этого доходы, предназначенные для финансирования их уставной деятельности.
33. Реорганизация юр. лиц.
Согласно норме п. 1 ст. 57 ГК реорганизация юр. лица путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юр. лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юр. лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юр. лиц осуществляется по решению уполномоченных гос. органов или по решению суда (абз. 1 п. 2 ст. 57 ГК). Если учредители (участники) юр. лица, уполномоченный ими орган или орган юр. лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юр. лица в срок, определенный в решении уполномоченного гос.го органа, то согласно норме абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК суд по иску указанного гос.го органа назначает внешнего управляющего юр. лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юр. лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юр. лица. Внешний управляющий выступает от имени юр. лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юр. лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для гос. регистрации вновь возникающих юр. лиц. В случаях, установленных законом, реорганизация юр. лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных гос. органов (п. 3 ст. 57 ГК). Юр. лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента гос. регистрации вновь возникших юр. лиц. При реорганизации юр. лица в форме присоединения к нему другого юр. лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый гос. реестр юр. лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юр. лица (п. 4 ст. 57 ГК).
|
При слиянии юр. лиц права и обязанности каждого их них переходят к вновь возникшему юр. лицу в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 58 ГК). При присоединении юр. лица к другому юр. лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юр. лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК). При разделении юр. лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юр. лицам в соответствии с разделительным балансом (п. 3 ст. 58 ГК). При выделении из состава юр. лица одного или нескольких юр. лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юр. лица в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 58 ГК). При преобразовании юр. лица одного вида в юр. лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юр. лицу переходят права и обязанности реорганизованного юр. лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК). Согласно норме ст. 59 ГК передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юр. лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юр. лица или органом, принявшим решение о реорганизации юр. лиц, и представляются вместе с учредительными документами для гос. регистрации вновь возникших юр. лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юр. лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юр. лица влекут отказ в гос. регистрации вновь возникших юр. лиц.
|
В соответствии со ст. 60 ГК учредители (участники) юр. лица или орган, принявшие решение о реорганизации юр. лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юр. лица. Кредитор реорганизуемого юр. лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юр. лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юр. лица, вновь возникшие юр. лица несут солидарную отв-ть по обязательствам реорганизованного юр. лица перед его кредиторами.
|
34. Банкротство юр. лица.
В режиме несостоятельности (банкротства) могут быть ликвидированы только юр. лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме казенных предприятий, учреждений), а также такие некоммерческие организации, как потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. Согласно п. 1 ст. 65 ГК по решению суда указанные организации могут быть признаны несостоятельными (банкротами), если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Порядок ликвидации юр. лица, признанного несостоятельным (банкротом) или заявившего о своем банкротстве, устанавливается ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). В соответствии с ГК Закон о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельном (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве).
В ст. 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В качестве должника может выступать гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юр. лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т. п.) в течение установленного законом срока. По общему правилу этот срок составляет три месяца с даты, когда указанные обязательства и (или) обязанность должны были быть исполнены. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве для признания гражданина банкротом необходимо также, чтобы сумма его обязательств превышала стоимость принадлежащего ему имущества.
Предупреждение банкротства. В Законе о банкротстве большое представительством значение придается предупреждению банкротства, в том числе досудебной санации, т. е. мерам по восстановлению платежеспособности должника вне процедур банкротства и погашению его задолженности в соответствии с намеченным графиком. И даже после этих мер возможен переход лишь к внешнему управлению (процедуре банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности), которое вместе с финансовым оздоровлением (применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения) может продолжаться два года. Только после всех «предбанкротных» процедур на базе решения арбитражного суда о признании должника банкротом открывается конкурсное производство (процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов), которое вводится сроком на один год с возможным продлением на шесть месяцев.
Особую процедуру банкротства составляет мировое соглашение, применяемое на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Арбитражный управляющий. Закон о банкротстве определил статус и деятельность арбитражных управляющих (временных, административных, внешних и конкурсных). Арбитражный управляющий должен быть гражданином РФ, зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, иметь высшее образование, стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности. Кроме того, он должен сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, пройти соответствующую стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не иметь судимости за преступления в сфере экономики и преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также являться членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 названного Закона о банкротстве). Лицензирование деятельности арбитражных управляющих не производится, однако закон установил страхование отв-ти арбитражных управляющих. Так, согласно п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою отв-ть на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства. Арбитражный управляющий в своей деятельности обязан соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является. При этом арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.
Права и обязанности арбитражного управляющего устанавливает ст. 24 Закона о банкротстве. В частности, арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право:
1) созывать собрание кредиторов;
2) созывать комитет кредиторов;
3) обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
4) получать вознаграждение в размерах и в порядке, установленных указанным Законом;
5) привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено данным Законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;
6) подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.
Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан:
1) принимать меры по защите имущества должника;
2) вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;
3) предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных данным Законом;
4) возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;
5) выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, отв-ть за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 Закона о банкротстве.
В необходимых случаях арбитражный управляющий представляет арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов свои отчеты (заключения).
35. Филиалы и представительства. Правовой статус.
Юр. лица могут иметь свои обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юр. лица, – представительства и филиалы. Первые представляют интересы юр. лица и осуществляют их защиту; вторые могут осуществлять часть или даже все функции юр. лица, в том числе функции представительства. Однако ни то, ни другое подразделение не обладает необходимыми признаками юр. лица, а их имущество является частью имущества юр. лица. Филиалы и представительства действуют на основании не самостоятельных уставов и подобных им учредительных документов, а на основе положения, утвержденного юр. лицом. Руководители филиалов и представительств назначаются юр. лицом и действуют по его доверенности. Главные различия между этими подразделениями определяются объемом выполняемых ими функций. Представительство имеет меньшее количество функций по сравнению с филиалом. Так, филиал может вести всю или часть деятельности юр. лица, в то время как под представлением интересов юр. лица понимается совершение правовых действий, носящих административный, вспомогательный характер.
Дочерние и зависимые общества и их отличие от представительств и филиалов. Взаимосвязь имущества и деятельности некоторых хозяйственных товариществ и обществ порождает их деление на основные общества (товарищества) и дочерние общества, а также преобладающие (участвующие) общества и зависимые общества. Хоз. общество признается дочерним, если другое (основное) хоз. общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п. 1 ст. 105 ГК). Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной отв-тью (п. 1 ст. 106 ГК). Таким образом, как в отношениях основного – дочернего, так и в отношениях преобладающего – зависимого обществ присутствует элемент влияния (контроля). Наличие контроля означает, что контролирующее общество (основное, преобладающее) получает в той или иной степени возможность влиять на руководство подконтрольным (дочерним, зависимым) обществом. В то же время наличие элемента зависимости не лишает дочернее (зависимое) общество статуса юр. лица, т. е. статуса самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений. Данное обстоятельство коренным образом отличает дочернее и зависимое общество от филиалов и представительств, которые рассматриваются лишь как подразделения организации, их создавшей. С этим связан и ряд других особенностей. Так, напр., дочерние (зависимые) общества могут создаваться в любом месте, в том числе в месте нахождения основного (преобладающего) общества, что исключается для филиалов и представительств.
Между дочерними хозяйственными обществами и зависимыми хозяйственными обществами существуют и различия. Так, контрольный пакет акций (учитывая голосующие акции) основного общества в дочернем обществе, как правило, составляет более 50 %; в зависимом обществе – более 20 %. В основу создания дочернего общества положен критерий возможности основного общества определять решения, принимаемые дочерним обществом в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между обществами договором. В зависимом хозяйственном возможности преобладающего общества определяются тем, что оно, являясь владельцем значительного пакета акций и обладая соответствующим числом голосов, может влиять на принятие решений зависимого общества, но не вправе давать ему обязательные указания. Дочернее общество не несет отв-ти по долгам основного общества, однако основное общество, имеющее право давать дочернему обязательные указания, может привлекаться к отв-ти по его обязательствам (долгам). Преобладающее общество не располагает по отношению к зависимому обществу теми правами, которые имеет основное общество по отношению к дочернему, и поэтому не несет какой-либо отв-ти по долгам (обязательствам) зависимого общества.
36. Публично-правовые образования как участники гражданских пр/отн..
РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты ГП, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип ГП, как равенство сторон, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия РФ, субъектов РФ и муницип. образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.
Характер гос-ва как субъекта ГП выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юр. лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юр. лица и особое лицо – гос-во. Однако законодатель на гос-во распространяет нормы, которые определяют участие юр. лиц в гражданских отношениях. Таким образом, гос-во приравнено к юр. лицу, но не названо таковым.
Правоспособность РФ, субъектов РФ и муницип. образований не может быть тождественна правоспособности физических и юр. лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) РФ, субъектам РФ и муницип. образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юр. лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юр. лицам. Напр., гос-во может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать гос. ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность РФ, ее субъектов и муницип. образований. От имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы гос. власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муницип.и образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муницип. собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муницип. образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.
Участие в гражданских пр/отн.х и отв-ть по обязательствам РФ, субъектов РФ и муницип. образований
Гос-во может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через созданные им гос. юр. лица, а именно гос. и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые гос-вом учреждения. При этом, как правило, гос-во отвечает по долгам созданных им юр. лиц и контролирует деятельность последних. Однако не всегда созданное гос-вом юр. лицо одновременно действует и от своего собственного имени, и от имени гос-ва, как, напр., министерство или федеральное агентство, которые в гражданском обороте могут представлять гос-во, но в то же время действуют и как самостоятельные юр. лица, приобретающее права и обязанности для себя, а не для гос-ва.
Что же касается органов гос. власти, то они в гражданском обороте действуют не как обособленные юр. лица, а как особые представители гос-ва. Так, согласно п. 1 и 2 ст. 125 ГК, от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы гос. власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муницип. образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Также от имени гос-ва в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы РФ – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, различные министерства и федеральные агентства и др., а также соответствующие им органы гос. и муницип. образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени гос-ва по его специальному поручению могут выступать любые лица – гос. органы, органы местного самоуправления, юр. и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК).
Каким бы образом гос-во ни участвовало в гражданском обороте – непосредственно или через созданные им юр. лица и органы гос. власти, – следует особо заметить, что принцип иерархии отходит на задний план и главенствующим становится принцип равноправия, хотя особый режим гос-ва наряду с физическими и юр. лицами, безусловно, прослеживается. Так, гос-во является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юр. лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных гос. органов, как наделенных правами юр. лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 ГК. Через посредство таких органов гос-во приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти гос. юр. лица обладают самостоятельными правами на такое имущество. Гос-во выступает участником сделок, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом не существует никаких ограничений по видам, содержанию и форме совершаемых гос-вом сделок. Также гос-во участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом.
Однако, когда гос-во становится участником гражданско-правовых отношений, оно, также как и иные участники гражданского оборота, может быть привлечено к отв-ти за нарушение прав и охраняемых законом интересов. В ст. 126 ГК закрепляется, что РФ, субъекты РФ, муниципальные образования по своим обязательствам несут самостоятельную имущественную отв-ть. При этом они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юр. лиц. Так, гос. юр. лица при причинении ими вреда отвечают самостоятельно. Однако в п. 6 ст. 126 ГК предусмотрено исключение, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юр. лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ. Кроме того, гос-во отвечает за вред, причиненный гражданину действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, независимо от их вины. Отв-ть гос-ва наступает в случаях незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной отв-ти, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ и в других случаях.
Убытки, причиненные гражданину или юр. лицу в результате незаконных действий (бездействия) гос. органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта гос.го органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муницип. образованием (ст. 16 ГК). Также согласно ст. 306 ГК отв-ть гос-ва наступает, в случае принятия РФ закона, прекращающего право собственности. Убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются гос-вом, а споры о возмещении убытков разрешаются судом.
Особенности отв-ти РФ и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юр. лиц, граждан и государств регулируются ст. 127 ГК и определяются законом об иммунитете гос-ва и его собственности.
37. Объекты гражданских прав: понятие, виды.
Под объектом гражданских пр/отн. в юр. литературе принято понимать различные материальные и нематериальные блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов ГП
В соответствии со ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся.
Вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
Работы и услуги. Легальное определение работ и услуг отсутствует. В цивилистике принято под работами понимать действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении, напр., ремонте. Услуги — осуществляемые по заказу действия или деятельность, которые не имеют материального результата (напр., деятельность хранителя, комиссионера, перевозчика и т.п.). Следует иметь в виду, что некоторые услуги могут иметь материальный результат, но этот результат неотделим от самого действия или деятельности (напр., отдельные медицинские услуги). Таким образом, основное их отличие заключается в том, что при выполнении работ объектом является сам положительный результат (постройка здания), а процесс его достижения заказчика не интересует. При оказании услуг, наоборот, достижение положительного результата не гарантируется, поскольку объектом регулирования является сам процесс выполнения действий (напр., в результате качественных медицинских услуг пациенту не стало лучше).
Информация. Это сведения о чем-либо, имеющие потенциальную или действительную ценность. В качестве отдельного вида информации ГК РФ рассматривает служебную или коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ). Особенностью информации как объекта права является то, что она:
может не иметь материальной формы (передаваться устно);
является объектом регулирования только если имеет ценность для субъекта. Так, нельзя признать объектом информацию о том, что, напр., 1 января является выходным днем.
Результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) (ст. 138 ГК РФ); к ним относятся объекты авторского и смежных с ним прав (произведения науки, литературы, искусства), права промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, и приравненные к ним средства индивидуализации юр. лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
Нематериальные блага. В ст. 150 ГК РФ содержится примерный перечень нематериальных благ, подлежащих юр. защите. К их числу, в частности, относятся:
жизнь и здоровье;
достоинство личности;
личная неприкосновенность;
честь и доброе имя;
деловая репутация;
неприкосновенность частной жизни;
личная и семейная тайна
право на имя;
другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
Следует отметить, что некоторые авторы употребляют термин «нематериальное благо» как собирательный, относящийся как к самому «благу», так и к личным неимущественным правам. Существует также мнение об их различной правовой природе. При этом указывается, что нематериальные блага могут приобретаться только гражданами и возникают с момента рождения, а обладателями неимущественных прав в силу закона могут быть как граждане, так и юр. лица.
Нематериальные блага как объекты гражданских пр/отн. характеризуются следующими особенностями.
Во-первых, данные блага не имеют материального (имущественного) содержания, денежной оценки. Действительно, какую стоимость имеет имя или здоровье человека? Для него самого оно бесценно, а для других — не имеет никакой стоимости. Именно в силу отсутствия имущественного содержания, ГП регулирует не все отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, а только те, которые возникают при их нарушении и связаны с компенсацией причиненного вреда.
Во-вторых, они неразрывно связаны с личностью их носителя, т.е. не могут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам ни на каком основании.
В-третьих, их защита осуществляется специфичным способом — компенсацией морального вреда (ст. 151 ГК РФ).
38. Вещи: понятие, сравнительная характеристика с имуществом, классификация.
Вещи как объекты гражданских прав. Вещами признаются материальные (телесные) объекты, предметы природы и продукты труда, обладающие физическими, химическими, биологическими и тому подобными свойствами, т. е. натуральной формой. Вещи подвержены износу (амортизации) и, в конечном счете, утрате своей натуральной формы. Предусматриваемая законом классификация вещей, как и других объектов, по различным критериям облегчает оформление прав на них и разрешение возникающих по их поводу споров.
1. В зависимости от возможности свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юр. лица) либо иным способом объекты гражданских прав делятся: