Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребёнка - дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками.
Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорблённого самолюбия. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно - в речи, мимике, позе, движениях. Но могут проявиться иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. В таких случаях мотивы и эмоции ребёнка, побуждающие ребёнка поступать определённым образом, не всегда легко выявить, и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей.
Очень важно поддерживать положительные эмоциональные состояния детей и близкие детям занятия и игры, в которых эти состояния укрепляются.
Взрослый должен заботиться об устранении угнетающих эмоций, влияющих на вообще все отправления организма. Не только крик и оцепенение ребёнка от испуга являются вредными для его физического и умственного развития, но даже продолжительный плач отражается неблагоприятно как на питании, так на его психическом развитии.
|
Социальное развитие маленьких детей по - настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте с взрослым. От качества общения зависят полноценное развитие ребёнка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. В свою очередь это оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками.
Лишение ребёнка любви и участия взрослого, содержательного общения с ним при разного рода трагических обстоятельствах приводит к заторможенности эмоциональной сферы, а вследствие этого и к задержке психического развития ребёнка, к потере интереса к окружающей жизни. Такие упущения невосполнимы даже в более позднее время.
Известно, как неопределённы, изменчивы эмоциональные проявления маленьких детей, как непосредственны и импульсивны их эмоциональные реакции, кратковременны их переживания. Наблюдения за поведением детей в раннем детстве позволяют подметить некоторую устойчивость отдельных эмоциональных проявлений. Закрепляясь, они начинают способствовать возникновению относительно устойчивых форм поведения, составляющих, по словам Л.И. Божович, "основу формирования характера ребёнка". Так, свойственное ребёнку переживание радости закрепляется при определённых условиях и превращается в черту характера - в жизнерадостность; повышенная возбудимость нервной системы, раздражительность может привести к образованию такой черты характера, как вспыльчивость, которая при недостаточной коррекции в детстве становится большой помехой в общении с людьми.
|
При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных - у ребёнка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния, и развивается негативное эмоциональное отношение к определённым сторонам жизни или к людям. С одной стороны, это способствует повышенной заболеваемости в детских садах простудными и другими заболеваниями, в том числе неврозами; с другой стороны, приводит к развитию у ребёнка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т.п.). По свидетельству врачей и психологов, чаще всего к закреплению отрицательных эмоциональных состояний приводит разрушение социальных связей ребёнка с окружающими людьми или приобретение этими связями уродливых, искажённых форм. Повышенная заболеваемость детей в детском саду зависит не столько от различных инфекций, сколько от неблагоприятного для ребёнка психологического климата, вызывающего тяжёлые переживания. При этом разрушения, наносимые здоровью различными причинами, тем опаснее, чем моложе ребёнок. В этих случаях дети реагируют общими соматическими расстройствами: потерей веса, рвотой, ночным недержанием мочи т.д. В ряде случаев у детей могут быть расстройства вегетативной нервной системы, истерические реакции, ночные страхи и пр.
Особенно страдают дети, перенесшие какое - либо заболевание, которое ослабило организм. Именно это слабое место первым реагирует на разрушения, наносимые извне, а в дальнейшем реакция закрепляется по типу образования условных рефлексов.
|
Дезорганизующую роль в жизни и деятельности маленьких детей выполняют затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния. Закрепившись, они начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребёнка нежелательным образом: приводят к отрицательным представлениям о детях в группе, к отрицанию преимущества совместной игры, недоверию, равнодушию. В более позднем возрасте это может привести к формированию негативной жизненной позиции, а в отдельных случаях - к задержке общего психического развития ребёнка.
Особо неблагоприятным может оказаться развитие детей с устойчивыми отрицательными переживаниями. Ребёнок, неудовлетворённый положением в саду, чувствующий себя несправедливо обойдённым, несчастным, не любимым детьми, забытым родителями в саду и т.п., ведёт себя не так, как все дети. Его активность зачастую бывает подавлена или получает неправильное развитие. Отрицательные эмоциональные состояния мешают полноценному и свободному развитию личности. А без свободы нет настоящего нравственного развития. "Нравственность и свобода - два таких явления, - писал К.Д. Ушинский, - которые необходимо условливают друг друга и одно без другого существовать не могут, потому что нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и всё, что делается под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть, если не безнравственное, то по крайней мере, не нравственное действие".
Для выбора эффективных средств воздействия можно условно разделить эмоциональные нарушения на две основные группы. В основе этого деления лежат те сферы жизни ребёнка, в которых, прежде всего проявляется эмоциональное неблагополучие. С одной стороны, оно может проявляться во взаимоотношениях ребёнка с другими людьми; с другой - в особенностях внутреннего мира ребёнка, в сложности его переживаний т.д.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми, может приводить к двум типам поведения.
Первая группа - это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. При возникновении конфликтов в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками эмоции возбудимых детей получают разрядку в бурных аффектных проявлениях: вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. В ряде случаев наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения. Негативные эмоции этих детей могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми незначительными поводами. Однако, быстро вспыхивая, они также быстро гаснут.
Безудержность эмоций, негативные аффективные вспышки приводят к разрушению игры, к конфликтам, к дракам с детьми, а также к негативизму по отношению к чужому замыслу, чужому мнению. Однако эти проявления разрушают лишь наличную ситуацию (игру, прогулку т.д.). Представления о детях остаются положительными и не препятствуют общению. Эмоциональное неблагополучие этих детей ситуативно и не приводит к образованию устойчивой негативной позиции. В целом у них преобладает благожелательное отношение к сверстникам, стремление к совместной игре. Эти дети отходчивы, склонны прощать обиды и не придавать значения ссорам [8].
Вторая группа - дети преимущественно легко "тормозимые", с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в их памяти, но в проявлении негативных эмоций эта группа детей более сдержанна, чем первая.
Дети второй группы избегают общения. Может показаться, что они равнодушны к окружающим, однако наблюдения за ними показывают, как пристально, правда издалека, следят они за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей.
Поза ребёнка, следящего взглядом издали за играющими, свидетельствует одновременно об интересе к детям, и о готовности в любую минуту уйти. Попытка взрослого привлечь его к совместным делам группы вызывает внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которое маскирует испуг, неуверенность в себе.
Эмоциональное неблагополучие этих детей сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворённостью отношением к ним воспитателя или детей, недовольством детьми, которым они отказывают в достоинствах.
Некоторые особенности внутреннего мира ребёнка (например, острая восприимчивость, впечатлительность и др.) могут привести к третьему типу поведения, существенно отличающемуся от двух предыдущих.
Основной чертой детей третьей группы являются их многочисленные страхи. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как ведущего проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребёнка.
При нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан с какими - либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределённостью ситуации. Дети могут испытывать страх с шести - восьмимесячного возраста, когда начинают отличать знакомые лица от незнакомых; позже у многих детей обнаруживается боязнь темноты; на некоторых ошеломляюще действуют громкие звуки. Взрослому подчас трудно понять, почему тот или иной предмет, та или иная ситуация вызывает страх ребёнка.
С этими особенностями необходимо считаться, а всего, что пугает ребёнка и остаётся пока необъяснимым для него, нужно избегать. "Сколько тяжких страданий, иногда неизлечимых, - говорил В.М. Бехтерев, - развивается под влиянием испуга в детском возрасте, а между тем всё ещё распространены забавы с детьми, основанные на испуге ребёнка каким - либо внезапным появлением с угрожающими звуками или переодеванием. Беспомощный ребёнок уже по природе своей есть существо боязливое, стесняющееся, а потому отстраняйте от него всякий излишний страх и всякое излишнее стеснение и конфузливость…" [11].
Вне этих ситуаций страх всё же не мешает нормальному ходу жизни ребёнка.
Иначе обстоит дело у детей с эмоциональными трудностями. Их страх, вначале не связан с какими - либо предметами и проявляется в форме тревоги, беспредметного, беспричинного страха. Если пугливый ребёнок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. Тревога произвольно "метит" предметы или ситуации, фиксируется на них, и именно их впоследствии ребёнок начинает бояться.
Страх - плохой советчик, особенно маленькому ребёнку: он может помешать ему правильно оценить ситуацию сказки, посочувствовать её персонажу, прийти на помощь сверстнику в подвижной игре или при реальной необходимости. Поэтому чрезмерная пугливость детей, излишняя впечатлительность требуют повышенного внимания взрослых, умения отличать страхи нормальных детей от страхов пугливых детей с эмоциональным неблагополучием; применения специальных воспитательных воздействий, а иногда, по необходимости, и вмешательства детского психотерапевта. Вспомним слова К.Д. Ушинского: "Влияние ужаса на нравственность - безгранично: оно делает притворщиком, трусливым, иногда лживым, и дитя может потеряться при малейшей опасности" [18].
Таким образом, своеобразие в развитии эмоциональной сферы детей зависит от сочетания многих факторов, один из которых оказываются ведущими, а другие второстепенными. Но не следует возводить непроходимую стену между этими двумя названными сферами жизни ребёнка: затруднения в контактах с другими людьми неизбежно накладывают отпечаток на внутренний мир ребёнка, так же как особенности его внутреннего мира сказываются на его взаимоотношениях с другими людьми.
Показатели эмоционального неблагополучия у детей:
Негативизмы.
Негативизм - демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов [13].
"Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребёнка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержания действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то что ребёнок не делает потому, что его об этом не попросили". Л.С. Выготский подчёркивает, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку, во-вторых, ребёнок уже не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.
С негативизмом тесно взаимосвязаны и другие симптомы. "Упрямство - такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал… Мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением" Когда мы говорим о негативизме, то имеем в виду не обычное непослушание. Мы зовём ребёнка к столу, а он не слушается, продолжает катать свою пожарную машину. Он не делает то, чего мы от него требуем, потому, что сейчас ему хочется делать совсем другое. Чтобы возникло непослушание, необходимо, для начала как минимум, чтобы желание ребёнка не совпало с требованием взрослого.
Если же перед нами проявление негативизма, то обычно совершенно неважно, в чём заключаются наши требования, и каковы подлинные желания малыша. Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда это разрешают, но вот сегодня мама говорит: "Иди, катайся". На это негативист отвечает: "Не пойду". Почему он отказывается? В голосе матери он уловил повелительные нотки. Мать предлагает снова, и он снова отказывается, начиная при этом плакать - кататься - то хочется! Но оказывается, стремление не подчиниться воле взрослого сильнее.
Так же не всегда связана с желаниями малыша и такая черта, проявляющая в его поведении, как упрямство. Своеобразие упрямства вот в чём: малыш настаивает на своём не потому, что ему так уж сильно хочется этого, а потому, что он этого потребовал. Как же теперь отступиться!
Слабость же личности ребёнка - вещь вполне закономерная. Поэтому его упрямство можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию против влияния взрослых. Это же относится к негативизму. Только если негативисту всё равно, что делать, лишь бы наоборот, то упрямцу важно сделать именно то, на чём настаивает.
По сути дела, и негативизм и упрямство мы должны рассматривать как явления если уж не желательные, то во всяком случае закономерные, нормальные в известных пределах.
Неврозы.
Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врождённых и средовых влияний.
Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. В них нет "сухости", излишнего рационализма и практицизма при общем, нормальном для возрасте интеллекте. Они отличаются непосредственностью в выражении чувств, некоторой наивностью, т.е. цельностью восприятия. Эти дети могут заплакать от жалости к кому-либо или к себе, за всех переживают, всё близко принимают к сердцу.
Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Ребёнок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.
Импрессивность - склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Всё держит в себе. Не склонен делиться переживаниями с окружающим. Выражает радость не бурно, а весь светится изнутри. Импрессивность может быть одним из проявлений медленного раскрытия потенциала психического развития Встречается при флегматическом, сангвиническом и холерическом темпераменте. Во всех случаях ребёнок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих [15].
Внутренняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости или противоречивости, могут быть:
а) со стороны нервной системы факторы нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и церебрально-органической недостаточности;
б) трудно-совместимое сочетание у детей полярных - холерических и флегматических - черт темперамента родителей;
в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний;
г) беспокойство, неуверенность в себе при общей активности и выраженности чувства "я";
д) противоречия между эмоционально чувствительными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязанности) компонентами психики (к примеру, ребёнок хочет вести себя по-своему, но сдерживается, испытывая одновременно чувство вины и беспокойства);
е) подчёркнутое чувство "я", собственного достоинства и беззащитность в сообщении со сверстниками;
ж) наличие трудно-совместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребёнок, в том числе
это стремление быть собой и в то же время быть вместе со всеми, прежде всего с матерью.
Склонность к беспокойству, волнениям обусловлена:
а) повышенной эмоциональной чувствительностью;
б) потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей;
в) неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребёнка;
г) блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений;
д) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих;
е) отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью;
ж) заострённым чувством совестливости, вины, переживанием случившегося.
Беззащитность, или незащищённость. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребёнок не может защитить себя, "дать сдачи", ответить на оскорбление. Он теряется, не находит походящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и обиду, свою неспособность дать своевременный ответ. По природе он добрый, жалостливый, доверчивый, наивный, бесхитростный, прямодушный. Будучи неспособным защитить себя, он может вступиться за другого, не бросить друга в беде. Все эти проявления подчёркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера детей, впоследствии заболевающих неврозами [11].
Выраженность чувства "я" заключается, прежде всего, в раннем отличии себя от окружающих, подчёркнутом чувстве собственного достоинства, потребности в самоутверждении. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны и упорны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что не всегда получается. Их трудно заставить попросить прощения: внутренне гордые, они не приемлют несправедливость, фальшь, сиюминутную выгоду, предпочитают оставаться самими собой. Свойственна подчёркнутая чувствительность к похвале, оценкам и мнению других людей. Тяжело переживают отрицательное отношение к себе.
Перечисленные характеристики психического развития, предшествующие возникновению неврозов, расположены в порядке постепенного уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличения влияния фактора среды.
Сенситивность является следствием, как определённого психотравмирующего жизненного опыта, так и чрезмерной опеки взрослых.
Стоит отметить, что детям с неврозами для их полноценного психического развития не хватает: своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряжёнными, чрезмерно серьёзными, воспринимают всё слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъёма, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоопределяемом уровне; гибкости и непринуждённости в отношениях, умения принимать и играть роли.
Тревожность.
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Тревожные дети обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребёнок делает всё, чтобы избежать неудачи [20].
Когда тревожный ребёнок приходит на психологическое обследование, он ведёт себя очень робко, не сразу идёт на контакт, постоянно оглядывается на родителей. Закончив задание, эти дети смотрят на взрослых и ждут оценки. Они часто себя исправляют (так как почти никогда не довольны достигнутым), причём эти исправления носят бессмысленный характер - не ведут к улучшению результата. Выполняя задания конкретных методик, тревожные дети проявляют особенности, которые можно рассматривать как диагностические показатели тревожности.
Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребёнок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребёнком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребёнка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одёргивание). В этом случае общение взрослого с ребёнком носит авторитарный характер, ребёнок теряет уверенность в себе и в собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он сделает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.
Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребёнка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребёнком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребёнку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребёнком склонны родители с определёнными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребёнком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.
Усилению в ребёнке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребёнок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Ещё один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упрёки, вызывающие чувство вины ("Ты плохо себя вёл, поэтому у мамы заболела голова").
Если у ребёнка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формирование дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным [23].
Таковы отрицательные последствия тревожности. Однако их можно избежать, существенно снизить тревожность ребёнка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать следующие рекомендации.
Во-первых, необходимо обеспечить реальный успех ребёнка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребёнка нужно меньше ругать и больше хвалить, причём, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.).
Вторая рекомендация - щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребёнка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.
И, наконец, больше обращать внимания на обстановку, которая складывается дома и в детском саду.
Тёплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребёнка [27].
Страхи.
Возрастные страхи возникают у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития.
Многие дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу, становятся возбуждёнными перед проведением прививок, вздрагивают от неожиданного звука и так далее. Характерны и страхи, возникающие в процессе засыпания, боязнь неприятных сновидений, некоторых животных, нападения, глубины, огня и пожара, а также наказания родителей.
Наиболее часто старшие дошкольники испытывают страх смерти, достигающий своего апогея в 6 и 7 лет. Боязнь умереть - это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Её точкой отсчёта является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом - смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Это выражается умением определять в общих чертах время, далёкое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены временем, т.е. имеют свои пределы.
О том, что ребёнок боится смерти, можно догадаться по наличию других, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков).
Проявление страха смерти означает постепенное завершение наивного периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие, чудесные явления и многое другое, с чем теперь приходится расставаться. Даже исчезновение страха перед Кощеем Бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что он стал "простым смертным" в представлении детей и потому перестал пугать их. Категоричность смерти в 6 и 7 лет - это реальность, которую ребёнок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий, по существу, эмоциональное неприятие "рациональной" необходимости умереть.
Менее всего подвержены страхам мальчики в 4, а девочки в 3 года, т.е. в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков и, особенно, у девочек заметно больше [24].
У мальчиков из неполных семей (вследствие развода) страхов больше. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную полу общения, позволяющую девочке более уверенно вести себя среди сверстников. В то же время уход из семьи отца делает мальчиков неуверенными в общении со сверстниками того же пола, что сказывается на увеличении страхов. Больше страхов у детей проживающих в отдельных квартирах. В коммунальной квартире дети имели большую возможность общаться со сверстниками, наполняя свою жизнь разнообразными впечатлениями, играми и так необходимой им эмоциональностью.
Дети больше подвержены страхам, если их родители ссорились между собой. Прежде всего дети старшего дошкольного возраста, поскольку они, отождествляя себя с родителем того же пола, переживали конфликтное отношение к нему со стороны родителя другого пола. Беспокойство, возникающее в данном случае, перерождалось в страхи, поскольку дети были лишены возможности влиять на конфликты родителей. Ещё в большей степени, чем мальчики, эмоциональную чувствительность к семейным конфликтам обнаруживают девочки. При алкоголизме отца количество страхов снижается у девочек в 1 - 2 раза, а у мальчиков - в 4 раза.
Количество страхов у детей с неврозами, наоборот, будет более высоким. У девочек в отличие от мальчиков страхов ещё больше, что подчёркивает преимущественно невротический характер их проявления.
Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Его предпосылкой выступает общая эмоциональная чувствительность матери и ребёнка. Это непроизвольная передача страхов матерью в процессе повседневного общения, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу воображаемых и реальных опасностей (без нужды заставляет принимать лекарство, приглашает врачей, пугается при малейшем ушибе, излишне фиксирует внимание на страхах ребёнка и т.д.).
Часто причиной страха у детей является сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии многочисленных предостережений, опасений и тревог. Речь идёт об отсутствии теплоты в отношениях, эмоциональном неприятии ребёнка.
Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Таким образом, зная отношения в семье, можно предполагать большую или меньшую выраженность страхов у детей.
Часто, не задумываясь, родители внушают, детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: "Заберёт тебя в мешок", "Уеду от тебя" и т.д. Такие угрозы вызывают страхи у дошкольника [29].
Страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжёлую болезнь.
Ещё одним источником страхов является психологическое заражение от сверстников или взрослых вследствие безотчётного подражания.
Все факторы, участвующие в возникновении страхов, можно сгруппировать следующим образом; наличие страхов у родителей, главным образом у матери; тревожность в отношениях с ребёнком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; излишне ранняя рационализация чувств ребёнка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей; большое количество запретов со стороны родителей того же пола или полное предоставление свободы ребёнку другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе; конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми [18].
Невротические страхи - это большая эмоциональная интенсивность и напряжённость; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (т.е. невротические страхи - это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующееся личности); избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, т.е. развитие реактивно - защитного типа поведения; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов.
Невротические страхи не являются какими-либо новыми видами страха. В том или ином аффективно-ослабленном виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей. Невротическими эти страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными - это невротическая триада страхов. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствие адекватной психологической защиты. Страх смерти в старшем дошкольном возрасте не имеет количественных различий у детей с неврозами и у здоровых сверстников.
Чаще боятся чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональным непринятием в семье или конфликтами и которые не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности, авторитета и любви.
Важным показателем эмоционального отклонения у старшего дошкольника может служить отсутствие эмоциональной децентрации (эмоциональные переживания не распространяются на окружающих, а связаны только с собственным «Я»). Ребёнок при этом не способен сопереживать другим ни в реальной ситуации, ни при восприятии художественных произведений, оставаясь равнодушным независимо от значения происходящих с героями событий.
Отсутствие эмоциональной децентрации является более надёжным показателем эмоционального неблагополучия, чем инертность или чрезмерная возбудимость.
Другим показателем эмоционального неблагополучия на данном возрастном этапе является отсутствие эмоций, связанных с пространственно-временным смещением. Без умения анализировать прошлое невозможно возникновение стыда, а без умения предвидеть будущее, невозможно развитие эмоционального предвосхищения.
Для детей от 5 до 7 лет характерным являются такие отклонения в эмоциональном развитии как эгоизм, эгоцентризм, грубость, безразличие к чужому горю, чрезмерная обидчивость, нерешительность, конфликтность, невозможность выражать эмоциональное состояние иначе как гневом (ударить, толкнуть и т.д.), агрессивность, раздражительность. И следует отметить, что, как правило, те или иные отклонения наблюдаются практически у всех детей в этом возрасте.
Таким образом, эмоциональное мироощущение младшего школьника - это "выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом " [25].