В отличие от групп, больших и малых, всегда так или иначе организованных и структурированных (в том числе, политически), массы - это принципиально неорганизованные и неструктурированные субъекты политики. Действительно, в любой малой группе есть лидер и ведомые. В большой социальной группе есть партия, политическое движение или, по крайней мере, профессиональный или корпоративный союз. В большой национально-этнической группе также есть организующие ее, лидирующие компоненты, ведущие за собой остальных членов группы. Масса же представляет собой нечто принципиально иное.
Аналогичную функцию выполняют психологические "перегородки", возникающие в сознании людей в связи с их принадлежностью к тем или иным большим социальным группам. Образно говоря, в организованном, структурированном обществе и в головах образующих его людей существуют такие "кассовые ящички" с соответствующими "перегородками". Каждый знает свою "ячейку" и редко может перелезть через "перегородку". Однако стоит случиться какому-то крупному социально-политическому потрясению, как все эти "перегородки" рушатся. Тогда люди образуют сплошную неструктурированную массу, а их психика и социально-политическое поведение приобретают дезорганизованный, массовый характер.
Стержневым элементом массовой психологии является массовое сознание. Вместе с массовыми настроениями, рассматриваемыми в следующей главе, и другими сугубо иррациональными формами стихийного поведения, оно определяет то, что в целом определяется как массовая психология.
Массы делятся на:
1) большие и малые;
2) устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);
|
3) сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве;
4) контактные и неконтактные (дисперсные);
5) спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые;
6) социально однородные и неоднородные.
Первые концепции и работы, исследующие психологию масс, относятся ко 2 –й половине XIX в., когда в мировом политическом процессе помимо представителей политической элиты заметную роль стали играть массы. На рубеже XIX-ХХ в.в.появляется новое понятие homo novus - человек массы - наполненный своим весьма специфическим содержанием, включающим и количественные, и качественные характеристики. "Масса" - это и значительное скопление людей, толпа, и "средний", "унифицнрованный" человек, "человек-такой-как-все". "Массовой" принято называть такую социально-политическую структуру, где индивид нивелируется, превращается в безликий винтик социального механизма, подогнанный под его потребности.
Появление на политической арене массы как нового субъекта было связано с индустриализацией, урбанизацией, сопровождаемыми серьезными социальными и политическими потрясениями.
Назовите отличительные признаки индивида в массе.
ЧЕРТЫТОЛПЫ:
* Податливость внушениям и легковерие толпы.
* ИМПУЛЬСИВНОСТЬ, ИЗМЕНЧИВОСТЬ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ТОЛПЫ
* ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ И ОДНОСТОРОННОСТЬ ЧУВСТВ ТОЛПЫ
* НЕТЕРПИМОСТЬ, АВТОРИТЕТНОСТЬ И КОНСЕРВАТИЗМ ТОЛПЫ
Специальные черты толпы:
* Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.
|
* Вторая причина -- заразительность или зараза -- также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление.
* Третья причина, и притом самая главная, обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, -- это восприимчивость к внушению; зараза, о которой мы только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости.
В числе специальных свойств, характеризующих толпу, мы встречаем, например, такие: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность и т.п., которые наблюдаются у существ, принадлежащих к низшим формам эволюции, как то: у женщин, дикарей и детей.