Относящиеся к статусу и полномочиям главных государственных органов управления.




Недостатки Конституции РФ и предложения по ее изменению

Действующая в настоящее время Конституция России была принята 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете.

Конституция не лишена ряда существенных недостатков, требующих исправления.

- по Конституции в России установлена так называемая французская, «смешанная» (президентско-парламентская) модель организации власти, которую считают не очень удачной, так как слабыми полномочиями обладает представительная власть, которая в демократическом обществе является главным противовесом авторитаризма и тоталитаризма;

- неурегулированность отношений между центром и регионами;

- чрезмерно сложная процедура принятия поправок;

- слишком широк перечень причин, по которым прав и свободы могут быть отменены «в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

- у властей остается возможность наступления на права граждан, так как среди прав, которые могут быть «отменены в случае введения чрезвычайного положения», оказались такие, как равенство всех перед законом, право на свободу и личную неприкосновенность, свобода мысли и слова, свобода массовой информации, гарантии государственной защиты прав и свобод;

- самые значительные, практически неконтролируемые полномочия сосредоточены в руках президента, так как ему придаются не только права исполнительной, но и элементы полномочий других ветвей власти.

Таким образом, все имеющиеся проблемы можно сгруппировать следующим образом:

1. Вопросы, касающиеся правового статуса личности (особенно проблемы декларативности норм).

2. Относящиеся к статусу и полномочиям главных государственных органов управления.

3. Затрагивающие вопросы федерализма.

Рассмотрим данные недостатки более подробно и постараемся найти пути их законодательного исправления.

Вопросы, касающиеся правового статуса личности.

Вопрос о правах человека и гражданина – это составная час­ть вопроса фактического положения личности, ее правового статуса.

Правовой статус человека и гражданина обусловлен его правами и свободами, данными, прежде всего, Конституцией.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ она имеет прямое действие.

Так, ст.31 Конституции говорит о том, что граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. То есть, здесь заложена идея, что они делают это по собственному усмотрению, лишь ставя власти в известность о своих намерениях.

На самом же деле повсеместно действует вместо уведомительного фактически разрешительный порядок, однако в его искривленной форме: если орган исполнительной власти субъекта РФ или глава муниципального образования отказался принять уведомление инициаторов о желаемом мероприятии, проводить его нельзя. Налицо иное применение нормы Конституции, что требует корректировки: изменить или подобный порядок, или саму норму Конституции.

Относящиеся к статусу и полномочиям главных государственных органов управления.

Важнейшей проблемой конституционного регулирования являются положения о «ветвях» власти. Так, очевидно противоречие ст.10 и ст.11 Конституции: в первой говорится о трех традиционных ветвях власти (законодательной, исполнительной, судебной), а во второй упоминается президентская государственная власть.

В качестве мировой тенденции можно отметить усиление парламентского контроля (особенно со стороны нижней палаты) по вопросам управления при любой форме правления, неодинаковы лишь способы контроля. Государственная Дума, как и иные нижние палаты парламентов, имеет контроль в отношении правительства в России, однако, несомненно, требуется его расширение, что и должно быть отражено в российской Конституции.

 

3. Затрагивающие вопросы федерализма.

Необходимость внесения поправок в Конституцию Российской Федерации обусловливается и началом крупномасштабных реформ федеративных отношений в России.

В ходе реформы 2000 года институт полномочных представителей Президента РФ претерпел значительные изменения, причем особенно существенно были модифицированы критерии определения компетенции соответствующих полномочных представителей. Подведение юридического обоснования под эту трансформацию отсылает нас к ст.ст.80, 83 и 85 Конституции РФ, которые определяют, что Президент РФ принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Согласно п.«к» ст.83 Президент РФ назначает и освобождает своих полномочных представителей. Ч.1 ст.85 Конституции РФ устанавливает, что Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Как свидетельствует вышеизложенное, конституционные нормы о полномочных представителях являются лишь рамочными, поэтому очевидно, что для нормально (в конституционном, правовом смысле) функционирования данного института функции полномочного представителя должны получить более четкую правовую регламентацию на более высоком юридическом уровне – в специальном федеральном законе[1]. Кроме этого, актуальной сегодня является, и дискуссионная проблема совершенствования субъектного состава Российской Федерации. Все больше говорится о необходимости укрупнения субъектов Федерации, что вытекает из существующей асимметричности федеративных отношений.

Однако гораздо больше вопросов вызывают различия в правовом статусе субъектов Федерации. Как видится, без какого-либо ущерба для государственного устройства страны необходимо придать всем субъектам равный конституционно-правовой статус и значительно сократить количество их видов: до республик и исторически сложившейся формы – губерний. Другая точка зрения, поддерживаемая многими авторами, - разумное укрупнение регионов, создание, к примеру, таких субъектов, как Западная и Восточная Сибирь, Северо-Запад, Большая Волга и т.д.

 


[1] Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти//Журнал Российского права. 2001. № 1. – С.115.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: