Стандартизированные и экспертные методы - два глобальных класса психодиагностических МЕТОДИК. К первым относятся измерительные, формализованные методы, прежде всего это ТЕСТЫ. Ко вторым - так называемые "КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ", предполагающие индивидуальный подход к испытуемому и использование особого опыта и интуиции психодиагноста.
СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ:
К стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, опросники и психофизиологические процедуры обследования. Под стандартизированностью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.
Стандартизированные методы (формализованные) методы - методы, которые отличает: а) регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов; б) стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов); в) надежность и валидность методик.
Валидность - одно из основных психометрических свойств методики, обозначающее ее обоснованность и указывающее на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству.
Положительными сторонами формализованных методов являются:
- учет объективных показателей и возможность их перепроверки;
- меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диаг ностический процесс;
- оперативность и экономичность;
|
- количественный дифференцированный характер оценки, возможность различать категории обследуемых;
- возможность компьютеризации процедуры обследования и обработки результатов;
- возможность проведения группового обследования.
В качестве недостатков отмечается:
- жесткая регламентация процесса получения психодиагностической информации;
- расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели;
- отсутствие доверительной обстановки (при тестировании);
- опора в основном на количественные показатели;
КЛИНИЧЕСКИЕ:
К данным методам относятся: расспрос (беседа) больного, анализ анамнестических, субъективных (полученных у больного) и объективных (со слов близких родственников, товарищей по работе) сведений, клиническое обследование соматического состояния больного и наблюдения за его поведением.
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии.
-Наблюдение
-Беседа
-Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
-Биографический метод
-Изучение продуктов творчества
-Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
-Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики).
5. Психологический диагноз и прогноз.
Психологический диагноз.
Само понятие «Диагноз» указывает на тесную связь с медициной, а конкретно с психиатрией. В медицине «Диагноз» - это название болезни, медицинская диагностика сводится к действиям и рассуждениям, с помощью которых индивидуальная картина заболеваний сопоставляется с проявлениями болезней и особенностями организма известной науке данного времени. В медицинском смысле цель психодиагностики сводится к постановке диагноза, то есть к определению физиологических характеристик выявленного у конкретного человека от известного данного этанола. При постановке медицинского диагноза обычно не возникает вопроса о том, что именно вызвало такие расстройства.
В психологическом диагнозе (в отличие от медицинского), существует необходимость выяснения в каждом отдельном случае того почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого. Каковы их причины и следствия. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами.
Психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.
|
Прогноз психологический — конкретное предсказание, суждение о состоянии и развитии изучаемого психологического феномена(нов) в будущем на основании диагноза психологического.
Проблема П. п. является одной из наиболее сложных и дискуссионных в психодиагностике. Прогноз не может быть осуществлен исключительно на основе результатов теста (тестов) не только в силу их известной ограниченности, но и потому, что данные тестирования должны быть дополнены релевантными прогностической задаче сведениями (напр., особенностями социальной среды индивидуума, его доминирующими интересами и установками и т. п.)
В 50-х гг. прошлого века американский психолог Пол Мил (Meehl, 1954, 1956) начал дискуссию об эффективности двух основных видов прогноза — клинического и статистического. Он представил, на первый взгляд, убедительные доказательства того, что статистическая обработка результатов теста ведет к более точному прогнозу, чем их клиническая интерпретация. Сегодня очевидно, что наиболее эффективным путем решения прогностических задач является сочетание клинического и статистического подходов.