МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
________________________________________________________________
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Москва — 2010
Общие требования безопасности
1.1. Настоящая Типовая инструкция устанавливает основные требования по организации безопасного проведения аварийно-спасательных работ (далее — АСР) при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП).
Типовая инструкция разработана в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, с разделом X (Охрана труда) Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Приказом МЧС России от 31.12.2002 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)», Примерным Положением о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП, утвержденном заместителями Министров МВД России, МЧС России и Минздрава России 17.04.2003 г. и иными нормативными актами по охране труда.
1.2. Ответственность за разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности при проведении АСР при ликвидации ДТП возлагается на руководителей подразделений, а также на лиц в установленном порядке назначенных ответственными за охрану труда.
1.3. На основании настоящей Типовой инструкции и с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в подразделениях должны быть разработаны инструкции по охране труда и безопасному ведению АСР с учетом специфики ДТП и местных условий. Эти инструкции не должны противоречить настоящей Типовой инструкции, и их требования должны быть не ниже установленных настоящей Типовой инструкцией.
1.4. Требования настоящей Типовой инструкции распространяются как на работы, выполняемые спасательными подразделениями МЧС России, так и на работы, выполняемые другими спасательными организациями, участвующими в ликвидации последствий ДТП.
1.5. К проведению АСР по ликвидации ДТП допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальную подготовку, обученные безопасным методам и приёмам работы с аварийно-спасательным инструментом (далее — АСИ), знающие конструктивные особенности транспортных средств различных типов, умеющие оказать первую доврачебную медицинскую помощь и имеющие квалификационное удостоверение и удостоверение по электробезопасности не ниже второй группы.
1.6. Вновь поступающие на работу спасатели, соответствующие требованиям, приведенным в п.1.5, должны пройти вводный инструктаж по охране труда и вводный инструктаж на рабочем месте.
1.7. Один раз в месяц для спасателей, допущенных к участию в ликвидации ДТП, должен проводиться повторный инструктаж. Непосредственно перед началом работы спасатель должен быть ознакомлен с особенностями обстановки, основными требованиями безопасности применительно к способам предстоящей работы с учетом конструктивных особенностей транспортных средств (далее — ТС), участвующих в данном ДТП.
1.8. Спасатель, участвующий в работе по ликвидации последствий ДТП, обязан строго соблюдать общие правила внутреннего трудового распорядка, режима труда и отдыха.
Рабочая смена спасателя должна составлять 3-5 часов, в зависимости от тяжести и интенсивности работы.
Период работы не должен превышать:
для легкой и средней тяжести работ — 30 минут для каждого часа работы;
для тяжелых 3-5 минут в течение 30 минут работы.
Время отдыха спасателя должно быть не менее 12 часов.
Масса экипировки спасателя не должна превышать 1/3 массы тела.
Не допускается работа спасателя на голодный желудок или обильный прием пищи непосредственно перед работой.
1.9. Спасатель может требовать дополнительного инструктажа в случае получения приказа на выполнение работ, если ему непонятны способы ее безопасного выполнения.
1.10. При участии в АСР при ликвидации последствий ДТП спасатель должен быть обеспечен инструментами, принадлежностями, средствами индивидуальной защиты и спецодеждой с учетом особенностей выполняемых работ, первичными средствами пожаротушения.
Экипировка спасателя, участвующего в ликвидации последствий ДТП, состоит из:
специальной одежды из негорючих материалов, включающей свето-возвращающие материалы;
обуви с антипрокольной подошвой, стойкой к воздействию агрессивных материалов и горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ), обеспечивающей надежную опору без скольжения;
шлема (каски) с пластиковым противоударным забралом (очками);
защитных кожаных перчаток;
стеклобоя;
ножа для разрезания ремней безопасности;
средств индивидуальной защиты.
1.11. Основные опасные и вредные факторы, воздействие которых возможно при выполнении АСР при ликвидации последствий ДТП:
получение физической травмы спасателями, иными участниками ликвидации ДТП, пострадавшими в результате:
воздействия различных грузов, перевозимых транспортными средствами, попавшими в ДТП;
обрушения конструкций, линий электропередачи в районе ДТП;
поражения током в результате обрыва линий электропередачи и вы-соковольтными элементами новых типов ТС (гибридные ТС);
прорыва сетей газо-, водо- и санитарно-технического обеспечения в районе ДТП;
получения химических ожогов при выбросе кислоты из аккумуляторов;
отравления аварийно химически опасными веществами в результате их выбросов (выливов), связанных непосредственно с ДТП;
неустойчивого положения ТС, попавших в ДТП;
быстрого возникновения пожара, связанного с выливом легковос-пламеняющихся жидкостей, взрывом;
нарушения правил эксплуатации АСИ и технологии выполнения работ;
перегрева или переохлаждения при нарушении режимов работы в жаркое или холодное время года;
возможность получения психологических травм спасателями, иными участниками ликвидации ДТП, пострадавшими:
в результате общей опасности проводимых работ;
при виде трупов, окровавленных и изуродованных тел;
при длительной работе в средствах индивидуальной защиты, в замкнутых пространствах кабин (салонов) ТС;
при работе в быстро меняющейся обстановке с резкими изменениями режима работы.
1.12. К основным видам АСР при ликвидации последствий ДТП относятся:
организация зоны оцепления места ДТП и ее обозначение;
предотвращение действия или локализация вторичных факторов поражения;
стабилизация ТС;
отключение аккумуляторной батареи;
обеспечение быстрого доступа к пострадавшим;
деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС;
оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
извлечение пострадавших из поврежденного ТС;
эвакуация пострадавших в лечебные учреждения.
1.13. При проведении АСР при ДТП необходимо подразделять этапы проведения АСР:
первичная разведка;
медицинские манипуляции;
технические манипуляции.
1.14. Первичная разведка
Подразумевает осмотр места происшествия, установление взаимодействия с прибывшими на место ДТП службами, первичную оценку степени и вида зажатия пострадавших, медицинскую сортировку и оценку состояния пострадавших, блокирование колес и стабилизация ТС, отключение аккумулятора, в темное время суток освещение места ДТП, подготовку АСИ к работе, определение технологии проведения АСР в зависимости от вида и степени зажатия, обеспечение доступа врача к пострадавшим, подготовку к работе средств пожаротушения.
Внимание!
После проведения первичной разведки дальнейшая разведка ведется вплоть до окончания проведения АСР!
1.15. Медицинские манипуляции
Подразумевают первую медицинскую помощь пострадавшим с необходимым комплексом терапевтических мероприятий, включающих в себя, при необходимости, обезболивание, периферическую или центральную катетеризацию, противошоковую терапию, реанимационные и иные меро-приятия.
Внимание!
Категорически запрещается проведение технических манипуляций до завершения медицинских манипуляций или получения разрешения врача до начала технических манипуляций!
1.16. Технические манипуляции
Подразумевают непосредственно работы по деблокированию и извлечению пострадавших из ТС в зависимости от вида и степени зажатия, с использованием АСИ.
Внимание!
При работах на ДТП категорически запрещается использование бензорезов и угловых электрических машинок!
При разрушении стекол автомобиля необходимо предусмотреть защиту пострадавших от осколков!
Не проводить удаление и отгибание частей автомобиля вручную!
1.17. При проведении АСР спасатель обязан строго соблюдать правила пожарной безопасности и пожаротушения. Запрещается курить, разжигать костры, пользоваться открытым огнём в неустановленных местах.
1.18. Ответственность за соблюдением правил техники безопасности при проведении АСР при ликвидации последствий ДТП возлагается на старшего смены.
1.19. Лица, нарушившие инструкции по охране труда, несут дисциплинарную ответственность с учетом правил внутреннего распорядка организаций, привлекаемых их для ликвидации ДТП, и законодательства РФ.