Авторитарная личность по А. Маслоу




1943 г. - работа «Структура авторитарного характера».

Согласно Маслоу, авторитарный человек, как и все психологически незащищенные люди, воспринимает мир как опасные джунгли, несущие в себе потенциальную угрозу. Этот мир населен людьми, подобными животным, которые либо едят других, либо будут съедены ими, и, соответственно, их надо либо бояться, либо презирать.

 

Маслоу указывает на следующие типичные черты авторитарного характера:

1) иерархичное сознание (тенденция рассматривать всех остальных людей как соперников, которые либо превосходят, либо занимают более низкое положение по сравнению с самым авторитетным человеком. При этом значение имеют не внутренние характеристики человека, а внешние атрибуты власти;

2) склонность обобщать характеристики превосходства или неполноценности;

3) стремление к внешним атрибутам престижа — власти, деньгам, статусу и т.д.;

4) наличие в характере враждебности, ненависти, предрассудков;

5) идентификация доброты со слабостью и стремление использовать ее в своих целях;

6) садомазохистские тенденции;

7) постоянная неудовлетворенность и неспособность достичь удовлетворения в жизни;

8) внутрипсихологический конфликт;

9) чувство вины, которое, в свою очередь порождает чувство враждебности.

 

Помимо этих главных составляющих авторитарному характеру свойственны также более частные проявления:

10) ущемление личности женщин и деление всех женщин на мадонн и проституток;

11) гомосексуальность;

12) стремление к милитаризованному (сверхорганизованному и упорядоченному) идеалу, стремление унижать других для подтверждения своего статуса;

13) неприятие образования;

14) тенденция избегать ответственности за свою судьбу. Эстетизация подчинения и отказ от своей независимости в обмен на покровительство.

 

Маслоу призывает проявлять осторожность и не идентифицировать всех незащищенных и зависимых индивидов с авторитарными личностями. Но при этом он подчеркивает, что покорные и пассивные граждане составляют значительную часть населения как в демократических, так и в авторитарных или фашистских странах.

 

15. Когнитивный уровень представлений о демократии.

В психологии принято выделять эти три уровня установки:

1) когнитивный 2) эмоциональный 3) поведенческий.


Чтобы описать когнитивный уровень представлений о демократии, следует выяснить, что индивид знает о ней, правильно ли определяет ее важнейшие составляющие, имеет ли интерес к этому явлению.

 

Когнитивный уровень – совокупность знаний и представлений о политике, о ее составляющих.

 

Примечательно, что помимо неопределенности и размытости понятие демократии воспринимается как нечто совершенно нереальное, далекое от нашей действительности.

 

Давая ответы на открытые вопросы о том, что они понимают под демократией, респонденты называли несколько ключевых ассоциаций:

1) Свобода - набор политических, гражданских и социальных свобод: печати, совести, слова, взглядов, вероисповедания, мысли, мнения, передвижения, действия, личности, предпринимательства.

2) Закон -с которым связана свобода: «закон определяет степень свободы»; «свобода, которая не выходит за рамки закона»; «свобода при строгом соблюдении законов»;

3) Власть -демократическая власть должна быть подотчетной народу: «Правительство, избранное большинством, отчитывается перед народом»; «отчитываются друг перед другом»; «власть отвечает... народ может переизбрать власть». В рамках демократии власть имеет особые моральные характеристики: «глава государства - не единоличный правитель, а правительство людей, ратующих за Россию»;

4) Государство - «государство, власть обеспечивают счастливую, свободную жизнь». Государство связано с равенством и законом.

5) силовое измерение, т.е. представление о демократии как о «сильном государстве, за которое не стыдно».

6) связь понятия демократии с человеком в противоположность государству. «Давить не надо простого человека; человек ради себя, а не ради государства». «На первом месте человек».

7) права человека, связанные со свободами. «Право выбирать», «право на собственное мнение», «возможность осуществлять права, определенные законом», «право участвовать в общественной жизни».

8) равенство, мир (данные ассоциации с демократией встречаются реже, чем перечисленные): «Равенство в правах»; «равенство и обеспеченная жизнь»; «миролюбивое отношение друг к другу»; «мирное сосуществование».

...





Читайте также:
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.