МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Финансово-экономический институт
Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики
АНДРИАНОВА Е.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
для бакалавров направления 38.03.03 «Управление персоналом»
очной и заочной формы обучения
Тюмень
Издательство
Тюменского государственного университета
УДК: 658.3(075.8)
ББК: У291.6-21Я73
Аз: 659
Андрианова Е.В. Методические указания по учебной практике. Методические указания для бакалавров направления 38.03.03 «Управление персоналом», очной и заочной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 40 стр.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению и профилям подготовки.
Практика является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Учебная практика [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.umk3plus.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента, маркетинга и логистики Финансово-экономического института. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А. В. Воронин, профессор, д-р экон. наук
РЕЦЕНЗЕНТЫ: И. Ф. Печеркина, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и логистики Тюменского государственного университета, канд. социол. наук
|
М. С. Гусарова, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ «Тюменский государственный Архитектурно-строительный университет», канд. эконом. наук
© Тюменский государственный университет, 2015.
© Андрианова Елена Владимировна, 2015.
Содержание
Введение 4
1. Структура отчета по учебной практике 8
2. Требования к оформлению отчета по практике 10
3. Представление отдельных показателей кадрового обеспечения 11
4. Обязанности руководителя учебной практики 27
5. Обязанности студента-практиканта 28
6. Подведение итогов учебной практики 29
Литература 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Дневник прохождения учебной практики
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Образец титульного листа отчета
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Отзыв руководителя от предприятия
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Пример оформления списка использованных источников
Введение
Целью учебной практики является закрепление теоретических знаний по управлению персоналом в процессе знакомства с конкретной организацией и деятельностью подразделений управления персоналом.
В процессе прохождения учебной практики студенты должны решать следующее задачи:
1. Знакомство с компанией, являющейся базой практики
2. Изучение организационной структуры и форм организации работы в управлении персоналом организации
3. Знакомство со структурой специализированных подразделений в системе управления персоналом и должностными инструкциями
4. Знакомство с нормативной и методической документацией, регламентирующей процессы управления персоналом предприятия, системой и порядком осуществления документооборота
|
5. Приобретение практических навыков работы с документами, определяющими организацию работы отдельных подсистем в системе управления персоналом.
Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование компетенций:
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения(ОК – 5);
- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 6);
- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию, умением расставлять приоритеты, ставить личные цели, способностью учиться на собственном опыте и опыте других (ОК – 11).
Учебная практика входит в раздел «Учебная и производственная практика» образовательной программы бакалавриата.
Практика направлена на закрепление и углубление теоретических знаний студентов, полученных при обучении; приобретение практических знаний об особенностях будущей профессии; на приобретение первичных навыков работы в трудовом коллективе.
Базами учебной практики могут выступать предприятия, учреждениях и организации любых организационно-правовых форм. Студентам направления «Управление персоналом» рекомендуется проходить практику в организациях имеющих в своей структуре подразделение специализирующееся на управлении персоналом, рекрутинговых агентствах, службах занятости, биржах труда.
Учебная практика проводится в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса. Согласно учебному плану по подготовке бакалавров учебная практика проводится в 4 семестре.
|
В случае невозможности прохождения практики студентом в установленные сроки, сроки прохождения практики переносятся на основании заявления студента.
Студенты имеют право самостоятельно найти место прохождения практики, проходить практику по месту работы, просить предоставить им место для прохождения практики. Студенты направляются для прохождения практики в организации на основании приказа.
Кафедра за 2 месяца до начала практики доводит до сведения студентов информацию о местах прохождения практики (базы практики), предоставляемые Университетом.
За 10 дней до начала практики кафедра организует проведение установочного организационного собрания, на котором перед студентами ставятся задачи по прохождению и формированию отчетности по практике, выделяется программа практики.
Направление на практику оформляется договором с организацией места прохождения практики и командировочным удостоверением, которое, позднее, с проставленными отметками о прохождении практики, прилагается к отчету.
В течение практики студент должен вести дневник. Дневник является основой текущего контроля прохождения практики, в нем он ежедневно указывает, где именно он работал, какую информацию собирал. Дневник регулярно поверяется руководителем практики на предприятии. Форма и содержание дневника приведены в приложении. По результатам практики представляется отчет по утвержденной форме и в установленный срок.
Отчет оценивается по системе: зачтено / не зачтено. В случае отрицательной оценки корректировка отчета допускается в недельный срок с момента его возврата студенту. Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, могут быть направлены на практику вторично. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку (не зачтено), могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в соответствии с Уставом ТюмГУ и Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ТюмГУ.
1. Структура отчета по учебной практике
В ходе практики студент составляет итоговый письменный отчет. Цель отчета – показать степень полноты выполнения студентом программы учебной практики. В отчете отражаются итоги деятельности студента во время прохождения учебной практики в соответствии с разделами практики, соответствующие анализ, обоснования, выводы и предложения.
Отчет по учебной практике имеет следующую структуру:
· Титульный лист (приложение 1).
· Дневник прохождения учебной практики (приложение 2).
· Содержание (с указанием страниц начала изложения материала).
· Введение (описывается поставленная перед студентом задача, выделение основных рассматриваемых моментов и формулировка цели написания материала, объём 1-1,5 стр.).
1. Социально-экономическая характеристика организации (Описание организации, сбор и анализ информации о времени, причинах и условиях создания (история организации); сферах и масштабе деятельности; состоянии организационной структуры (схема взаимосвязей между отделами и подразделениями организации, производством и управлением). Организационная структура. Рекомендуется использовать Устав организации, положения об отделах, подразделениях, должностные инструкции.)
2. Характеристика персонала организации:
a. Численность персонала (среднесписочная за 3 последних года, явочная).
b. Сбалансированность рабочих мест и работающих на предприятии (дополнительная потребность или избыток рабочей силы).
c. Профессионально-квалификационный потенциал:
• функциональная структура;
• профессиональная структура персонала;
• квалификационная структура;
• структура рабочей силы по категориям занятых:
а) производственный персонал (основные или производственные рабочие); непроизводственный персонал и административный персонал (включая сотрудников отдела продаж);
б) руководители, специалисты, технические исполнители, рабочие
• структура персонала по уровню образования;
• структура персонала по стажу работы;
• половозрастная структура персонала;
• интенсивность, тяжесть труда;
• Численность обучающегося персонала за период.
d. Штатное расписание – представьте существующее или составьте сами по имеющимся данным.
e. Творческий потенциал персонала:
• число рацпредложений и изобретений, поданных работающими;
• участие работающих в деятельности творческих групп (например, кружках качества);
• участие в разработке инноваций,
• профессиональных конкурсах и т.д.;
f. Движение персонала (за 3 последние года). Показатели движения кадров: коэффициенты текучести, оборота, стабильности, замещения.
3. Оценка организации системы управления персоналом в организации.
· Заключение
· Использованная литература
· Приложения
Требования к оформлению отчета по практике
Объем отчета должен составлять не менее 30 страниц (без списка использованной литературы и приложений), в компьютерном исполнении, через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, номер 14 pt; выравнивание «по ширине», величина абзацного отступа 1,25 мм.; размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 1,5 см.
Листы должны быть пронумерованы. Нумерация сквозная - на титульном листе номер не ставится, на последующих страницах номер проставляют в верхней части листа (по центру). Каждую главу (раздел) начинают с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы. Расстояние между названием главы (параграфа) и последующим текстом должно быть равно 2 интервалам. Если глава делится на параграфы, то не должно быть текста между названием главы и параграфа. Если параграф делится на пункты, то не должно быть текста между ними. Заголовок параграфа, пункта и подпункта не должен быть последней строкой на странице. Заголовки разделов выполняются с выравниванием абзаца «по центру» (абзацный отступ 0 мм), начиная с нового листа. Таблицы, рисунки, формулы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, если в отчете есть на них ссылки.
Отчет должен содержать библиографические ссылки на используемые источники. Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе.
Библиографические ссылки употребляют:
- при цитировании;
- при заимствовании положений, таблиц, формул;
- при необходимости отсылки к другому изданию, где более подробно изложен вопрос;
- при анализе в тексте опубликованных работ.
В работе рекомендуется использовать затекстовые библиографические ссылки. Они размещаются сразу после текста документа или его составной части и оформляются при помощи квадратных скобок с указанием порядкового номера и страницы источника, на которых помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой. Пример: [10, с. 81]. Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных источников. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами в порядке приведения ссылок в тексте отчета независимо от деления отчета на разделы. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки.