Современные социально-экономические и демографические проблемы усложняют задачи семейного воспитания. Активно развивающаяся в последнее время дошкольная психологическая служба остро нуждается в различного рода исследованиях эмоционально-неблагополучных детей для разработки адекватных методов психолого-педагогической коррекции.
Проблемы одних воспитанников открыты и явны, проблемы других не столь очевидны, особенно если ребенок хорошо занимается и не имеет дисциплинарных нареканий, но тем не менее нередко оказываются достаточно серьезными. Робость, чрезмерная тревожность, драчливость, замкнутость, плаксивость — всем хорошо известны эти проявления психологического неблагополучия детей старшего дошкольного возраста, но чтобы понять, что стоит за ними, необходимо решить весьма существенную проблему выбора адекватных методов исследования. Ведь самосознание ребенка в этом возрасте еще только начинает формироваться, ему трудно осознать свои переживания, а тем более вербализовать их. Чаще всего прибегают к опросу родителей и педагогов, но достаточно ли они чутки к внутреннему миру детей? Поэтому для выявления эмоционального неблагополучия детей воспитатели, как правило, используют методики, направленные непосредственно на самих детей [28].
Диагностическим обследованием были охвачены 10 учащихся МАДОУ с. Казанское
Возраст детей 5-7 лет.
В процессе диагностики были использованы следующие методики:
1) Методика "Дом - Дерево - Человек".
Цель: изучение личности дошкольника.
2) Методика "Рисование несуществующего животного".
Цель: изучение личностных особенностей ребёнка и эмоциональных проявлений.
|
3)Диагностика страхов.
Цель: изучение наличия страхов у детей и, как следствие, выявление показателя преневротического состояния.
4)Рисунок семьи.
Цель: определить эмоциональное неблагополучие ребенка, отражающее в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.
5) Восьмицветовой тест М. Люшера.
Цель: измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
1. Гена И., 6 лет.
"Дом - Дерево - Человек": наличие тенденции к лидерству. Иногда испытывает трудности в принятии решений.
"Несуществующее животное": адекватная самооценка, склонность к рефлексии, размышлению. Проявляет заинтересованность в информации; мнение окружающих людей для него очень значимо. Наличие самоконтроля, обдуманности, рациональности принятия решения. Может проявить защитную агрессию.
Страхи: остаться одному,умереть, темноты, огня, пожара.
2. Валя Я., 5 лет.
"Дом - Дерево - Человек": достаточно адекватная самооценка, хотя не всегда бывает уверена в себе. Испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Существует тенденция к сознательным попыткам самоконтроля.
"Несуществующее животное": обладает большой жизненной энергией, очень творческая личность. Уверена в своих действиях и поступках, положительно к ним относится. Проявляет заинтересованность в информации о себе.
|
Страхи: наказания, страшных снов,высоты,неожиданных резких звуков.
3. Катя Л., 6 лет.
"Дом - Дерево - Человек": достаточно открыта, доступна. При этом
испытывает внутреннюю робость, стеснительность, иногда замкнутость.
"Несуществующее животное": достаточно адекватная самооценка, хотя не всегда бывает уверена в себе.
Страхи: волка, медведя, пауков,змей,воды,врачей,уколов.
4. Настя Н., 6 лет.
"Дом - Дерево - Человек": эмоциональна, чувствительна. Испытывает потребность в любви, заботе, поддержке. Тревожна.
"Несуществующее животное": наличие самоконтроля и обдуманности принятия решений. Присутствует стремление к самоукрашению, склонна демонстрировать себя. Достаточно энергична.
Страхи: заболеть, войны, крови, темноты, уколов.
5. Костя П., 5 лет.
"Дом - Дерево - Человек": испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Присутствует конфликтность, замкнутость, тревожность.
"Несуществующее животное": обдуманно принимает решения. При этом прослеживается конформность суждений. Испытывает агрессию.
Страхи: наказания, темноты, высоты, огня, пожара,боли.
6. Рустам А., 7 лет.
"Дом - Дерево - Человек": испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Боязлив, застенчив. Испытывает потребность в любви, заботе, поддержке.
"Несуществующее животное": нерешителен, имеет тенденцию к рефлексии, размышлению. Неуверен в себе, иногда испытывает страх. Лишь незначительная часть замыслов реализуется.
Страхи: оставаться одному, Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, бури, грозы, урагана, наводнения, огня, пожара.
|
7. Полина А., 5 лет.
"Дом - Дерево - Человек": испытывает чувство скованности, замкнутости. Ощущает нехватку психологической теплоты дома. Тревожна.
"Несуществующее животное": довольно скрытна, но хочет нравиться окружающим. Испытывает трудности в принятии решений.
Страхи: умереть, высоты, воды, врачей, крови, уколов.
8. Алиса Ж., 6 лет.
"Дом - Дерево - Человек": испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Осторожна в принятии решений. Присутствует чувство незащищённости. Прослеживается некоторая конфликтность, стремление к лидерству.
"Несуществующее животное": присутствует стремление к самоукрашению. Ответственно относится к своим поступкам, переживает о впечатлении, которое производит на других. Обладает большой жизненной энергией, очень творческая личность.
Страхи: наказания, страшных снов, высоты, огня, пожара, войны.
9. Федя К., 6 лет.
"Дом - Дерево - Человек": испытывает большие трудности при стремлении раскрыться перед другими. Осторожен в общении, скрытен. Тревожен.
"Несуществующее животное": нерешителен, неуверен в себе. Имеются тенденции к рефлексии, размышлению.
Страхи: учителей, некоторых детей, наказания, темноты, волка, медведя, собак, пауков, змей, высоты, войны, врачей, уколов.
10. Женя Р., 5 лет.
"Дом - Дерево - Человек": достаточно открыт. Испытывает потребность в идеале. Присутствует конфликтность.
"Несуществующее животное": высокая самооценка. Может проявлять вербальную агрессию, в основном защитную.
Страхи: страшных снов, темноты, высоты, воды, крови, уколов, боли.
В результате проведенной диагностики были сделаны следующие выводы:
практически все дети испытывают трудности при стремлении раскрыться перед другими;
у детей наблюдается тревожность, некоторые дети замкнуты, неуверенны в себе, постоянно напряженны;
имеются дети, которые испытывают агрессию, хотя агрессию проявляют в основном в защитных целях;
У детей имеются страхи, отрицательно влияющие на их эмоциональное благополучие. Страхи детей требуют каждый раз пристального внимания и серьезного изучения со стороны взрослых, чтобы своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного разрастания страхов, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе, препятствующие полноценному общению и раскрытию новых возможностей.
Имеются дети, испытывающие определенные проблемы с семьей (получающие мало внимания от родителей, подавляемые ими, негативно относящиеся к членам семьи и т.д).