Маяковский и кинематограф.




Мало кто знает, что Маяковский тесно связан с только зарождавшимся в то время кинематографом. В хронике авангардного советского кино есть несколько лент, где Владимир Владимирович исполняет главные роли, существуют и те, сценарии к которым вышли из-под его пера. Сейчас мы рассмотрим некоторые из дошедших до нас пленок:

В фильме «Драма в кабаре футуристов № 13», созданном художественным объединением «Ослиный хвост», появлялся Маяковский в цилиндре, игравший в картине демонического персонажа. К сожалению, ныне найден единственный фрагмент:

Кадр из «Закованной фильмой». Владимир Маяковский и Лиля Брик.
В фильме «Я хочу быть футуристом» Маяковский также исполняет одну из ролей.

«Барышня и хулиган», «Закованная фильмой» и «Не для денег родившийся»,

-Три фильма, снятые при участии Владимира Маяковского. Маяковский пишет сценарии, исполняет главные роли в картинах, а в случае с «Барышней и хулиганом» также фактически является и режиссером. Эти картины — не просто ироническое переосмысление серьезных жанров, как это было с «Драмой в кабаре футуристов № 13», они во многом предвосхищают основные пути развития советского кино. Полностью сохранилась только «Барышня и хулиган». От «Закованной фильмой» остались незначительные отрывки.

 

Под сильным влиянием сатирических произведений Маяковского будет создан скандальный и не допущенный к показу фильм «Моя бабушка», режиссера Микаберидзе. Монументальная фигура рабочего в комедии противопоставлена бесчисленным гротескным бюрократам.

Маяковский и поэзия.

То, с чем Маяковский приходит к каждому из нас вслед за Пушкиным. Детские стихи. «Крошка сын к отцу пришел…» и «…Я б в рабочие пошел, пусть меня научат» — такая же школьная хрестоматия, как «Сказка о рыбаке и рыб­ке». Попадание же детских стихов Маяковского в канон школьной программы связано не столько с литературными (хотя стихи сами по себе, конечно, замечатель­ные), сколько с политическими причинами.

Прочувствовать многогранность Маяковского можно благодаря следующему: 8 декабря 1920 года Владимир написал несколько стихотворных экспромтов (которые, к слову, очень любил сочинять) в альбом Корнею Чуковскому. Первый из них такой:

Что ж ты в лекциях поешь,

будто бы громила я,

отношение мое ж

самое премилое.

Поставленное в рифменную пару противопоставление «„громила я“ — „премилое“» как нельзя лучше иллюстрирует ключевое противоречие, начинающееся с «Облака в штанах». С одной стороны, Маяковский — бронзовый, большой и даже грубый (именно таков его канонизированный образ), а с другой — ранимый и сентиментальный.

Поэт любил смеяться над своей чувственностью, порой цитируя Ахматову, отношения с которой были крайне необычными. Было особое отношение у него и к Есенину.

Есенинщина. Так Маяковский называл упадочное настроение среди молодежи, распространившееся после самоубийства Есенина. Противостояние двух поэтов, нашедшее свое отражение не только в творчестве обоих, но и в городском фольклоре, парадоксальным образом оказалось завязанным на суицидальной теме.

Подробному разбору создания стихотворения «Сергею Есенину» посвящена важнейшая программная статья Маяковского «Как делать стихи?». Там, в частности, говорится о том, что «вырванное из сложной социальной и психологической обстановки самоубийство… угнетает фальшивостью». Впоследствии в собственной предсмертной записке Маяковский скажет: «…это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет».

Многие, поверхностно знакомые со стихами Маяковского, отпугнуты от них непривычной "лесенкой" построения, обостренной, иногда гиперболической образностью, преобладанием ораторской, трибунной интонации.

Обращение к лесенке (с которой Маяковский впоследствии так и не расстался) может быть датировано с точностью до месяца: сохранились две беловые рукописи поэмы «Про это»: в первой текст записан столбиком, большая часть второй (она датирована 11 февраля 1923 года) — лесенкой.

Лесенка- основополагающий поэтический принцип, сформулированный в статье «Как делать стихи?»: «…ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытискивать отдельные слова».

Маяковский венчал советский литературный пантеон: его именем назывались пароходы улицы, площади, а то и целые города (Триумфальная площадь в Москве была переименована в площадь Маяковского в день публикации в «Правде» после слов Сталина — 17 декабря 1935 года).

Портрет его смотрел со стен кабинета литературы в каждой советской школе. Канонизированный образ Маяковского как стального гиганта шел вразрез с его собственными представлениями о назначении поэта и поэзии. Можно даже сказать, что поэт стал заложником «хрестоматийного глянца» и «мраморной слизи», которых сам больше всего боялся, утверждая:

 

Мне бы

памятник при жизни

полагается по чину.

Заложил бы

динамиту

— ну-ка,

дрызнь!

 

Ненавижу

всяческую мертвечину!

Обожаю

всяческую жизнь!

 

Проницательный Борис Пастернак заметил, что Маяковского уже во второй половине 1930-х годов «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине», и это стало его второй смертью, в которой он неповинен.

За границей произведения поэта читают, ставят пьесы. Причем, по наблюдению специалиста по творчеству Маяковского А.Ушакова, это один из немногих русских поэтов, у которого есть многотомные переводные издания. Актуальность его стихов можно легко подтвердить фактом: английский левый активист и фолк-панк-музыкант Билли Брэгг (Billy Bragg) записал альбом на стихи Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии».

 

 

Суть же всего творчества прекрасного поэта можно уместить в его стихотворении «А вы могли бы?» Это взаимопроникновение искусства в жизнь нового промышленного мира, а элементов жизни нового мира — в искусство.

Практически из ниоткуда возник совершенно новый мир, с заводами, высотой в несколько раз больше дворянских домов, машинами, пересекающими всю страну за неделю. Все это в пределах менее чем одного поколения. Отдельный человек в таком мире был не то чтобы мал, но очень уж отчуждён ото всего этого.

И старое искусство было отчуждено — у него просто не было языка, чтобы что-то об этом сказать. Нельзя продолжать писать про соловьиные трели, когда вокруг одни паровозы, а за соловьями надо ехать за город — это нужно иметь или уж очень последовательное мировидение, или полное отсутствие оного.

Футуристы, и Маяковский в их числе, смогли предложить совершенно другой язык — язык сначала улицы, потом плаката, потом резолюций, в котором были бы жесть, трубы, стаканы, и эти вещи стали бы элементами новой системы ценностей. Это было больше, чем гимном миру — это было его замещение переложение, переназвание.

Маяковский делал переживание истории чем-то глубоко интимным. Всё то, что для футуристов было просто новое, — для него становится нежным, нужным, настоящим.

Таким образом, рассмотрев всю широту деятельности В.В.Маяковского, мы приходим к истине утверждения о том, что Маяковский - один из самых значимых, влиятельных, неповторимых в своей мысли и ее выражении людей творчества. Творения его были и остаются фундаментом современного искусства.

 

Список используемых ресурсов:

· Брик Л. Ю. Пристрастные рассказы. Нижний Новгород, 2003.

· Лев Кассиль, «Маяковский — сам»

· Юрий Карабчиевский, «Воскресение Маяковского»

· Шапир М. И. Из истории «пародического балладного стиха»: 2. «Вставало солнце ало». Антимир русской культуры. Язык. Фольклор. Литература. М., 1996.

· Шапир М. И. Русская тоника и старославянская силлабика. Вл. Маяковский в переводе Р. Якобсона. Даугава. № 8. 1989.

· Янгфельдт Б. Ставка — жизнь. Владимир Маяковский и его круг. М., 2009.

· Америка глазами русских писателей: Маяковский. Исторический репортаж Владимира Абаринова. «Радио „Свобода“».

· В. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.

· Маяковский без глянца. М., 2008.

· Современники свидетельствуют. Воспоминания о В. В. Маяковском. М., 1990.

· Гращенкова И. Кино Серебряного века: русский кинематограф 10-х годов и кинематограф русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. М., 2005.

· Гращенкова И. Киноантропология XX/20. М., 2014.

· Современницы о Маяковском. М., 1993.

· thequestion.ru

· arzamas.academy

· v-mayakovsky.com

· az.lib.ru

· famhist.ru

· istoki-rb.ru

· wikisource.org

· moiarussia.ru

· stihi-rus.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: