Упражнение «Аплодисменты по кругу»




На пути к взаимопониманию

 

Автор: педагог-психолог Алексеева А.П.

Псков, 2015

Пояснительная записка

Вопросы толерантности и взаимопонимания является одной из самых актуальных для России - страны со множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, страны со множеством проблем в межкультурных отношениях.

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного взаимодействия. Личностные отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерны неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Таким школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.

Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека и наиболее сензитивен к усвоению социально значимых ценностей. По мнению шведского психолога Э. Эриксона, в данном возрасте активизируется поиск ребенком собственной социальной идентичности.Поэтому в процессе обучения и воспитания необходимо способствовать формированию уважительного и толерантного отношения обучающихся друг к другу и к окружающим людям, а также способствовать формированию у подростков умения понимать окружающих людей.

Цель тренинга - формирование уважительного и толерантного отношения к другим людям у обучающихся 7-11 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Задачи тренинга:

· ознакомление обучающихся с понятием «толерантность»;

• развитие лучшего понимания себя и других;

• снятие психологического напряжения,

• создание возможностей для самовыражения;

• сплочение классного коллектива и установление положительных межличностных отношений между обучающимися.

Организационные условия проведения тренинга:

ü аудитория - обучающиеся 7-11 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида;

ü продолжительность тренинга 40 мин;

ü используемые методические приемы - беседа, игровые упражнения, коллективная творческая деятельность.


План занятия

№ п/п Упражнение Цель Необходимые материалы
  Визитка осознание собственных положительных черт характера небольшой мяч или мягкая игрушка
  Мы - разные развитие внимания, наблюдательности, умения различать индивидуальные особенности сверстников -
  Слово о толерант-ности знакомство с понятием толерантности -
  Рисунок на спине развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды; формирование умения понимать другого человека; развитие и навыков невербального общения листы бумаги А4, карточки с заданием, фломастеры, папки-планшеты А4
  Поменяйтесь места-ми те, кто… Осознание общих черт у обучающихся стулья
  Дерево доброты создание условий для осознания сходства между людьми, развитие умения действовать сообща листы бумаги А4, фломастеры, цветные карандаши, ручки, папки-планшеты А4, инструментальная музыка
  Аплодисменты по кругу создание позитивного настроя на будущее -

 

 


Конспект занятия

Упражнение «Визитка»

Все сидят в кругу. Психолог просит подростков по очереди назвать свое имя и какое-либо свое положительное качество. При возникновении затруднений оказывается помощь.

 

Дидактическая игра «Мы – разные»

Все стоят в кругу, психолог задает вопросы, а подростки наблюдая и сравни-вая себя с другими, отвечают:

- Кто из вас самый высокий?

- Кто из вас самый низкий?

- У кого самые темные (светлые) волосы?

- У кого на одежде есть пуговицы?

- У кого в одежде присутствует красный цвет?

Психолог подводя итог, говорит обучающимся о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других.

 

Слово о толерантности

Психолог обращается к детям:

Ребята, каждый из нас обладает чем-то, что отличает его от остальных – привычки, интересы, внешность. Но ведь бывает и так, что нам не нравится что-то в другом человеке. Чтобы жить в мире с другими людьми и не ссориться, необходимо уважать и принимать поведение и убеждения других людей даже в том случае, если они тебе не нравятся, т.е. быть толерантным.

А еще очень важно научиться понимать то, что хотят вам сказать другие люди. Сейчас мы будем учиться понимать друг друга без слов.

 

Упражнение «Рисунок на спине»

Участники делятся произвольно на команды поровну и строятся в колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов.

Психолог подготавливает заранее карточки с нарисованными простыми геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, ромб, ломаная линия), при этом задания подросткам не показываются. Затем эти же фигуры рисуются пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание — почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Психолог сравнивает рисунки с заданием на карточках.

Обсуждение в общем кругу:

· Что помогало понимать и передавать ощущения?

· Что мешало выполнять упражнение?

· Что чувствовали первые и последние члены команд?

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Обучающиеся образуют круг (можно стоя, можно сидеть на стульях). Психолог произносит фразу: «Поменяйтесь местами, те, кто любит моро-женое!». При этом ребята, те, кто действительно любят мороженое, быстро между собой меняются местами. Далее психолог произносит любую другую фразу, которая начиняется со слов: «Поменяйтесь местам те, кто..» (любит жареную картошку, не любит манную кашу, любит играть на компьютере, занимается спортом, любит получать пятерки).

Психолог делает вывод о том, что хотя все ребята очень разные, в то же время есть много того, что их объединяет.

 

Рисунок «Дерево доброты»

Психолог обращается к подросткам:

Ребята, скажите, нужна ли нам доброта? А зачем нужно совершать добрые дела? (ответы детей)

Затем психолог просит обучающихся разбиться произвольно на группы и дает задание – нарисовать дерево доброты и написать обо всех своих добрых делах. Каждое доброе дело дарит дереву новый плод. В результате на каждом дереве должно появиться столько плодов, сколько добрых дел дети вспомнят.

После того, как рисунки будут готовы, каждая группа представляет свое дерево доброты.

 

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Все сидят в кругу. Психолог благодарит подростков за проявленную активность в ходе выполнения упражнений и в знак благодарности хлопает подростку, сидящему от него слева. Затем психолог и обучающийся выбирают вместе следующего участника, который получает свою порцию аплодисментов. Затем эта тройка выбирает следующего претендента на овации и так далее. Последнему подростку хлопают уже все участники тренинга.

 

Литература

1. Игры: обучение, тренинг, досуг/под ред. Петрусинского В.В. М., Новая школа, 1998. - 464 с.

2. Игры и упражнения для тренингов www.psyoffice.ru/4-0-1914.htm

3. Лопатина А, Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - 3-е изд., исп. и доп. – М.: Амрита- Русь, 2007. – 304 с. – (Серия «Образование и творчество»).

4. Шипицина Л.М. и др. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) – М: Детство-Пресс, 2010. – 384 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: