Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды.
Эмоции это особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром.
Эмоции - это особый класс субъективных, психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Поскольку всё то, что делает человек, в конечном счёте, служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются [22].
"Эмоции, - писал А.Н. Леонтьев, - выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами… не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности" [19].
Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют приспособительную функцию. Одна из положительных функций аффекта "заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определённый, закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п."
|
Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Изучение эмоционального благополучия ребенка в детском дошкольном учреждении – очень сложная и ответственная задача, поскольку отдельные психологи, да и некоторые родители дошкольников считают, что детский сад и эмоциональное благополучие несовместимы.
Тем не менее, большинство детей дошкольного возраста основное своё время проводят в детском саду. Именно здесь, а особенно в старшем дошкольном возрасте, для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг значимых и менее значимых людей, осваиваются новые социальные отношения. Именно детский сад является для ребёнка своеобразной ступенью, ведущей ребёнка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. И насколько ребёнок сможет в дальнейшем проявить себя в социуме, во многом зависит от его эмоционального самочувствия, которое активно формируется именно в дошкольном возрасте.
|
Эмоциональная сфера человека, особенно в детском возрасте, является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности развивающегося организма, во многом определяющей и характер психического развития ребенка. А. Фрейд отмечал, что подлинно здоровым и благополучным может считаться такой ребенок, «Я» которого способно справляться с внешним и внутренним дискомфортом, защищать себя и самостоятельно принимать решения.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное закрепление эмоций, проявляемых в младшем дошкольном возрасте, а также развитие, осмысление новых не знакомых ранее ребёнку эмоций. И очень важно понимать, что не правильное эмоциональное воспитание обязательно приведёт к формированию отклонений, к эмоциональному неблагополучию.
В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться общественные мотивы. То есть, если ранее ребёнок был больше зациклен на собственном «Я», в более старшем возрасте происходит активация переноса своего «Я» на общество (детский коллектив, воспитатель, родители). Конечно, этот процесс наблюдается и в более раннем возрасте, но речь идёт об осмыслении процесса самими детьми.
У более старших детей эмоции начинают возникать не как мгновенная реакция на ситуацию, а через осмысливание самой ситуации. Чувства ребёнка становятся более глубокими по смысловому содержанию. У детей начинает формироваться эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей, что в свою очередь ведёт к расширению его эмоционального мира. Так, если ребёнок ранее радовался от того, что он получил желаемый результат, то сейчас он радуется от того, что может получить этот результат.
|
Старший дошкольник в отличие от младшего дошкольника учится управлять своими эмоциями при помощи воздействия на себя словами. Так, если для детей 3-5 лет характерной реакцией на боль являются слёзы, то многие более старшие дети стараются сдержать себя. Например, мальчику смазывают царапину йодом и спрашивают, больно ему или нет, на что он отвечает, что мужчины не плачут.
В старшем дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, развитие форм коллективной деятельности приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Так, если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие обобщают оценку («маленьких нельзя обижать, потому что они слабее»).
В 5-7 лет у ребёнка начинает активно развиваться чувство ответственности по отношению ко многим взрослым и сверстникам, а также по отношению к детям младшего возраста. Ребёнок начинает осознавать необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.
Пример:
Мама забирала Никиту К. (5 лет 9 месяцев) из детского сада. Воспитатель рассказала ей о непослушании мальчика. Между мамой и сыном состоялся диалог:
Мама: Никита, как тебе не стыдно! Мне же не приятно всё это слушать, мне стыдно за тебя! Почему ты так плохо себя ведёшь?
Никита заплакал: Оставь меня здесь! Зачем тебе такой сын?! Лучше я буду здесь, чем тебе за меня будет стыдно!
К 7 годам чувство ответственности распространяется на более широкий круг людей, даже на тех, с которыми ребёнок не взаимодействует.
Старшие дошкольники не могут сдерживать проявление своих чувств, обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Такое непосредственное обнаружение своих чувств объясняется недостаточным развитием у детей этого возраста тормозных процессов в коре головного мозга. Кора больших полушарий мозга еще недостаточно регулирует деятельность подкорки, с которой связаны простейшие чувства и их внешние проявления — смех, слезы и т. п. Этим также объясняется и возникновение у детей аффективных состояний, т. е. их склонность к кратковременным бурным вспышкам радости, печали. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников не являются стойкими и часто переходят в противоположные. Дети так же легко успокаиваются, как и возбуждаются [6].
Для старших дошкольников характерна «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей. Учителям хорошо известны такие факты, когда смех отдельных учеников вызывает смех остальных учащихся класса, хотя последние могут и не знать причины смеха. Девочки начинают плакать, глядя на плачущую подругу, не потому, что считают ее несправедливо обиженной, а потому, что видят слезы.
Возникновение чувств у старших дошкольников связано с конкретной обстановкой, в которую попадают дети. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания — все вызывает у детей этого возраста чувства. Поэтому всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, не вызывают у них нужных эмоциональных переживаний.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.