Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
Класс, базовый уровень
Разработана:
Каскинбаевым Ильясом Иршатовичем
учителем биологии
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2011, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Общее количество часов по учебному плану: 70, также добавлен региональный компонент.
Учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: дрофа, 2007.
Цели обучения:
- приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
– овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
– освоение общепредметных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности.
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном
|
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационная компетенция. При помощи объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др.
|
6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
|
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать:
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Предметными результатами изучения предмета в 8-ом классе является:
· рассмотрение биологических процессов в развитии:
– характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
использование биологических знаний в быту:
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
· объяснять мир с точки зрения биологии:
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
· оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
Формы контроля: устные сообщения, контрольные работы, лабораторные работы, тестирование, биологические диктанты, индивидуальные и дифференцированные карточки-задания.
Технологии, методики:
1. проблемное обучение;
2. информационно-коммуникационные технологии;
3. модульное обучение;
4. метод проектов
При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.
Региональный компонент призван способствовать выполнению следующих задач:
– расширение, углубление и конкретизация знаний учебной дисциплины «Биология», предусмотренные федеральным
компонентом государственного стандарта;
– реализация гарантированного права на получение комплекса знаний о природе Республики Башкортостан;
– углубление навыков естественнонаучных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся,
оформление результатов собственных изысканий;
– формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация материала.
Материалы по национально – региональному компоненту в 8 классе:
Тема: Осанка. Предупреждение плоскостопия.
Анализ наиболее характерных заболеваний и нарушений опорно-двигательной системы среди учащихся школы, Республики Башкортостан
Тема: Иммунология на службе здоровья.
Виды вакцинации детей и взрослых в РБ. Станции переливания крови и другие иммунологические учреждения в Бурзянском районе.
Тема: Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.
Виды сердечно-сосудистых заболеваний, характерных для жителей Бурзянского района.
Тема: Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
Анализ болезней и травм дыхательной системы, характерных для жителей и детей РБ.
Тема: Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.
Виды заболеваний желудочно-кишечного тракта у жителей РБ.
Тема: Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.