Необычный контекст ИСККОН




Религиозный ингредиент только усиливает полемический вкус образования (ix). Согласно британскому исследованию Гриммитта, религиозные лидеры часто напоминают политиков (а не учителей или ученых), уделяя недостаточно внимания теории. Напротив, они склонны считать себя профессионалами в сфере образования, поскольку они (а) посещали школу, (б) знают писание, (в) желают спасения душ. В ИСККОН существуют параллельные тенденции; например, неспециалисты могут неоднократно подчеркивать элементарные (хотя и неоспоримые) истины, например, что целью образования является развитие сознания Кришны. Проблема здесь в том, что преподаватели, кроме неофитов, уже это знают. Более уместной темой могла бы быть точная роль образования в достижении других разумных целей, поддерживающих сознание Кришны; например, целей и результатов, связанных с личностными “добродетелями”, такими как материальное процветание и нравственность, при сосредоточенности социальных императивов на лидерстве и “преемственности”. Эти проблемы достаточно сложны.

Ясно одно, - что с недавних пор приветствуемое распространение образования взрослых в ИСККОН требует достаточных средств и ресурсов для поддержания стандартов. Подобно тому, как светское образование деградирует в сторону подхода, основанного на контенте, методы преданных могут аналогичным образом соскальзывать к простому заучиванию, которое, хотя и важно само по себе, является лишь предварительным шагом к более высокой цели “осознания” (x). Более позитивно то, что теология ИСККОН предоставляет вполне определённые взгляды и ценности, отвечающие повестке дня современных светских дебатов; например, относительно недавней озабоченности по поводу эрозии академической чистоты из-за “рыночных” стратегий, особенно на системном уровне. Несмотря на это, ИСККОН сам по себе был склонен к финансовой целесообразности, при очевидном недостатке инвестиций в образование. Частично это может быть вызвано популистским (даже торжествующим) осуждением “обучения на бойнях”, которое способствовало скептицизму или, по крайней мере, амбивалентности ко всему систематическому образованию. Альтернативный ответ, предложенный здесь, заключается в том, чтобы выработать общую, однозначную решимость предоставить лучший пример, как практически, так и теоретически. В противном случае может последовать закономерный вопрос: ‘'Какой прок от теологии ИСККОН?”

Какие у нас есть варианты?

Одним из способов оценки предполагаемой потребности в надежной теории является рассмотрение альтернатив, принятых, часто непроизвольно, в некоторых проектах ИСККОН. На образовательной конференции 2012 года Колледжа Бхактиведанты, Бельгия, делегаты рассмотрели шесть основных альтернатив (xi), перечисленных ниже.

1. Игнорировать проблемы (отдавая предпочтение более ''трансцендентальным'' или ''спонтанным'' методам).

2. В случайном порядке опираться на стихи и истории из шастр (часто, чтоб подтвердить своё собственное мнение).

3. Строго придерживаться ''традиционных'' ведических/вайшнавских (иногда индийских) практик.

4. Прагматически подстраиваться под местный климат образования (часто либеральный и гедонистический).

5. Принимать ''альтернативные'' подходы (Штейнер, Монтессори), часто с недостаточной критикой.

6. Определять наше образование через '' то, чем оно не является'' (что может оставить его странно беспредметным).

Ничто из этого не кажется вполне адекватным. Но мы и не отрицаем, что серьезное размышление над этим уже началось. Однако, признавая уникальный исторический контекст Общества, его разнообразные цели и контексты, просим большего совместного внимания к определению универсальных, способных к переносу и адаптации принципов, что обычно вытекает из крайне необходимого взаимодействия с теорией. Кроме того, напряженность между конфликтующими взглядами, ценностями и эпистемологией может потребовать постоянного дискурса и переговоров, а не тщетных попыток преждевременного закрытия вопроса и поиска аккуратных, окончательных решений. Короче говоря, для продолжения диалога нам нужен ''язык''.

 

 

Выводы

В этой краткой статье ограниченность объема не позволила подробно рассмотреть философские вопросы, связанные с природой знания, целями образования и средствами их реализации, а также различными представлениями о “я”, “мире” и “Высшем”. Чтобы аутентично войти в этот дискурс, мыслители ИСККОН должны сформулировать ответы на подобные извечные вопросы. Как бы то ни было, эта стратегия может быть дополнена вспомогательным методом как способом провести мост между теорией и практикой – что намного сложнее в сфере образования по сравнению, например, с юриспруденцией или медициной. Это должно начаться с определения практических потребностей и проблемных мест, и последующего исследования шастр для выработки соответствующего виденья. Такие дилеммы появляются, например, при создании школ. Преданные, создающие их, должны выбирать между частными и субсидируемыми государством вариантами, а также между соответствующими рисками - с одной стороны, длительной финансовой стесненностью, с другой – компромиссами в принципах. Понятно, что без хорошо структурированной теоретической основы, полагаясь вместо этого на то, что Питерс (Bailey 2010, 23) назвал “недифференцированным месивом”, образовательный дискурс ИСККОН будет затруднен причудами, раздорами и обскурантизмом. С другой стороны, строгая, хорошо сформулированная образовательная теория может осветить путь к материальному и духовному благополучию наших будущих поколений. Исходя из этих соображений и нашего предыдущего обсуждения, мы приводим восемь предварительных предложений.

1. Образовательная теория должна соответствовать учению Шрилы Прабхупады.

2. Она должна содействовать подлинному диалогу с соответствующими академическими дисциплинами.

3. Она должна быть адресована всем: (а) сферам образования и (б) заинтересованным лицам.

4. Она должна идентифицировать ''основные принципы и ценности'', приложимые в различных контекстах.

5. Теория должна информационно служить практике, через свод установок, методологию и обучение.

6. Мы можем начать ''сзади наперед'', рассматривая сначала текущие проблемы, как теоретические, так и практические.

7. Образовательная теория и практика Общества должны быть образцовыми.

8. Нам необходимо начать диалог, особенно через печать.

Это эссе - пылкая, хотя и несовершенная попытка вдохнуть новую жизнь в обсуждение этой жизненно важной проблемы. В интересах читателя, я привожу список некоторых ключевых публикаций.

Избранная бибилиография:

Blake, N., Smeyers, P., Smith, R. & Standish, P. (eds.), The Blackwell Guide to the Philosophy of Education. Oxford: Blackwell.

Best, E. (1992). Vaikuntha Children. Charlotte, NC: Padma Publishing.

Carr, D. (2003). Making Sense of Education: An Introduction to the Philosophy and Theory of Education and Teaching. London: Routledge.

Curren, R. (ed.). (2007). Philosophy of Education: An Anthology. Oxford: Blackwell Publishing.

Das, Rasamandala. (1997). Towards Principles and Values; an Analysis of Educational Provision. The ISKCON Communications Journal 5(5), 15-35.

Das, Bhurijan. (1995). The Art of Teaching. Vrindavana: Vaishnava Institute of Higher Education.

Devi Dasi, Aruddha (2012). Homeschooling Krishna's Children. Boise, ID: Second Avenue Books

Bailey, R. (ed.) (2010). Philosophy of Education: An Introduction. London: Continuum.

Hargreaves, D. (1996). Teaching as a Research-based Profession, London: TTA.

Grimmitt, M. (ed.) (2000) Pedagogies of Religious Education: Case Studies in the Research and Development of Good Pedagogic Practice in RE, Great Wakering: McCrimmons.

Gingell, J. & Winch, C. (2008). Philosophy of Education: The Key Concepts. Abingdon: Routledge.

Noddings, N. (2016). Philosophy of Education (fourth edition). Boulder, CO: Westview.

Palmer, J.A. (2001a). Fifty Major Thinkers in Education. Milton Park: Routledge.

Palmer, J.A. (2001b). Fifty Modern Thinkers in Education. Milton Park: Routledge.

Swami, Bhakti Raghava. (2008). Varnashrama Education: In Support of Traditional Education. Secunderbad, India: Varnashrama Book Trust

Swami,Yadunandana (2009). A History of Education in ISKCON. ISKCON Studies Journal,1.

Dasi Urmila (2012). Philosophy of Edcation: A Brief Overview. (Paper presented at education conference, at Bhaktivednata College, Septon-Durbuy, Beligium.)

Примечания:

i Полная цитата звучит так: ''Итак, движение сознания Кришны охватывает все стороны жизни. Это не как стереотипное ''церквианство'', - ходить раз в неделю в церковь, возвращаться и делать все, что угодно…Нет. Оно включает все стороны нашей жизни.'' (Шрила Прабхупада, лекция по Ш.Б. 2.3.19, данная в Лос Анджелесе 15.06.1972 г.)

Шрила Прабхупада также пишет: ''Человеческий интеллект развит для прогресса в изучении искусства, науки, философии, физики, химии, психологии, экономики, политики и т.д. С помощью культуры этого знания человечество может достигнуть совершенства жизни. Совершенство жизни имеет своей кульминацией осознание Высшего Существа, Вишну”. (ШБ. 1.5.22 комм.)

ii Ключевым различием может быть настоятельная необходимость сохранения религиозной целостности учения при одновременном признании критической мысли, и, более широко, способности ''ведической традиции'' избегать ''явного разделения между философией и религией'', типичного для западной мысли, ''по крайней мере, со времён Канта''. (Гамильтон 2001,1-2)

iii Например, проект ''Ванипедия'' сослужил в этом отношении хорошую службу.

iv В США наиболее известные из них – прагматисты Джон Дьюи (1859-1952) и Израэль Шеффлер (1923-2014). В Британии - Ричард Питерс(1919-2011) основывал свои теории на аналитической философии и трудах философа-моралиста Лоуренса Колберга. Он известен своим сотрудничеством с Полом Херстом (1927-2003).

v Ключевые фигуры включают Платона, Аристотеля, Канта, Локка и Руссо (часто называемого первым сторонником ''прогрессивного образования'' в противовес ''традиционному образованию''. Полезные обзоры наиболее выдающихся мыслителей в сфере образования можно найти у Палмера(2001а и 2001б).

vi Это движение подверглось сильной критике за лишение профессии учителя автономии и профессиональной свободы.

vii Хотя предыдущая цель, т.е. зарабатывание средств к существованию, не является неприемлемой с точки зрения вайшнавизма.

viii Или то, что Карр (2003,5) описывает как ''цветистую риторику, которая часто находит путь в речи политически партий''.

ix Есть две главные арены: первая – образование, пытающееся понять роль религии в учебном плане; вторая – религиозные организации, пытающиеся выяснить, какие преимущества даёт (и дает ли) систематическое образование.

x См. «Шримад Бхагаватам» 1.4.13 комментарий, который Шрила Прабхупада заканчивает утверждением: ''Осознавать смысл гораздо важнее, чем повторять, подобно попугаю.''

xi Ради ясности, этот список был немного отредактирован со времени конференции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: