Трудоемкость и затраты, связанные с регистрацией предприятия.




Содержание.

 

Введение.

1. Государственная регистрация предприятий.

2. Трудоемкость и затраты, связанные с регистрацией предприятия.

3. Практика регистрации фирмы в городе Москва.

4. Проблемы совершенствования регистрации предприятий.

Заключение.

 

 

Введение.

Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России актив­ную предпринимательскую деятельность. Вместо доминировавших ранее во всех отраслях экономики предприятий (организаций), базирующихся на государственной собст­венности, возникли и функционируют более 2,9 млн. предприятий (организаций), базирующихся на частной, смешанной, коллективной формах собственности.

Вместе с тем стоит отметить тот факт, что экономическая среда современной России все еще не насыщена малым и средним бизнесом в силу отсутствия условий для его развития. Это ярко демонстрирует сопоставление соотношения числа малых и средних предприятий в странах ЕС и в России: на 1000 жителей в странах с развитой рыночной экономикой приходится в 10-14 раз больше субъектов предпринимательства, чем в Российской Федерации.

За словами “предпринимательство” и “предприниматель” стоит предприятие — сложный организм, представляющий со­бой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность пред­приятия как субъекта рыночных отношений протекает в усло­виях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благо­приятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей си­лой социального и экономического прогресса. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, ес­ли оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельно­сти предполагает, что целью функционирования и главным ре­зультатом деятельности предприятия в рыночных условиях яв­ляется прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности.

Среди причин, сдерживающих развитие предпринимательства, заметное влияние имеют бюрократические трудности, связанные как с созданием предприятия, так и с его ликвидацией. Ощутимые затраты времени и средств при регистрации особенно значимы, если речь идет о малом предприятии, доход от которого не является регулярным. Эти затраты побуждают предпринимателя уходить “в тень” и, следовательно, в дальнейшем уклоняться от уплаты налогов, вступать в соответствующие “неформальные” отношения с арендодателями, поставщиками и покупателями, иметь дело с организованной преступностью и т.д.

Одним из ключевых факторов улучшения состояния предпринимательской среды является выявление в регионах успешной существующей практики регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства и повсеместное распространение ее в других регионах России, а также на федеральном уровне.

Есть ряд регионов с известными достижениями в области регистрации и ликвидации предприятий. Так, в Москве была сделана попытка реализовать “модель единого окна”. Суть идеи – для вновь регистрируемого предприятия все “регистрационные контакты” должны осуществляться через один-единственный орган. В упрощенном виде это выглядит так: регистрирующийся субъект предпринимательства сдает все необходимые документы в “одно окно”, и из этого же “окна” получает свидетельство о регистрации. Уже в свою очередь этот орган осуществляет все иные необходимые контакты внутри регистрационной системы (то есть ставит субъект предпринимательства на учет в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды, орган статистики, получает от них все справки и подтверждения и т.д.). Однако, в Москве данная практика столкнулась с рядом проблем. В частности, не была решена проблема, какой орган выступит в качестве “единого окна”. Была выдвинута идея назначить этим органом или регистрационную палату, или территориальное агентство по развитию предпринимательства (ТАРП). В связи с этим встала проблема подчиненности данных органов и их юридического статуса. Регистрационная палата, которая находится в ведении Московского Правительства, не вызывает возражений внебюджетных фондов, но категорически неприемлема для налоговой инспекции, имеющей федеральное подчинение и свою пирамиду инструкций и ведомственных актов. Против главенства в области регистрации налоговой инспекции выступают внебюджетные государственные фонды (особенно, пенсионный).

Работа в рыночной экономике выдвигает перед предприни­мателями и менеджерами требование высокой компетентности при осуществлении бизнеса. И каждый менеджер и предприниматель, помимо владения профессиональными знаниями и инструментами работы, должен знать (или хотя бы представлять в общих чертах) как надо создать свое дело, зарегистрировать предприятие. Именно этой проблеме и посвящена тема этой работы. В ней я хотел бы отразить, прежде всего, порядок и этапы регистрации предприятий, а также оценить трудоемкость и затраты на регистрацию и показать, как проходит регистрация на практике.

 

1. Государственная регистрация предприятий

 

Итак, давайте начнем разбираться в том, что такое регистрация предприятия. Итак, в соответствии с законодательством вновь созданные или реорга­низованные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается со­зданным и приобретает статус юридического лица. В соответствии со ст. 51 ГК РФ нарушение установленного законом порядка образова­ния юридического лица или несоответствие его учредительных доку­ментов закону влечет отказ в государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Как отказ в государственной регистрации, так и уклонение от такой регистрации учредители юридического лица могут обжаловать в суд. Правоспособность предприятия возникает в момент его создания, т. е. С момента его государственной регистрации, и пре­кращается в момент его ликвидации.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной ре­гистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, кото­рые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммер­ческими организациями, то индивидуальный предприниматель при­нимает де-факто статус предприятия. Этот вывод подтверждает содержание ст. 25 ГК РФ о несостоятельности (банкротстве) индиви­дуального предпринимателя.

В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация предприятий осуществляется при представлении следующих документов:

1) заявления о регистрации предприятия, составленного в произ­вольной форме и подписанного учредителем (учредителями) предпри­ятия;

2) учредительного договора или решения (если предприятие создается одним учредителем) о создании предприятия;

3) устава предприятия (кроме хозяйственных товариществ), утверж­денного учредителями. В уставе государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, име­ющих право на ведение предпринимательской деятельности, обяза­тельно должен быть указан вид деятельности, осуществляемой этими предприятиями;

4) документов, подтверждающих оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприя­тия или в учредительном договоре;

5) свидетельства об уплате государственной пошлины;

6) документа, подтверждающего согласие соответствующего анти­монопольного органа на создание предприятия, если размер уставного капитала превышает величину, установленную антимонопольным законодательствомРФ;

7) документа о согласовании с соответствующим комитетом по уп­равлению имуществом или уполномоченным органом величины, спо­соба оплаты вклада унитарного предприятия, являющегося учре­дителем (кроме внесения вкладов в денежной форме за счет прибыли предприятий-учредителей) предприятия.

Государственная регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в кви­танции об отсылке учредительных документов, указанных выше.

При государственной регистрации предприятия не допускается тре­бование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах.

Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию оче­редного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регист­рационного органа, номером и датой на первой странице (титульном месте) устава предприятия, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

Отказ в государственной регистрации предприятия можетбыть сделан при несоответствии представленных документов закону.

Уведомление об отказе в государственной регистрации в 3-днев­ный срок со дня представления документов на регистрацию направ­ляется заявителю (заявителям) по указанному им адресу в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за регистра­цию, с обязательным указанием всех документов или сведений, не представленных на регистрацию.

Если установлены недостоверность сведений, содержащихся в пред­ставленных документах, нарушение порядка создания предприятия, а также несоответствие учредительных документов законодательствуРФ, регистрирующий орган обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить предприятие о необходимости внесения соответствующих дополнений и (или) изменений в учредительный документ. Предприятие в течение 7 календарных дней с даты получения им указанного уведомления обязано внести соответствующие дополнения и (или) изменения в учредительные документы и представить их в орган, осуществляющий регистрацию. Если в установленные сроки предпри­ятие этого не сделает, то орган, осуществляющий регистрацию пред­приятия, обязан обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными (полностью или частично) документов предприятия.

Любое заинтересованное лицо вправе в течение 6 календарных месяцев с даты регистрации предприятия обратиться в суд (арбитраж­ный суд) о признании недействительными регистрации предприятия и (или) его учредительных документов (полностью или частично).

Решение суда или арбитражного суда является основанием для аннулирования государственной регистрации предприятия (предпри­нимателя). Аннулирование производится в течение 7 календарных дней с даты получения регистрационным органом судебного решения. Ре­гистрационный орган обязан в 3-дневный срок с даты аннулирования государственной регистрации на основании судебного решения напра­вить предприятию (предпринимателю) письменное уведомление об этом факте.

Регистрационный орган в недельный срок обязан сообщить нало­говой инспекции о регистрации предприятия для включения его в Единый государственный реестр и об аннулировании государственной регистрации предприятия — для исключения его из Единого государ­ственного реестра. Сведения о включении предприятия в Единый го­сударственный реестр и исключении из Единого государственного реестра подлежат публикации в установленном порядке.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде (арбитражном суде).

При соответствии всех представленных на регистрацию предприятия документов установленным требованиям заявители получают свиде­тельство о регистрации.

В течение 10 дней после дня государственной регистрации пред­приятие (организация)-налогоплателыцик должно встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, представив следующие документы:

заявление по установленной налоговой службой форме;

карту постановки на учет налогоплательщика в трех экземплярах;

копии заверенных в установленном порядке учредительных доку­ментов (в зависимости от организационно-правовой формы);

копию свидетельства о государственной регистрации;

копии других документов в соответствии с действующим законода­тельством.

При постановке на учет в налоговой инспекции предприятию (орга­низации) присваивается идентификационный номер налогоплательщика(ИНН), являющийся единым учетным номером в налоговых органах по всей территории страны. ИНН налогоплательщика представляет собой десятизначный цифровой код, в котором установлен код (номер) госналогинспекции, осуществившей постановку на учет налогоплатель­щика; собственно порядковый номер налогоплательщика-организации и контрольное число, рассчитанное по утвержденному Министерством но налогам и сборам РФ алгоритму. ИНН проставляется во всех формах заявлений, деклараций, справок, письмах, а также в иных документах в соответствии с утвержденными в установленном порядке норматив­ными актами.

Если все предъявленные в государственную налоговую инспекцию документы соответствуют установленным требованиям, последняя не позднее 5 рабочих дней со дня подачи налогоплательщиком-организа­цией полного пакета документов обязана поставить ее на учет. Сведе­ния о налогоплательщике и присвоенном ему ИНН включаются в еди­ную автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АНС “Налог”), а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий,— также в Государственный реестр предприятий и организаций.

После постановки на налоговый учет предприятию (организации) выдается первый экземпляр карты постановки на учет-налогоплатель­щика за подписью начальника или заместителя начальника налоговой инспекции, скрепленной гербовой печатью госналогинспекции, и информационное письмо с указанием ИНН по установленной форме.

Для открытия в банке или иной кредитной организации расчетного (текущего) или иных счетов налогоплательщику выдается справка о постановке на учет в налоговом органе юридического лица. За несвое­временную постановку на налоговый учет первой частью Налогового кодекса установлена ответственность в форме штрафа.

После открытия счетов предприятие обязано в пятидневный срок собщить об этом налоговой инспекции по месту постановки на налоговый учет. Юридическое лицо также обязано встать на учет в территориальном органе Пенсионного фонда и других государственных внебюджетных социальных фондов.

Трудоемкость и затраты, связанные с регистрацией предприятия.

Процесс создания собственного дела довольно-таки трудоемкий и сопряжен, зачастую, с массой трудностей для предпринимателя: надо собрать множество документов, правильно их оформить, отстоять в очередях, потратить огромное количество собственного времени и нервов. Процедура регистрации предприятия неудобна и это порождает множество проблем, таких, например, как “уход в тень”, коррупция чиновников и.т.п. Для определения трудоемкости регистрации предприятия в регионах России был проведен опрос руководителей малых предприятий с целью получить количественные оценки затрат времени и денег на всех этапах процедуры регистрации предприятия. В опросе приняли участие 733 предприятия.

В результате были получены детальные данные о денежных затратах и трудоемкости прохождения каждого из этапов процедуры регистрации, а также каждой из процедур в целом. Оценки получены в различных вариантах, как для случая, когда регистрация была целиком выполнена “под ключ” сторонними юридическими или физическими лицами, так и для случая, когда сотрудники или учредители предприятия лично участвовали на всех или некоторых этапах. В качестве примера на табл. 1 приведены данные по регистрации наиболее распространенной формы предприятий – общества с ограниченной ответственностью. Эти данные относятся к 512 предприятиям из выборки.


  Москва Московская область Санкт-Петербург Ленинградская обл. Воронежская обл. Самара Нижегородская обл. Новгородская обл. Томская обл. Новосибирская обл. Всего (средняя)
Нотариальная контора 2.8 2.9 2.1 1.2 3.1 1.8 0.9 1.0 0.9 0.9 1.8
Регистрационная палата 5.8 3.8 2.3 1.3 2.6 1.9 1.2 3.9 2.7 1.1 3.0
Банк 1.6 2.7 1.7 1.2 1.5 1.1 1.0 1.3 1.8 0.7 1.5
Налоговая инспекция 2.5 3.1 1.9 1.8 1.5 0.9 1.3 3.0 2.3 0.8 2.1
Органы государственной статистики 1.5 2.6 1.4 1.1 1.0 1.0 1.1 1.3 0.9 0.5 1.3
Пенсионный фонд 1.4 2.5 1.2. 1.3 1.0 0.7 1.0 1.0 0.9 0.5 1.2
Фонд обяз. Мед. Страхования 1.2 2.5 1.4 1.1 1.0 0.7 1.0 1.1 0.8 0.5 1.1
Фонд занятости 1.1 2.5 1.3 1.1 1.0 0.9 1.0 0.9 0.8 0.5 1.2
Фонд соц. Страхования 1.2 1.4 1.3 1.5 1.0 0.7 1.1 1.0 0.8 0.5 1.0
Другие организации 7.0 - - 6.0 9.3 1.2 1.0 1.8 7.0 0.5 3.2
Всего рабочих дней                      
Полные денежные затраты при личном участии учредителей или их сотрудников (долл.)                      
Стоимость регистрации полностью “под ключ” (долл.)                      

Таблица 1. Трудоемкость и денежные затраты при регистрации ООО.

 

На основе этих данных можно получить интегральные оценки сложности процедуры регистрации предприятий. Интегральную денежную оценку сложности процедуры регистрации можно получить, рассчитав (на основе примерной средней заработной платы в регионе) стоимость затраченного рабочего времени и сложив полученную величину с суммой денег, затраченной на регистрацию. Интегральную оценку сложности (трудоемкости) процедуры регистрации (в рабочих днях) можно получить, проделав обратную операцию – пересчитав в рабочие дни (на основе региональной средней зарплаты) имевшие место денежные затраты или цены на данную услугу и сложив полученную величину с количеством потраченных рабочих дней.


В табл. 2 приведены интегральные цены на регистрацию ООО “под ключ”.

Таблица 2. Интегральные цены на регистрацию ООО “под ключ”.


Сравнение этих величин показывает, что они достаточно близки (как и можно было предположить из общих экономических рассуждений).

Таблица 3. Интегральные оценки регистрации ООО в рабочих днях.

Отсюда следует практически важный вывод, что сложность процедуры регистрации в том или ином регионе можно с достаточной точностью оценить рыночной стоимостью услуги по регистрации предприятия. Интегральные оценки в рабочих днях приведены в табл. 3. Итак, какие же напрашиваются выводы? Во-первых, сразу же в глаза бросается различие в трудоемкости и стоимости регистрации по регионам России. Так, например, стоимость регистрации “под ключ” в Самаре составляет 45 долларов (см. табл. 2), а в Москве 490 долларов, что почти в 11(!) раз больше. То же касается и временных затрат на регистрацию. В Москве для того, чтобы зарегистрировать свое предприятие вам, в среднем, понадобится 26 дней, а если вы проживаете в Новосибирской области, то потратите всего 7 дней (см. табл 1). Замечу, что каких-то принципиальных отличий между регионами нет. Как представляется, разница в трудоекости и продолжительности связана с наличием (или отсутствием) в том или ином регионе или ведомстве общей политики, направленной на создание лучших условий для предпринимателей. Сюда относится множество факторов: помещение, компьютерное обеспечение, информация и другие, но в первую очередь - подбор квалифицированных кадров и организация их работы. Это показывает возможности, которые имеются для совершенствования процедур в рамках существующего законодательства и системы управления.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: