Установки тестируемых и систематическая ошибка в ответах.




Систематическая Ошибка В Ответах - (response bias) Под С о в о подразумевается любой способ или паттерн реагирования на пункты теста, выражающийся в том, что тестируемые отвечают на них иначе, чем если бы они отвечали на эти пункты при предъявлении их к-л др способом Этот отличный паттерн реагирования м б обусловлен либо содержанием и словесной формулировкой пункта, либо форматом пункта или ответа Интерес к проблеме С о в о начался с исслед Ли Кронбахом тестов достижений Кронбах полагал, что студенты, к-рые не выбирают ответ в пунктах "истинно-ложно", когда они не уверены в его правильности, будут получать более низкие оценки, чем студенты, к-рые пытаются отвечать на каждый пункт Кроме того, даже после проведения корректировки оценок с учетом возможной догадки, при наличии неравного (как это обычно бывает) соотношения числа пунктов, в к-рых в соответствии с ключом требуется выбирать "истинно" и "ложно", студенты будут по-разному штрафоваться в зависимости от того, выбирают ли они в ситуации сомнения ответы "истинно" или "ложно" В серии исслед Кронбах обнаружил индивидуальные различия в прослеживающейся от теста к тесту тенденции выбирать ответы "истинно" (т е автоматически соглашаться) Эта тенденция, в сочетании с тем фактом, что слабые студенты, в отличие от более сильных, чаще прибегают к догадкам, приводила к следующему: оценки по пунктам, в к-рых в соответствии с ключом требовалось выбирать "ложно", оказывались более изменчивыми, надежными и валидными, чем по пунктам, в к-рых в соответствии с ключом требовалось выбирать "истинно" Эти оригинальные исслед повлекли за собой сотни др исслед С о в о Подавляющее большинство таких исслед использовало личностные опросники типа самоотчетов и фокусировалось на автоматическом согласии (тенденции отвечать "истинно" или "да") и соц желательности (тенденции одобрять пункты, расцениваемые как выражающие социально желательное поведение) Основные проблемы С о в о важно учитывать на трех уровнях анализа Первым яв-ся интерпретация индивидуальных показателей тестируемых В той степени, в какой С о в о влияет на индивидуальные показатели, интерпретация этих показателей будет вызывать сомнения Во-вторых, когда рассматриваются групп показатели, С о в о может влиять на характеристики распределения показателей (напр, на среднее и дисперсию), а тж на надежность и валидность теста В-третьих, если С о в о проявляется постоянно от теста к тесту, она будет репрезентировать измерение индивидуальных различий, к-рое может представлять самостоятельную ценность для изучения Кроме того, если С о в о яв-ся источниками устойчивых индивидуальных различий, приобретает важное значение вопрос о том, как изолировать эффекты С о в о от эффектов измеряемой черты или характеристики Типы систематических ошибок в ответах С о в о могут возникать в любого типа измерительных инструментах Л Рорер провел полезное различие между установками на ответ и стилями ответов Установка на ответ зависит от содержания и возникает, когда тестируемые хотят представить себя в определенном свете В противоположность этому, стили ответов относительно независимы от содержания и проявляются, когда стимулы или задания носят неоднозначный характер или когда тестируемый испытывает неуверенность или колеблется в выборе правильного ответа Выявление и контроль систематических ошибок в ответах Учитывая факт существования С о в о, конструкторы тестов должны разраб методы, к-рые бы позволяли выявлять и контролировать их эффекты Одна группа таких методов фокусируется на структуре задания Нек-рые стили ответов могут сводиться к минимуму путем уравновешивания форматов пунктов, напр, включением в тест равного количества истинных и ложных пунктов, сменой полюсов оценочных шкал и использованием как положительных, так и отрицательных формулировок пунктов в опросниках аттитюдов В проективных методах использование стимулов неопределенного содержания минимизирует установки на ответ, но не устраняет стилей ответов Напротив, высокоструктурированные процедуры, включающие описания скорее специфических форм поведения, нежели более общих личностных черт, могут снижать влияние эффектов как установок на ответ, так и стилей ответов Др подход состоит в использовании формата вынужденного выбора Этот подход вынуждает тестируемого давать ответы, руководствуясь содержанием пункта, а не его соц желательностью Форматы вынужденного выбора тж используются в оценочных шкалах Вторая группа методов предполагает разраб специальных инструментов для обнаружения С о в о Самый простой подход заключается в подсчете числа пропущенных пунктов Др подходами яв-ся включение повторяющихся пунктов и подсчет числа выборов нетипичных ответов Оба этих метода позволяют выявлять людей, к-рые не следуют инструкциям, а последний может тж идентифицировать тех, кто пытается фальсифицировать ответы в целях симуляции Наиболее распростр подход состоит в разраб зависимых от содержания шкал для выявления установок на ответ Был разраб целый ряд шкал соц желательности Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI) содержит неск "шкал валидности", предназначенных для обнаружения С о в о L-шкала содержит пункты, к-рые отражают социально желательные действия, демонстрируемые лишь очень немногими людьми; поэтому высокие оценки по L-шкале выдают попытку произвести благоприятное впечатление F-шкала содержит пункты, на к-рые редко реагируют в специфическом засчитываемом направлении Высокие оценки по этой шкале (т е много нетипичных, или редких реакций) выявляют людей, к-рые или фальсифицируют ответы, или не следуют указаниям, или демонстрируют много аномальных чувств и действий K-шкала позволяет измерять более тонкие оборонительные реакции тестируемого Оценки по K-шкале используются в качестве фактора коррекции по ряду диагностических шкал для повышения их валидности Др методом яв-ся анализ ответов на пункты с неочевидным и очевидным ключом Сравнивая ответы на пункты с неочевидным и очевидным ключом, часто можно выявить людей, к-рые пытаются произвести благоприятное впечатление или фальсифицировать ответы При доступности оценочных данных из неск источников, о С о в о может свидетельствовать несогласованность этих полученных различными способами оценок Подводя итог, нужно признать, что С о в о могут возникать и действительно возникают при работе с психол тестами, особенно с типичными мерами выполнения, и поэтому должны учитываться при интерпретации оценок Их влияние на валидность
29. Природа проективных методик.

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок.) Если большинство психологических приемов направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный харак­тер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных “субъективных отклонений”, личностных “интерпретаций”, причем последние далеко не всегда объективны, но, всегда как правило, личностно значимым.

. Термин “проективные” был впервые использован Л. Френком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других [48]. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Френк попытался дать им классификацию; с некоторыми дополнениями эта классификация принимается и в настоящее время [37; 81]. Различают следующие группы проективных методик.

Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции.

Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации.

Методики интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.

Методики дополнения: неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.

Методики катарзиса: психодрама, проективная игра.

Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира — и — Лопеца.

Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем и т. д.

Все перечисленные методики, по Френку, объединяет способность отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке диагностических задач.
30. Методики рисования. Игровые методики и кукольные тесты.

Оценка рисунка – художественно-эстетическая и собственно психологическая. Для нас важнее – вторая.

Психологические функции рисунка. 1. Функция опосредования субъективных эмоциональных переживаний. 2. Передача информации. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего мира и его внутреннего состояния, отражает уровень образного развития, графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, этических и эстетических идей. Результат адресован не к логическим, а к образным, невербальным структурам психики. Смысл графических изображений весьма сложен, т.к. в них слиты воедино и образы, и отношение человека к миру, и личный опыт переживания субъекта.

^ Классификация рисуночных методик (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой).

1. Свободные.

Максимум личностных проявлений – в спонтанных рисунках. «Свободный», «Спонтанный», «Мое настроение», «Самоощущение на данный момент», «Рисунок с закрытыми глазами».

2. Тематические.

Тематические инструкции – задания, имеющие выраженную структуру или идею.

2.1. Традиционные – известные, популярные, апробированные тесты.

2.1.1. «Личностные» – диагностирующие индивидуальные особенности – «Человек», «Автопортрет» (Р.Бернс), «Дерево», «ДДЧ», «РНЖ», «Картина мира», «Рисунок человека из геометрических фигур» (Э. Махони).

2.1.2. «Семейные» – диагностирующее особенности внутрисемейных отношений – «Рисунок семьи» (В.Вульф), «Кинетический Рисунок Семьи» (Р.Бернс, Кауфман), «Семья в образах животных».

2.2. Нетрадиционные – не являются собственно тестами, применяются в ходе коррекционной работы для актуализации различных состояний.

2.2.1. «Символические» - символика процесса «В кого бы меня заколдовал …», «Мой маскарадный костюм», «Каким видят меня другие».

2.2.2. «Моделирующие» - моделирование ситуации прошлого или будущего.

«Я через 5 лет», «Карта сказочной страны», «Жизненные ценности

ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ

«Имя»

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

«Проигрывание ситуаций»

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя.

«Жмурки»

Эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку.

Умение воспринимать себя адекватно ощущениям окружающих станет основой коммуникативных навыков, которые нужно формировать в дошкольном возрасте.

Кукольные тесты

Кукол тест — проективная методика исследования личности, разрабатывалась А. Вольтманом (1951), М. Гауорт (1957) и другими психологами. Ранее процедуры, близкие К. т., использовались психоаналитически ориентированными исследователями как терапевтическая техника для детей в возрасте до 10 лет (М. Рамберт, 1938).

Стимульный материал методики представлен куклами, число которых у разных авторов не совпадает. Ребенка просят разыграть с куклами различные сцены, например, соперничество с братом, сестрой или ситуации с участием отца, матери, других близких. Иногда детям предлагают поставить кукольное представление. Такая организация исследования под руководством экспериментатора-режиссера сближает К. т. с психодрамой. Процедура обследования не стандартизирована.


31. Надежность проективных методик, проективные методики как клинические инструменты.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений искусства), применявшихся к психически больным. На теоретических построениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических концепций. Существуют также разрозненные попытки положить в основу проективных методик теорию восприятия и перцептивные теории личности. Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать конкретные методики с точки зрения их теоретической направленности или истории происхождения. Методика может оказаться практически полезной, или эмпирически ценной, по другим причинам, нежели те, которые выдвигались для оправдания ее введения для использования специалистами.
В соответствии со свойственным проективным методикам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотива-ционные и межличностные характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты поведения, К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Отдельные адаптации проективных методик специально предназначаются для измерения установок, и тем самым они как бы дополняют методики. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективной методики. Например, некоторые клиницисты используют таким образом тесты интеллекта.

 

 


 

...





Читайте также:
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.