Эстетические условия труда




Эстетические требования к дизайну рабочего места и цветовому решению интерьеров производственных помещений

 

Эргономика органически связана с художественным конструированием (дизайном),целью которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Она достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К качествам предметов в контексте эргодизайна относятся не только формальные и художественные свойства их внешнего вида, но главным образом структурные связи, придающие изделиям, помещениям, технологическим линиям функциональное и композиционное завершение. Именно функциональный аспект позволяет рассматривать эргономику как естественно-научную основу дизайна. В практическом плане учет человеческого фактора — неотъемлемая часть процесса художественного конструирования.

В масштабе эргодизайнакак научной дисциплины различаются и развиваются такие направления, как проектная деятельность, художественное конструирование, художественное моделирование,имеющие свои специфические задачи и свой предмет.

Художественное конструирование выделяет доминирующие функции вещи. Если инструментальная функция вещи в художественном моделировании отражает направление воздействия человека на среду (инструментальную функцию имеют не только инструменты, орудия, машины, но и одежда — и не только профессиональная, например смокинг, фрак), то адаптивная функция — качество этой среды с точки зрения человека (например, спортивный стиль одежды как «среда, пригнанная к человеку»).

Результативная функция связана с определением системы целевых установок, характеризующих ситуацию функционирования объектов, машин и предметов; условия совместимости установок; условия достижения целей; моделирование ситуаций социального функционирования объектов. Пример: разные типы автомобилей — деловые, семейные, спортивные.

Интегративная функция выражается в оптимальном объединении разных целей и контекстов деятельности. Пример — облегченный современный дачный инвентарь.

Субъективным критерием хорошего эргодизайна является ощущение человеком функционального комфорта в условиях как профессиональной деятельности, так и досуга.

 

 

Эстетические условия труда

 

Внутренняя и внешняя территория предприятия должна соответствовать требованиям эстетики: устройство удобных подходов и подъездов к предприятию, проходных, безопасных для движения пешеходов асфальтированных дорожек по всей территории, озеленение территории, включая устройство газонов, клумб; сооружение фонтанов, бассейнов, скульптурных украшений и др. Производственная эстетика определяет требования по внесению художественного начала в среду, в условиях которой осуществляется трудовая деятельность людей. Она призвана вызывать положительные эмоции и способствовать повышению работоспособности человека. Чистота на рабочем месте, правильно подобранная цветовая окраска помещений, инвентаря, оборудования, форма и покрой рабочей одежды, специально подобранная музыка – все это создает хорошее настроение, повышает жизненный тонус и работоспособность. Круг вопросов, разрабатываемых производственной эстетикой, очень широк. Это рациональное цветовое оформление промышленных помещений и оборудования, разумная организация рабочего места, художественное конструирование станков, машин, инструментов, внедрение функциональной музыки, художественная разработка моделей рабочей одежды, оборудование стендов наглядной агитации, озеленение территории цехов и предприятий.

Интерьер производственных помещений, или внутреннее их оформление, охватывает все те помещения, где работники проводят время в труде или в период отдыха: цеха, лаборатории, отделы, вспомогательные службы производственного и бытового назначения, склады, комнаты отдыха. При организации интерьера прежде всего необходимо исходить из безопасности труда, удобства рабочей позы (включая и особенности зрительного восприятия). Необходимо учитывать и психологические потребности человека во время работы.

Функции цвета в производственной обстановке многообразны. Условно их можно разделить на 2 группы: цвет как средство информации и как фактор психофизиологического комфорта. В качестве средства информации цвет используется для ориентации работников в производственной среде и рабочем оборудовании. Ориентация в производственной среде предполагает применение цвета для обозначения и маркировки коммуникаций и обеспечения безопасности работающих. Государственным стандартом установлены следующие значения цветов: красный – запрещение, непосредственная опасность, средства пожаротушения; желтый – предупреждение, возможная опасность; зеленый – предписание, обеспечивающее безопасность; синий – указание, информация.

Глаз человека различает в солнечном спектре более 120 градаций по цветовому тону, более 10 – по насыщенности каждого тона и более 25 ступеней по яркости, что в сумме дает свыше 25 тысяч различных цветов и оттенков. Глаз очень остро реагирует на цвета, причем меньше утомляется, если окружающая обстановка достаточно разнообразна и глаз охватывает гамму цветов. Однообразие и, наоборот, резкие контрасты цвета по насыщенности воздействуют на психику человека отрицательно. На выбор цветового оформления влияют многие факторы.
Психофизиологическое восприятие людьми цветовой гаммы чрезвычайно разнообразно: оно зависит от возраста, пола, настроения.

Ученые уже давно пытались выявить, какие эмоции вызывают определенные цвета и их сочетания и какое действие оказывают они на человека.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!