Занимаясь цветочным оформлением городских территорий, приходится решать два основных вопроса: соблюдение принципов архитектурно-художественной композиции цветочного оформления и количественных показателей для различных категорий городских насаждений.
Принципы архитектурно-художественной композиции цветочного оформления. В практике садово-паркового строительства применяются различные типы цветочного оформления.
Клумбы — небольшие, компактные (не расчлененные дорожками) участки различных геометрических форм, площадь которых обычно не превышает 10—15 м2 и очень редко достигает 50 м2 и более. По форме клумбы бывают круглыми, овальными, квадратными, ромбовидными, прямоугольными, многоугольными (рис. 8). Чаще всего на них высаживают цветущие растения, но иногда в оформление клумб включают декоративные цветущие кустарники (розы, сирень) или кустарники с декоративной листвой (самшит, юкки и др.). В композицию клумб включают также газоны, представляющие собой поверхности, мощенные плитами, галькой, либо посыпанные песком или толченым кирпичом; различного рода ограждения из металла, дерева, керамики, естественного камня, бетона, кирпича.
Рабатки — участки прямоугольной формы, засаженные цветущими растениями. Ширина их обычно не превышает 1— 1,5 м и лишь в редких случаях (при большой длине) достигает 2 и даже 3 м.
Бордюры — узкие полосы цветущих растений или растений с декоративной листвой, окаймляющие какой-либо участок на озелененной территории. Обычно ширина бордюров не превышает 30—50 см. Их применяют как самостоятельный тип цветочного оформления или как составной элемент других типов цветочного оформления.
|
Клумбы, рабатки, бордюры по характеру используемых растений подразделяются на три группы. В первую группу входят типы цветочного оформления, в которых используются растения с цветами большой декоративной ценности; во вторую — растений с декоративными по форме и цвету листьями (ковровые); в третью — цветущие и ковровые растения. Одиночные экземпляры травянистых растений, цветущих или ценных своей декоративной листвой, применяются как самостоятельный тип цветочного оформления какого-либо участка озелененной территории. Группы и массивы таких растений служат также самостоятельным типом цветочного оформления.
Миксбордеры (смешанные бордюры) — широкие полосы правильной или неправильной формы, засаженные в основном группами многолетних цветущих растений, обеспечивающих непрерывное цветение.
Партеры — озелененные участки правильной геометрической формы и в большинстве симметричной планировки с преобладанием травянистых растений. Чаще всего партерам придают прямоугольную форму с соотношением сторон 1:2—1:4 и устраивают их, как правило, на ровных, полностью обозреваемых участках. Если же отведенный участок имеет довольно значительный уклон, то партер делают в виде двух и более террас, отделенных друг от друга подпорными; стенами или откосами. Партер бывает с дорожками и без них. Одна из отличительных черт его — четкое отграничение от прилегающих участков.
В композицию партера могут быть включены фонтаны, декоративные бассейны, скульптуры, беседки, перголы, трельяжи. Как составные части партера используются клумбы, рабатки, бордюры, одиночные и групповые посадки травянистых растений, а также отдельные экземпляры, группы и рядовые посадки деревьев и кустарников. Обычно в партерах значительная часть площади отводится под газоны, чтобы создать основной фон для композиции, а иногда весь партер представляет собой газон.
|
Нельзя смешивать понятие «партер» и «партерное решение». Партер — определенный тип оформления, а партерное решение — архитектурно-планировочный прием, который используется в композиции многих категорий городских насаждений. Сквер не является партером, но иногда решается партерно, когда в его планировке преобладают симметричные, четкие геометрические формы и низкая растительность и большой удельный вес приходится на газоны.
Кроме того, существуют специальные типы цветочного оформления. К ним относятся посадки из различных видов и сортов одной культуры, например: георгины (георгинарий), розы (розарий), сирени (сиренгарий), горные цветущие растения (альпинарий). Это своего рода коллекционные участки, но в отличие от обычных коллекционных участков они решаются в виде законченных архитектурно-планировочных композиций, часто с включением беседок, пергол, трельяжей, водоемов, фонтанов, скульптур.
К специальным типам цветочного оформления относятся также перголы — перекрытие «цветущим сводом» аллеи; трельяжи, при помощи которых образуются «цветущие стены и беседки»; конструкции, позволяющие создать впечатление «цветущей колонны», «цветущей пирамиды» и т. п.
Сады непрерывного цветения — еще один тип цветочного оформления, возникший не так давно в практике садово-паркового строительства. Садом непрерывного цветения может быть и целый городской сад, и небольшой участок в парке или на бульваре. Для этого типа оформления подбирают растения, которые обеспечивают непрерывное цветение на протяжении наиболее длительного периода, в идеале «от снега до снега» — с ранней весны до поздней осени. В садах непрерывного цветения используют не только травянистые растения, но также цветущие кустарники и деревья.
|
Различные типы цветочного оформления широко применялись на протяжении всей многовековой практики садово-паркового искусства. В XVIII и XIX вв. в парках Италии, Франции, Англии, России часто устраивались большие партеры с фонтанами, декоративными водоемами, скульптурами, а также элементами топиарного искусства (фигурной стрижки). Позднее в городских парках, скверах, на бульварах появились, а затем завоевали широкое признание клумбы и рабатки со сложным рисунком, создаваемым разнообразными однолетними цветущими и ковровыми растениями. Иногда узорчатые клумбы и рабатки заменяли большими массивами одной культуры, но тоже четких геометрических форм.
В настоящее время преобладающим приемом в композиции парков, садов и других категорий городских насаждений стала пейзажная, свободная планировка с широким применением групповых посадок деревьев и кустарников. Принципы пейзажной планировки находят применение и при цветочном оформлении. На смену геометрическим приходят групповые посадки цветов, главным образом из многолетних культур, которые обладают преимуществами по сравнению с однолетними. При умелом подборе многолетних растений цветение их в цветниках продолжается с ранней весны до поздней осени. Более 20 видов из них цветут в апреле и мае (в средней полосе страны), а однолетние начинают цвести только во второй половине июня. Многие виды многолетних растений цветут в октябре, когда летние уже давно отцвели. К тому же оформление из многолетних растений более экономично. Но все это вовсе не означает, что в цветочном оформлении надо совершенно отказаться от однолетних цветов, поскольку многие многолетние растения цветут непродолжительное время, причем по окончании периода цветения некоторые из них имеют неприглядный вид. Поэтому там, где нужно сохранить яркость красок в течение 2—2,5 месяца, высаживают однолетние растения.
Использование многолетних или однолетних растений определяется типом цветочного оформления и его художественным решением. Выбор типа оформления зависит от целого ряда архитектурно-планировочных условий, и в первую очередь от того, какое значение имеет цветочное оформление и какое место оно занимает в данном ансамбле. В одних случаях цветочное оформление — центр всей композиции, например в сквере перед крупным общественным зданием; в других — цветы обрамляют памятники, скульптуры, водоемы. Очень часто цветы используют в группе растений из деревьев и кустарников, иногда составляют группы из кустарников и цветов.
При выборе типа цветочного оформления в каждом отдельном случае тщательно изучают и учитывают все архитектурно-планировочные и художественные задачи, поскольку создание красивого цветочного убранства — многогранная проблема. При ее решении берут во внимание множество факторов: время цветения и окраску растений, высоту и форму кустов, биологические особенности и т. д.
Большое значение имеют условия обозрения цветочной композиции. Одно решение может быть принято при создании цветочного оформления городской улицы или площади, которое будут видеть прохожие или проезжающие мимо пассажиры. По-другому решается цветочное оформление, если им предполагают любоваться с террас, балконов и из окон домов. Наконец, решение (в известной степени) может определяться тем, на каком расстоянии будет находиться зритель, то есть будет ли он близко подходить к данной цветочной композиции или смотреть на нее издали.
Самое важное в композиционном решении цветочного оформления любого типа — это подбор и размещение растений. При этом приходится определять рисунок отдельных элементов и всей композиции в целом, а также устанавливать размеры всех ее компонентов.
Прежде всего надо установить перечень растений данной композиции, решив, будут ли в ней использованы красиво-цветущие кустарники и деревья, одни однолетние цветы, либо, наоборот, одни многолетние, или же те и другие. Сирень, чубушник, шиповник, розы и другие красивоцветущие кустарники во многих случаях могут занимать значительное, а иногда и ведущее место в композиции оформления. Немаловажную роль в нем играют и цветущие деревья. Достаточно вспомнить весеннее убранство сквера перед Большим театром в Москве, где раскидистые и сплошь усыпанные цветами кроны яблонь не уступают по декоративному эффекту большим массивам чудесных тюльпанов, высаженных у их подножия.
Затем надо подобрать растения по времени цветения. В каждом отдельном случае важно найти правильные и наиболее эффектные цветовые сочетания (с учетом сроков цветения), опираясь на основные положения теории цветоведения.
По тому впечатлению, которое разные цвета производят на зрителя, их подразделяют на теплые и холодные. Красные, оранжевые и желтые оттенки, близкие по колориту к бликам огня, называют теплыми, а цвета синевато-зеленоватой гаммы, напоминающие отблеск льда, — холодными.
Разные цвета, взятые в отдельности или в сочетании друг с другом, обладают различными свойствами: красный, желтый и оранжевый с розовыми оттенками как бы приближают к зрителю поверхности, окрашенные в эти цвета; удаление, углубление поверхности свойственно синему цвету и его оттенкам. Белый, серый и черный цвета как бы усиливают, подчеркивают те, которые расположены рядом с ними, а цвета, близкие по гамме, воспринимают оттенки соседних.
Сочетания различных окрасок могут быть контрастными или нюансными, гармоничными или дисгармоничными. Основные цвета с дополнительными создают гармоничные сочетания (красный с зеленым, желтый с фиолетовым, синий с оранжевым), а сочетание цветов, расположенных в цветовом круге рядом, — дисгармоничные.
При решении конкретных задач цветочного оформления необходимо также учитывать фон поверхности, на которую проектируются цветущие растения. Приемы создания фона могут существенно повлиять на общую гармонию цветочного оформления. Чаще всего газон имеет зеленый цвет. Некоторые цвета — белые, голубые, светло-желтые, оранжевые, ярко-красные — кажутся на фоне газона ярче, а другие — синие, фиолетовые, темно-красные — бледнеют и становятся менее выразительными. Но то и другое впечатление создается только при условии, если газон имеет ровную однотонную поверхность, густой и низко подстриженный травостой.
Довольно часто фоном цветочного оформления служит земля условно-черного цвета. На этом фоне все краски воспринимаются ярко. Для создания нужного фона землю нередко посыпают так называемыми «мертвыми» материалами (песком различных расцветок, гранитной или мраморной крошкой, толченым кирпичом) или покрывают плитами разнообразной расцветки. Фоном могут быть не только поверхности, на которых размещены цветущие растения, но и объемные элементы окружения — листва деревьев и кустарников различной окраски, стволы и ветви растений, а также здания и такие сооружения, как подпорные стены, балюстрады и т. п. С цветовой характеристикой всех этих компонентов окружения надо обязательно считаться при создании цветочного оформления.
Существенное влияние на выбор и размещение растений оказывает их объемная характеристика, например высота и ширина куста, размеры соцветий и т. д.
Нормирование цветочного оформления. Успехи или неудачи в цветочном оформлении определяются прежде всего качественными показателями, то есть правильным решением художественных и агротехнических вопросов. Вместе с тем необходимо установить ориентировочные нормы, которыми можно пользоваться при проектировании цветочного оформления. Без таких норм невозможно также планирование городских цветочных хозяйств.
Анализ практики и соответствующих проектных предложений позволяет установить такие количественные показатели цветочного оформления.
В зависимости от значения того или иного объекта, его размещения в городе, размеров территории и архитектурно-планировочного решения удельный вес цветников в одних и тех же категориях насаждений может заметно колебаться. Средние нормы удельного веса цветников (% к общей площади озелененных территорий) следующие: в парках площадью более 10 га — 1, до 10 га — 2, в городских и микрорайонных садах — 2, в скверах и на бульварах — 3, в насаждениях ограниченного пользования — 0,5.