Диагностика признаков эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста




Современные социально-экономические и демографические проблемы усложняют задачи семейного воспитания. Активно развивающаяся в последнее время дошкольная психологическая служба остро нуждается в различного рода исследованиях эмоционально-неблагополучных детей для разработки адекватных методов психолого-педагогической коррекции.

Проблемы одних воспитанников открыты и явны, проблемы других не столь очевидны, особенно если ребенок хорошо занимается и не имеет дисциплинарных нареканий, но тем не менее нередко оказываются достаточно серьезными. Робость, чрезмерная тревожность, драчливость, замкнутость, плаксивость — всем хорошо известны эти проявления психологического неблагополучия детей старшего дошкольного возраста, но чтобы понять, что стоит за ними, необходимо решить весьма существенную проблему выбора адекватных методов исследования. Ведь самосознание ребенка в этом возрасте еще только начинает формироваться, ему трудно осознать свои переживания, а тем более вербализовать их. Чаще всего прибегают к опросу родителей и педагогов, но достаточно ли они чутки к внутреннему миру детей? Поэтому для выявления эмоционального неблагополучия детей воспитатели, как правило, используют методики, направленные непосредственно на самих детей [28].

Диагностическим обследованием были охвачены 10 учащихся МАДОУ с. Казанское

Возраст детей 5-7 лет.

В процессе диагностики были использованы следующие методики:

1) Методика "Дом - Дерево - Человек".

Цель: изучение личности дошкольника.

2) Методика "Рисование несуществующего животного".

Цель: изучение личностных особенностей ребёнка и эмоциональных проявлений.

3)Диагностика страхов.

Цель: изучение наличия страхов у детей и, как следствие, выявление показателя преневротического состояния.

4)Рисунок семьи.

Цель: определить эмоциональное неблагополучие ребенка, отражающее в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам.

5) Восьмицветовой тест М. Люшера.

Цель: измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

1. Гена И., 6 лет.

"Дом - Дерево - Человек": наличие тенденции к лидерству. Иногда испытывает трудности в принятии решений.

"Несуществующее животное": адекватная самооценка, склонность к рефлексии, размышлению. Проявляет заинтересованность в информации; мнение окружающих людей для него очень значимо. Наличие самоконтроля, обдуманности, рациональности принятия решения. Может проявить защитную агрессию.

Страхи: остаться одному,умереть, темноты, огня, пожара.

2. Валя Я., 5 лет.

"Дом - Дерево - Человек": достаточно адекватная самооценка, хотя не всегда бывает уверена в себе. Испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Существует тенденция к сознательным попыткам самоконтроля.

"Несуществующее животное": обладает большой жизненной энергией, очень творческая личность. Уверена в своих действиях и поступках, положительно к ним относится. Проявляет заинтересованность в информации о себе.

Страхи: наказания, страшных снов,высоты,неожиданных резких звуков.

3. Катя Л., 6 лет.

"Дом - Дерево - Человек": достаточно открыта, доступна. При этом

испытывает внутреннюю робость, стеснительность, иногда замкнутость.

"Несуществующее животное": достаточно адекватная самооценка, хотя не всегда бывает уверена в себе.

Страхи: волка, медведя, пауков,змей,воды,врачей,уколов.

4. Настя Н., 6 лет.

"Дом - Дерево - Человек": эмоциональна, чувствительна. Испытывает потребность в любви, заботе, поддержке. Тревожна.

"Несуществующее животное": наличие самоконтроля и обдуманности принятия решений. Присутствует стремление к самоукрашению, склонна демонстрировать себя. Достаточно энергична.

Страхи: заболеть, войны, крови, темноты, уколов.

5. Костя П., 5 лет.

"Дом - Дерево - Человек": испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Присутствует конфликтность, замкнутость, тревожность.

"Несуществующее животное": обдуманно принимает решения. При этом прослеживается конформность суждений. Испытывает агрессию.

Страхи: наказания, темноты, высоты, огня, пожара,боли.

6. Рустам А., 7 лет.

"Дом - Дерево - Человек": испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Боязлив, застенчив. Испытывает потребность в любви, заботе, поддержке.

"Несуществующее животное": нерешителен, имеет тенденцию к рефлексии, размышлению. Неуверен в себе, иногда испытывает страх. Лишь незначительная часть замыслов реализуется.

Страхи: оставаться одному, Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, бури, грозы, урагана, наводнения, огня, пожара.

7. Полина А., 5 лет.

"Дом - Дерево - Человек": испытывает чувство скованности, замкнутости. Ощущает нехватку психологической теплоты дома. Тревожна.

"Несуществующее животное": довольно скрытна, но хочет нравиться окружающим. Испытывает трудности в принятии решений.

Страхи: умереть, высоты, воды, врачей, крови, уколов.

8. Алиса Ж., 6 лет.

"Дом - Дерево - Человек": испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. Осторожна в принятии решений. Присутствует чувство незащищённости. Прослеживается некоторая конфликтность, стремление к лидерству.

"Несуществующее животное": присутствует стремление к самоукрашению. Ответственно относится к своим поступкам, переживает о впечатлении, которое производит на других. Обладает большой жизненной энергией, очень творческая личность.

Страхи: наказания, страшных снов, высоты, огня, пожара, войны.

9. Федя К., 6 лет.

"Дом - Дерево - Человек": испытывает большие трудности при стремлении раскрыться перед другими. Осторожен в общении, скрытен. Тревожен.

"Несуществующее животное": нерешителен, неуверен в себе. Имеются тенденции к рефлексии, размышлению.

Страхи: учителей, некоторых детей, наказания, темноты, волка, медведя, собак, пауков, змей, высоты, войны, врачей, уколов.

10. Женя Р., 5 лет.

"Дом - Дерево - Человек": достаточно открыт. Испытывает потребность в идеале. Присутствует конфликтность.

"Несуществующее животное": высокая самооценка. Может проявлять вербальную агрессию, в основном защитную.

Страхи: страшных снов, темноты, высоты, воды, крови, уколов, боли.

В результате проведенной диагностики были сделаны следующие выводы:

практически все дети испытывают трудности при стремлении раскрыться перед другими;

у детей наблюдается тревожность, некоторые дети замкнуты, неуверенны в себе, постоянно напряженны;

имеются дети, которые испытывают агрессию, хотя агрессию проявляют в основном в защитных целях;

У детей имеются страхи, отрицательно влияющие на их эмоциональное благополучие. Страхи детей требуют каждый раз пристального внимания и серьезного изучения со стороны взрослых, чтобы своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного разрастания страхов, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе, препятствующие полноценному общению и раскрытию новых возможностей.

Имеются дети, испытывающие определенные проблемы с семьей (получающие мало внимания от родителей, подавляемые ими, негативно относящиеся к членам семьи и т.д).

 

...





Читайте также:
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.