МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

________________________________________________________________

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

 

Москва — 2010



Общие требования безопасности

1.1. Настоящая Типовая инструкция устанавливает основные требования по организации безопасного проведения аварийно-спасательных работ (далее — АСР) при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП).

Типовая инструкция разработана в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, с разделом X (Охрана труда) Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Приказом МЧС России от 31.12.2002 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)», Примерным Положением о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП, утвержденном заместителями Министров МВД России, МЧС России и Минздрава России 17.04.2003 г. и иными нормативными актами по охране труда.

1.2. Ответственность за разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности при проведении АСР при ликвидации ДТП возлагается на руководителей подразделений, а также на лиц в установленном порядке назначенных ответственными за охрану труда.

1.3. На основании настоящей Типовой инструкции и с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в подразделениях должны быть разработаны инструкции по охране труда и безопасному ведению АСР с учетом специфики ДТП и местных условий. Эти инструкции не должны противоречить настоящей Типовой инструкции, и их требования должны быть не ниже установленных настоящей Типовой инструкцией.

1.4. Требования настоящей Типовой инструкции распространяются как на работы, выполняемые спасательными подразделениями МЧС России, так и на работы, выполняемые другими спасательными организациями, участвующими в ликвидации последствий ДТП.

1.5. К проведению АСР по ликвидации ДТП допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальную подготовку, обученные безопасным методам и приёмам работы с аварийно-спасательным инструментом (далее — АСИ), знающие конструктивные особенности транспортных средств различных типов, умеющие оказать первую доврачебную медицинскую помощь и имеющие квалификационное удостоверение и удостоверение по электробезопасности не ниже второй группы.

1.6. Вновь поступающие на работу спасатели, соответствующие требованиям, приведенным в п.1.5, должны пройти вводный инструктаж по охране труда и вводный инструктаж на рабочем месте.

1.7. Один раз в месяц для спасателей, допущенных к участию в ликвидации ДТП, должен проводиться повторный инструктаж. Непосредственно перед началом работы спасатель должен быть ознакомлен с особенностями обстановки, основными требованиями безопасности применительно к способам предстоящей работы с учетом конструктивных особенностей транспортных средств (далее — ТС), участвующих в данном ДТП.

1.8. Спасатель, участвующий в работе по ликвидации последствий ДТП, обязан строго соблюдать общие правила внутреннего трудового распорядка, режима труда и отдыха.

Рабочая смена спасателя должна составлять 3-5 часов, в зависимости от тяжести и интенсивности работы.

Период работы не должен превышать:

для легкой и средней тяжести работ — 30 минут для каждого часа работы;

для тяжелых 3-5 минут в течение 30 минут работы.

Время отдыха спасателя должно быть не менее 12 часов.

Масса экипировки спасателя не должна превышать 1/3 массы тела.

Не допускается работа спасателя на голодный желудок или обильный прием пищи непосредственно перед работой.

1.9. Спасатель может требовать дополнительного инструктажа в случае получения приказа на выполнение работ, если ему непонятны способы ее безопасного выполнения.

1.10. При участии в АСР при ликвидации последствий ДТП спасатель должен быть обеспечен инструментами, принадлежностями, средствами индивидуальной защиты и спецодеждой с учетом особенностей выполняемых работ, первичными средствами пожаротушения.

Экипировка спасателя, участвующего в ликвидации последствий ДТП, состоит из:

специальной одежды из негорючих материалов, включающей свето-возвращающие материалы;

обуви с антипрокольной подошвой, стойкой к воздействию агрессивных материалов и горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ), обеспечивающей надежную опору без скольжения;

шлема (каски) с пластиковым противоударным забралом (очками);

защитных кожаных перчаток;

стеклобоя;

ножа для разрезания ремней безопасности;

средств индивидуальной защиты.

1.11. Основные опасные и вредные факторы, воздействие которых возможно при выполнении АСР при ликвидации последствий ДТП:

получение физической травмы спасателями, иными участниками ликвидации ДТП, пострадавшими в результате:

воздействия различных грузов, перевозимых транспортными средствами, попавшими в ДТП;

обрушения конструкций, линий электропередачи в районе ДТП;

поражения током в результате обрыва линий электропередачи и вы-соковольтными элементами новых типов ТС (гибридные ТС);

прорыва сетей газо-, водо- и санитарно-технического обеспечения в районе ДТП;

получения химических ожогов при выбросе кислоты из аккумуляторов;

отравления аварийно химически опасными веществами в результате их выбросов (выливов), связанных непосредственно с ДТП;

неустойчивого положения ТС, попавших в ДТП;

быстрого возникновения пожара, связанного с выливом легковос-пламеняющихся жидкостей, взрывом;

нарушения правил эксплуатации АСИ и технологии выполнения работ;

перегрева или переохлаждения при нарушении режимов работы в жаркое или холодное время года;

возможность получения психологических травм спасателями, иными участниками ликвидации ДТП, пострадавшими:

в результате общей опасности проводимых работ;

при виде трупов, окровавленных и изуродованных тел;

при длительной работе в средствах индивидуальной защиты, в замкнутых пространствах кабин (салонов) ТС;

при работе в быстро меняющейся обстановке с резкими изменениями режима работы.

 

1.12. К основным видам АСР при ликвидации последствий ДТП относятся:

организация зоны оцепления места ДТП и ее обозначение;

предотвращение действия или локализация вторичных факторов поражения;

стабилизация ТС;

отключение аккумуляторной батареи;

обеспечение быстрого доступа к пострадавшим;

деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС;

оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

извлечение пострадавших из поврежденного ТС;

эвакуация пострадавших в лечебные учреждения.

1.13. При проведении АСР при ДТП необходимо подразделять этапы проведения АСР:

первичная разведка;

медицинские манипуляции;

технические манипуляции.

1.14. Первичная разведка

Подразумевает осмотр места происшествия, установление взаимодействия с прибывшими на место ДТП службами, первичную оценку степени и вида зажатия пострадавших, медицинскую сортировку и оценку состояния пострадавших, блокирование колес и стабилизация ТС, отключение аккумулятора, в темное время суток освещение места ДТП, подготовку АСИ к работе, определение технологии проведения АСР в зависимости от вида и степени зажатия, обеспечение доступа врача к пострадавшим, подготовку к работе средств пожаротушения.

Внимание!

После проведения первичной разведки дальнейшая разведка ведется вплоть до окончания проведения АСР!

1.15. Медицинские манипуляции

Подразумевают первую медицинскую помощь пострадавшим с необходимым комплексом терапевтических мероприятий, включающих в себя, при необходимости, обезболивание, периферическую или центральную катетеризацию, противошоковую терапию, реанимационные и иные меро-приятия.

Внимание!

Категорически запрещается проведение технических манипуляций до завершения медицинских манипуляций или получения разрешения врача до начала технических манипуляций!

1.16. Технические манипуляции

Подразумевают непосредственно работы по деблокированию и извлечению пострадавших из ТС в зависимости от вида и степени зажатия, с использованием АСИ.

Внимание!

При работах на ДТП категорически запрещается использование бензорезов и угловых электрических машинок!

При разрушении стекол автомобиля необходимо предусмотреть защиту пострадавших от осколков!

Не проводить удаление и отгибание частей автомобиля вручную!

1.17. При проведении АСР спасатель обязан строго соблюдать правила пожарной безопасности и пожаротушения. Запрещается курить, разжигать костры, пользоваться открытым огнём в неустановленных местах.

1.18. Ответственность за соблюдением правил техники безопасности при проведении АСР при ликвидации последствий ДТП возлагается на старшего смены.

1.19. Лица, нарушившие инструкции по охране труда, несут дисциплинарную ответственность с учетом правил внутреннего распорядка организаций, привлекаемых их для ликвидации ДТП, и законодательства РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: