Ирландцы, анархизм и гражданская война в Испании




Фетисов Ю. В.

Черно-красно-изумрудный.

Ирландцы, анархизм и гражданская война в Испании

Как и многие страны Европы, к 1936 году Ирландия прошла череду серьезных и страшных испытаний. Подъем развивающегося рабочего класса в 1910-х гг. (апогеем которого стало создание кратковременной Лимерикской советской республики 1919 г.1и нескольких Советов) в этой преимущественно аграрной стране сменился всеобъемлющим национально-революционным движением, направленным против господ- ства Британии. Искрой, от которой разгорелось пламя, стало неудавше-

 
 

1 См. подробнее: O’Connor Lysaght D. R. The Story of the Limerick Soviet (2003, Limerick Soviet Commemoration Committee). URL: https://homepage.eircom. net/~paddytheassessor/lim//lysaght.htm (дата обращения: 18.12.2016).


 

еся Пасхальное восстание в Дублине в 1916 г., а главными причинами распространения протестных националистических / республиканских настроений – оттягивание англичанами предоставления самоуправ- ления, большие потери среди уроженцев Ирландии, отправленных британскими властями на фронты Первой мировой, репрессивные меры в ответ на акции неповиновения, эскалация вооруженного насилия и этноконфессионального конфликта между католиками и протестан- тами 2. Война за независимость 1919–1921 гг., главной действующей

 
 

2 См. подробнее: Мельникова С. Е. Феномен массового насилия в Ольстере 1920 – 1922 годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2012, № 5 (9), в 2-х частях, ч. I. С. 117 – 122; Мельникова С. Е. Этнические меньшинства и сек- тантское насилие в Северной Ирландии 1920 – 1923 годов // Исторические, фило- софские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2013, № 12–3 (38). С. 127 – 130; Полякова Е. Ю. На- циональная идея и раскол Ирландии // Полития, 2005, № 2. С. 57 – 58.


силой в которой стали боевики-партизаны из Ирландской республи- канской армии (ИРА), завершилась подписанием двусмысленного договора, закрепляющего раздел страны на две части – Свободное государство Ирландии и оставшуюся под властью короны Северную Ирландию, а также сохраняющего экономическую зависимость остро- ва от Великобритании. В ответ на это разгорелась гражданская война 1922–1923 гг. между умеренной и радикальной фракциями национа- листов 3, сопровождавшаяся взаимным террором и завершившаяся победой консерваторов при поддержке британцев.

Послевоенные годы ознаменовались резким ростом влияния като- лической церкви, занявшей нишу непререкаемого идейного авторитета нации 4; социальным расслоением, бедностью и массовой миграцией населения за рубеж; подчиненным положением и деградацией рабоче- го движения, его переходом на умеренно-реформистские позиции 5; экономическим противостоянием с Британией после прихода к власти умеренных республиканцев; кратковременной популярностью фашист- ского движения «синих рубашек» генерала Оуэна О’Даффи 6, в которое входили многие вчерашние солдаты и офицеры правительственных во- йск, полицейские, крупные фермеры и их сыновья; уличным насилием между левыми и правыми; антикоммунистической истерией, иниции- рованной церковью и напоминающей «охоту на ведьм» в США 1950-х гг.7; постепенным становлением Ирландии в качестве независимой и нейтральной буржуазной демократии.

Говорить о сколько-нибудь массовом участии ирландских анархистов в испанских событиях 1936–1939 гг. не приходится, и тому есть несколько причин. Во-первых, к этому времени, несмотря на значительный потенци- ал для развития анархических идей, в Ирландии, в отличие от Испании, Италии, США и даже Великобритании, так и не оформилось серьезное

 
 

3 Последнюю нельзя отождествлять с леворадикальным крылом, так как тон в ней задавали именно националисты-максималисты, преследующие цель создания сто- процентно независимого и единого национального государства, хотя в основном ирландские левые, социалисты, немногочисленные коммунисты, будущие анархи- сты так или иначе были на стороне повстанцев, в рядах ИРА, или же оказались вне схватки за рубежом.

4 O’Connor E. Identity and Self-Representation in Irish Communism // Socialist History, 2006, № 34. P. 45.

5 Там же. P. 36.

6 Подробнее см.: McGarry F. Eoin O’Duffy: A Self-Made Hero (Oxford University Press, 2005).

7 McLoughlin B. Fighting for the Republican Spain 1936 – 38. Frank Ryan and the Volunteers from Limerick in the International Brigades (2003). P. 16.


и влиятельное анархистское движение, а анархические традиции почти отсутствовали 8(если не считать коллективных кампаний в рамках

«Земельной лиги» М. Дэвитта – ирландского предшественника М. Ганди – в конце XIX в., молодого ирландского синдикализма 1900–1910-х гг., не- долговечных рабочих советов и традиционной оппозиционности / скепсиса по отношению к администрациям). Первые анархистские кружки стали возникать здесь с 1886 г.9, благодаря усилиям «заезжих гастролеров» – британцев, американцев и континентальных европейцев, в частности, англичанина Майкла Гэбриела из «Лиги социалистов» и путешествующего ирландского врача Джона Крига 10. В начале ХХ века в стране действовало несколько кружков и групп, образованных вокруг английских и шот- ландских деятелей анарходвижения, таких, как Джордж Барретт и Джон Макара, включая белфастское отделение влиятельной группы «Freedom» (англ. «Свобода») 11, однако все они были слабы, малочисленны и не поль- зовались успехом. При этом зачастую некоторые уроженцы Ирландии, уезжая из страны, становились известными и значимыми деятелями в англоязычном анархизме. Это касается, прежде всего, двух женщин- анархисток: Агнес Генри (1850–1915), идеолога и практика либертарного образования, основательницы (совместно со знаменитой коммунаркой Луизой Мишель) лондонской международной школы «Фицровия» 12, и Нэнни Флоренс Драйхерст (1856–1930), учительницы, писательницы, общественной активистки, а также хорошей знакомой П. А. Кропоткина, переводчицы его работы о Великой французской революции 13.

Во-вторых, уже само число ирландских антифашистов, поехавших в Испанию сражаться с Франко и его союзниками, было невелико в аб- солютном значении (примерно 230 комбатантов из Интербригад 14, пять

 
 

8 MacSimoin A. The History of Anarchism in Ireland (1996). URL: https://flag.blackened. net/revolt/talks/history_anr_irl.html (дата обращения: 18.12.2016).

9 URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Anarchism_in_Ireland (дата обращения: 18.12.2016).

10 MacSimoin A. The History of Anarchism in Ireland… (дата обращения: 18.12.2016).

11 Brodie M. Scattered internationalists: Irish anarchism in the interwar world // Remembering Noёl Browne, 1915 –-1997, NUI Galway, 13–14 November 2015. P. 3 – 4. URL: https://www.academia.edu/25949661/_Scattered_internationalists_Irish_anarchism_in_ the_interwar_world (дата обращения: 18.12.2016) [текст выступления на конференции].

12 Goldman E., Falk C. Emma Goldman. A Documentary History of the American Years. Made for America, 1890 – 1901. – University of Illinois Press, 2003. P. 240.

13 Keown G. First of the Small Nations: The Beginnings of Irish Foreign Policy in the Inter-War Years, 1919 – 1932. – Oxford University Press, 2006. P. 27.

14 По оценке Барри Маклафлина; см.: McLoughlin B. Fighting for the Republican Spain 1936 –

38. Frank Ryan and the Volunteers from Limerick in the International Brigades (2003).


комбатантов из ополчений POUM и CNT – FAI 15и до десяти человек из числа медицинских работников и обслуживающего персонала 16) и уступало – беспрецедентный случай для демократической европей- ской страны 17– числу ирландских добровольцев, поехавших воевать на стороне каудильо (около 750 человек 18). При этом, однако, общее число добровольцев, поддержавших обе стороны, в пропорциях к коли- честву населения, оказалось одним из самых высоких в Европе 19. Тем более удивляет наличие значительного числа ирландских антифашистов с учетом слабости и малочисленности Ирландской коммунистической партии, фактического самоустранения Коминтерна от работы с этой страной и антикоммунистических (а точнее, вообще антилевых и анти- социалистических) настроений в Ирландии 1930-х гг., разжигавшихся политиками-консерваторами и церковью, усугубившихся в связи с ис- панской войной и вылившихся в ряд погромов и нападений 20.

Поэтому тема «Ирландцы, анархизм и Испания» ограничивается ролью и взглядами немногих отдельных личностей, которым и посвящен этот доклад. На трех из них мы сделаем отдельный акцент. Эти трое – люди разных происхождения и опыта, разным было и их вовлечение в анархистскую теорию и практику. Однако факты их биографий помогут нам разобраться в хитросплетениях ирландской политики 1920-х–1930-х гг., сложных взаимоотношениях анархизма, коммунизма и ирландского республиканизма, разных трактовках наследия радикального социа- листа, синдикалиста и левого националиста Джеймса Коннолли, так или иначе повлиявшего на все левые движения Ирландии. А поскольку

 
 

15 По данным Эммета О’Коннора; см.: O’Connor E. Identity and Self-Representation in Irish Communism // Socialist History, 2006, № 34. P. 41.

16 См. подробнее: Convery D. Irish participation in medical aid to Republican Spain, 1936 – 39 // Saothar, 2010, vol. 35 PP. 37 – 46. URL: https://www.academia.edu/421012/Irish_ participation_in_medical_aid_to_Republican_Spain_1936–39 (дата обращения: 18.12.2016).

17 Т. е. это не касается Германии, Италии и Португалии, хотя вряд ли легион «Кондор», итальянский экспедиционный корпус и вириатов можно в полном смысле слова назвать добровольцами.

18 По оценке Р. Стрэдлинга (см.: Stradling R. The Irish and the Spanish Civil War 1936 – 39: Crusades in Conflict. –Mandolin, 1999. P 171). Мотивация этого контингента и причины почти общенациональной поддержки Франко в Ирландии выходят за рамки данной статьи, но нужно сказать, что в первую очередь они объясняются религиозными чувствами католического населения, антицерковными репрессиями в республиканской Испании и умелой агитацией клерикальных сил.

19 O’Connor E. The North West and the Spanish Civil War. URL: https://irelandscw.com/ part-NWest.htm (дата обращения: 18.12.2016).

20 McLoughlin B. Fighting for the Republican Spain 1936 –38… P. 16.


религиозный вопрос всегда остро стоял в Ирландии, нужно сказать, что разнятся и их религиозные убеждения: один из них оставался, будучи в непримиримой оппозиции к официальной церкви, католиком, другой был убежденным протестантом, третий – стал атеистом.

Первая личность из этой троицы – революционер, политик, пи- сатель, общественный деятель Пэдар О’Доннелл (1893–1986). Его, без преувеличения, можно назвать патриархом леворадикального движения Ирландии и одной из наиболее видных и значительных фигур левого спектра (после казни Джеймса Коннолли и снижения значимости Джима Ларкина) ирландской политики ХХ века 21. В своей деятельности он пытался следовать заветам Коннолли и продолжать его линию на ради- кальную социалистическую ориентацию республиканского движения, что в краткосрочной перспективе закончилось неудачей. И хотя сам он анархистом не был, его симпатии к анархизму и роль в испанских событиях представляют особый интерес.

На мировоззрение Пэдара повлияла атмосфера сельского Донегала, где он родился, распространенных там традиций взаимной поддержки в сообществе и «добропорядочного соседства» 22. Выросший в семье республиканцев с синдикалистскими корнями (его мать была ларкинист- кой, а дядя в США стал членом «Индустриальных рабочих мира» 23), Пэдар получил образование учителя в Дублинском колледже св. Патрика и преподавал в провинции, на острове Арранмор, повседневную жизнь которого позже описал в своем романе «Островитяне» 24. В 1918 г. он оставил учительскую работу (и ответственный пост в Национальной учительской организации), чтобы стать профсоюзным активистом, заниматься организационной работой в Профсоюзе транспортных и неквалифицированных рабочих (IT&GWU) 25– наиболее влиятель- ной ирландской организации такого рода в первой половине ХХ века. В Дублине он увлекается марксизмом, а после поездки в Шотландию становится убежденным социалистом.

 
 

21 URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Peadar_O%27Donnell (дата обращения: 18.12.2016).

22 English R. Green on red: two case studies in early twentieth-century Irish republican thought // Boyce D. G. et al. (ed.) Political Thought in Ireland since the Seventeenth Century. – Routledge, 1993. P. 175.

23 Ó Drisceoil D. Peadar O’Donnell and the Spanish Revolution // Red & Black Revolution

№ 5, May 2011. P. 8.

24 O’Leary P. Gaelic Prose in the Irish Free State, 1922–39 (2004, The Pennsylvania State University Press), P. 445.

25 Ó Drisceoil D. Peadar O’Donnell and the Spanish Revolution… P. 8.


Однако при этом он одновременно включается и в национальное движение: потерпев неудачу с воссозданием рабочей Ирландской граж- данской армии (ИГА), вступает в ИРА, участвует в войне с англичанами, дослужившись до командира бригады, но часто проявляя инициативу и действуя вопреки приказам руководства 26. После заключения Договора Пэдар становится в оппозицию к консервативному режиму Свободного государства и в составе мятежных боевиков участвует в захвате здания Четырех судов, что послужило началом гражданской войны. Захваченный в плен и посаженный фристейтерами (т. е. сторонниками Свободного государства) в лагерь Кэрра, он объявляет голодовку, а позже совер- шает побег 27. Среди причин поражения радикалов-республиканцев он в дальнейшем назовет отсутствие четкой позитивной политической программы и готовности решать социальные проблемы («Эти люди из той породы, что рождает мучеников, но не свершает революции») 28. В мирное время, в период 1926–1929 гг. О’Доннелл входит в руководство ИРА и занимает пост редактора газеты этой организации, «An Phoblacht» (ирл. «Республика»), активно участвует в кампаниях по защите прав и налаживанию жизни рабочих и крестьян, устанавливает связи с не- многочисленными ирландскими коммунистами и международными левыми организациями, организует «Комитет трудящихся ирландских фермеров», который вошел в Крестинтерн 29.

Наибольшую популярность О’Доннеллу принесла кампания за от- мену земельных выплат, на которые в пользу бывших британских землевладельцев обрекались фермеры Ирландии. И хотя плодами этой кампании воспользовались в основном популисты из партии «Фианна фойл» 30, победившие на выборах консерваторов и пришедшие к власти в стране в 1932 г., это была важная веха в развитии левого движения страны, зачахшего и задвинутого на задний план сначала радикально- националистическим, а позже – консервативно-клерикальным дискурсом. К рубежу 1920–1930-х гг. в ИРА, которая долгое время была кузни-

цей революционных кадров, аккумулировала протестные настроения и брала на себя функцию вершителя судеб страны, наметился идейно-

 
 

26 URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Peadar_O%27Donnell (дата обращения: 18.12.2016).

27 Ó Drisceoil D. Peadar O’Donnell and the Spanish Revolution … P. 8.

28 O’Donnell P. 1983 Interview in «Peader O’Donnell at 90», RTÉ Radio 1, 22 mins. URL: https://www.rte.ie/radio1/doconone/2009/0621/646079-peader (дата обращения: 18.12.2016).

29 Ó Drisceoil D. Peadar O’Donnell and the Spanish Revolution … P. 8.

30 Там же. P. 8


стратегический кризис и раскол. Эта военизированная и основанная на жесткой иерархии подпольная организация была ослаблена аре- стами ее членов, больше не отвечала вызовам времени и теряла под- держку со стороны населения, уставшего от войн и борьбы 31. Левая фракция во главе с О’Доннеллом ратовала за переключение внимания на социальные, внутренние проблемы и ненасильственные пути их решения, парламентскую борьбу, забастовки, общественные кампа- нии, тесное сотрудничество с рабочими-протестантами из Ольстера и пр. Правое крыло, в итоге победившее в этом соперничестве с не- большим отрывом, продолжало считать главной целью вооруженную (в том числе – террористическую) борьбу с Британской империей, лоялистами-протестантами, Северной Ирландией и Свободным го- сударством за объединение острова и провозглашение единой на- циональной Республики.

Несмотря на выход левых раскольников из организации, они не по- теряли связи с симпатизирующей им частью рядового актива ИРА 32, которая впоследствии стала основой ирландского антифашистского контингента в Испании. Пытаясь объединить разрозненные, малочис- ленные и слабые левые движения и партии страны, чтобы эффективно использовать накопившийся протестный потенциал, О’Доннелл дважды попытался организовать единое левое движение (своего рода аналог

«народных фронтов») – «Сир Эйре» (ирл. «Свободная Ирландия») в 1931 г. и «Республиканский конгресс» в 1934 г.33 И хотя обе попытки закончились неудачей, а «Республиканский конгресс» распался из-за разногласий по тактическим вопросам, его по-прежнему влиятельные и популярные лидеры, О’Доннелл, Джордж Гилмор и Фрэнк Райан, а также заключивший с ними союз Шон Мэррей, руководитель ошель- мованной и почти загнанной в подполье, но сохранившей междуна- родные связи компартии, стали главными организаторами военной помощи Испанской республике (в Северной Ирландии их поддержали социалисты и независимые лейбористы).

Примечательно, что именно О’Доннелл стал едва ли не первым ирландцем, увидевшим испанскую войну воочию. Вместе с женой он отправился в Испанию летом 1936 года, за несколько недель до начала

 
 

31 URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Peadar_O%27Donnell (дата доступа: 18.12.2016).

32 O’Connor E. Identity and Self-Representation in Irish Communism… P. 41.

33 O’Leary P. Gaelic Prose on the Irish Free State, 1922–39. – The Pennsylvania State University Press, 2003. P. 445, 455.


мятежа, намереваясь посетить Народную Олимпиаду в Барселоне 34, пронаблюдать и описать жизнь испанских трудящихся при новом правительстве Народного фронта. В Барселоне он долгое время без- успешно пытался найти штаб-квартиру коммунистов, считая, что в Испании они точно должны быть самой значительной партией, и с удивлением для себя осознав масштаб влияния и политическую роль анархистов в Каталонии. Примечательно, что в отличие от мно- гих других левых ирландцев и британцев, О’Доннелл, близко сойдясь с анархистами, увидев в них силу и авторитет, отнесся к ним и описал их с большой долей сочувствия и симпатии, ощущая революционный энтузиазм масс. Разделявшая эту позицию ирландская журналистка Мойрин Митчелл писала в издании «Айрлэнд тудэй» в сентябре 1936 года о том, что CNT – FAI – «самая важная пролетарская ор- ганизация Испании… подтверждения чему я не видела ни в одной английской газете 35».

Подружившись с активистами FAI, О’Доннелл интересовался на- следием каталанского либертарного педагога Франсиско Феррера, казненного в 1909 г., был приглашен ими в информационное бюро, где обязался написать бюллетень на английском языке и, что еще важнее, на региональную конференцию, посвященную коллективизации 36. Тщательно фиксируя увиденное и услышанное, О’Доннелл посвятил это- му событию целую главу в своей книге «Салют! Ирландец в Испании», а сам склонялся к сторонникам частичной и постепенной коллективи- зации, считая либертарный коммунизм скорее красивой утопией, чем реально достижимой целью 37.

В полемике с одним ирландским священником О’Доннелл пошутил, что в Испанию его пустили в обмен на обещание поджечь какую-ни- будь церковь. На родине он давно выступал с резкой критикой церкви и клерикалов, а однажды был вынужден спасаться от религиозно на- строенной разъяренной толпы 38. Однако, оставаясь при этом католи- ком, он не разделял антикатолических воззрений своих новых друзей,

 
 

34 Была организована как альтернатива официальной Олимпиаде в нацистской Гер- мании, но была сорвана из-за мятежа националистов. Многие приехавшие на нее иностранцы стали первыми зарубежными добровольцами-антифашистами, до соз- дания Интербригад.

35 Ó Drisceoil D. Peadar O’Donnell and the Spanish Revolution … P. 9.

36 Там же. P. 10.

37 Там же.

38 McLoughlin B. Fighting for the Republican Spain 1936–38. … P. 18.


не одобрял эскалации террора в отношении церкви, ее имущества и деятелей в первые месяцы войны 39.

Пребыванием в Барселоне и Каталонии чета О’Доннеллов не огра- ничивалась: они поехали на Арагонский фронт, побывали в Мадриде. Там Пэдар увидел – на контрасте с Барселоной – стремительный рост популярности коммунистов, объяснив их поддержку усилиями фран- кистской пропаганды («раз фашисты против коммунистов, значит, нужно быть коммунистом 40»). После непродолжительной поездки в Лондон и пребывания на французской границе, где они стали свидетелями кон- трабанды оружия, О’Доннеллы ненадолго вернулись в Каталонию, где Пэдар, как и Оруэлл в «Памяти Каталонии», отметил начавшееся изме- нение политического климата, препятствия, чинимые коллективизации, обуржуазивание общественной жизни и рост влияния коммунистов, осо- бенно иностранных 41. Пообещав анархистским милиционерам помочь с оружием и покинув Испанию в тот момент, когда туда стали приезжать первые интербригадисты, по прибытии в Ирландию О’Доннелл активно включился в работу по агитации и пропаганде в пользу Республики, а позже – по формированию добровольческих соединений ирландских левых. Примечательно, что при этом он и его сподвижники сначала были против поездки туда контингента ирландских добровольцев, желая ограничиться оружием и парой консультантов 42, однако вскоре их точка зрения изменилась – не в последнюю очередь из-за отправки в Испанию Ирландской бригады О’Даффи, состоявшей из ирландских фашистов и аполитичных «защитников веры».

Будучи «просто социалистом», не являясь членом компартии, он, тем не менее, постепенно встал на прокоммунистические пози- ции «единства антифашистских сил», при этом для многих все равно оставшись «квази-анархистом», как его назвали в некрологе 1986 г.43 После 1940 г. он отошел от политики, но принимал активное участие в общественных кампаниях, занимался творческой деятельностью, был редактором журнала «Bell» 44(англ. «Колокол»), из вечного «прекрасного неудачника» превратившись в моральный авторитет для большинства ирландских левых.

 
 

39 Ó Drisceoil D. Peadar O’Donnell and the Spanish Revolution… P. 9–10.

40 Там же. P. 10.

41 Там же.

42 Там же.

43 Там же.

44 Там же. P. 8.


Второй герой этого доклада – Джеймс Роберт Уайт (1874–1946), более известный как капитан Джек Уайт. Его происхождение крайне нетипично для революционных деятелей Ирландии. Джек родился в графстве Антрим, Северная Ирландия, в богатой 45и влиятельной протестантской семье выдающегося британского военного, фельдмар- шала сэра Джорджа Уайта. Поначалу Джек пошел по стопам отца, и принял участие в англо-бурской войне. Там же произошел очень показательный эпизод: при захвате позиций противника в Дорнкопе, Уайт увидел совсем юного, дрожащего от страха бура. Английский офицер потребовал убить его, на что Уайт ответил: «Если ты сделаешь это, я пристрелю тебя» 46. Тем не менее, за свою службу Джек получил орден «За выдающиеся заслуги» 47. Впоследствии он служил адъю- тантом при своем отце, губернаторе Гибралтара, где женился на ка- толичке, вопреки воле обеих семей и опять отличился критическим отношением к субординации и дисциплине. Испытывая духовный кризис и переоценку ценностей, он увольняется из армии и пускается в путешествие в поисках себя: едет в Богемию и Канаду (где работает учителем 48и лесорубом 49, соответственно), живет какое-то время в британской анархистской коммуне Уайтуэйс, подверженной в тот период влиянию толстовцев 50, но, не будучи полностью удовлетворен этими взглядами, возвращается в Ирландию.

В той части страны, которая вскоре станет отдельным государ- ством, в значительной степени населенной протестантами Северной Ирландии, он выступает за самоуправление и с резкой критикой про- тестантского консерватизма 51. Вскоре он перебирается в Дублин, где

 
 

45 Впоследствии доход от владения и продажи семейных земель поможет ему оста- ваться на плаву в самые трудные периоды.

46 URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Jack_White_(trade_unionist) (дата обращения: 18.12.2016).

47 Convery D. From Misfit to Anarchist: the impact of the Spanish Civil War on Captain J. R. White // Saothar, 2015, № 40. P. 45.

48 Mulhall E. Punching the Wind: Captain Jack White, the misfit of the Irish Revolution.

P. 2; URL: https://www.rte.ie/centuryireland//images/uploads/further-reading/Mulhall_ White_FINAL_VERSION_15_APRIL_2014.pdf (дата обращения: 18.12.2016).

49 O Cathain M. A Wee Black Book of Belfast Anarchism (1867–1973). – Belfast: Organise!, 2004. P. 23.

50 Там же. P. 24. Сам Уайт говорил о сильнейшем влиянии Толстого, а также русской революции 1905 г., на свои взгляды.

51 Mulhal E. Punching the Wind: Captain Jack White … P. 3–4. URL: https://www.rte.ie/ centuryireland//images/uploads/further-reading/Mulhall_White_FINAL_VERSION_15_


набирает силу стачечное движение, а ирландский синдикализм пере- живает свой короткий звездный час. Войдя в контакт со знаменитыми профсоюзными лидерами Большим Джимом Ларкином и Джеймсом Коннолли, он становится сподвижником второго и, будучи опытным кадровым офицером, принимает активное участие в формировании Ирландской гражданской армии (ИГА; не путать с Ирландской респу- бликанской армией) – небольшой, но дисциплинированной и высоко- мотивированной парамилитарной организации, своего рода прообраза и аналога Красной гвардии 52. Создаваемая на основе рабочей соли- дарности, без оглядки на этноконфессиональную принадлежность, ИГА имела своей целью защиту бастующих рабочих от произвола полицейских и нанятых буржуазией погромщиков. Уайт лично тре- нировал армейцев, вооруженных тростями, дубинками и клюшками, в столичном Кройдон-парке, участвовал в разработке их униформы и помогал комплектованию, в том числе – на собственные средства 53. Еще не перейдя полностью на леворадикальные позиции, Уайт вы- ступает за интеграцию ИГА с влиятельной военной организацией буржуазных националистов «Ирландские добровольцы» 54, что на тот момент не происходит 55.

В 1916 г. ИГА была ударной силой Пасхального восстания против англичан, став в результате слияния с «Ирландскими добровольцами» частью первого варианта Ирландской республиканской армии. Однако Уайт уже не участвовал в этих событиях: он был на полях Первой миро- вой, на этот раз – в качестве медика-добровольца в составе австралийских частей 56. Узнав о поражении восстания, казнях его лидеров и угрозе жизни Коннолли, Уайт пытался поднять валлийских шахтеров на марш протеста против казни бывшего соратника, однако это закончилось не- удачей, и сам Уайт попал в тюрьму, по горькой иронии судьбы оказавшись в одном тюремном помещении с другим деятелем национального револю-

 
 

APRIL_2014.pdf (дата обращения: 18.12.2016).

52 Dorney J. The Formation of the Irish Citizen Army 1913–16; URL: https://www.theirishstory. com/2013/11/04/the-formation-of-the-irish-citizen-army-1913–16/#.WF6H0hug9mI (дата обращения: 18.12.2016).

53 Fallon D. John McBride: 16 Lives.

54 O Cathain M. A Wee Black Book … P. 24.

55 В свою очередь, секретарь ИГА Шон О’Кейси выступает категорически против такого слияния. Позже О’Кейси также покинет организацию и станет известным драматургом, будет затравлен националистами за свои пьесы, переедет в Велико- британию и займет ортодоксально коммунистические позиции.

56 O Cathain M. A Wee Black Book … P. 24.


ционного движения, еще одним своим другом и оппонентом, британским дипломатом-правозащитником и тайным ирландским националистом, сэром Роджером Кейсментом, казненным за государственную измену. Выйдя на свободу, Уайт, тем не менее, еще долгое время испытывает проблемы с законом и собственным окружением, на несколько лет ста- новится персоной нон-грата в Северной Ирландии, где живет его семья. Отойдя от республиканизма, он называет себя «скорее христианским коммунистом» 57, вступает в «Группу революционных рабочих» Ларкина, а позже – в «Коммунистическую рабочую партию» Роди Коннолли, сына Дж. Коннолли, сотрудничает с П. О’Доннелом 58.

Что касается перехода Уайта, считавшего себя неавторитарным социалистом, к анархизму и его конкретному участию в испанских событиях, сведения разнятся. Сам Уайт успел издать только первую часть своих мемуаров, касающуюся его бурной деятельности до 1930 г. Черновики второй части были утеряны, в итоге доподлинные факты его биографии в 1930-х гг. обросли домыслами и легендами. Так, мно- гие до сих пор считают его добровольцем-комбатантом или военным инструктором Интербригад, который тренировал ирландских антифа- шистов, но стал анархистом, поссорился с коммунистами и Фрэнком Райаном и самолично распустил (!) ирландский контингент, после чего воевал в составе анархистской милиции (или тренировал ее) 59.

Однако большая часть этого не соответствует действительности, о чем свидетельствуют Дэвид Конвери 60, автор единственной биогра- фии Уайта Лео Киохан 61, а также сам капитан. Он оставил несколько свидетельств своего пребывания в Испании, важнейшее из которых, под названием «Бунтарь в Барселоне», увидело свет в информационном бюллетене CNT– AIT № 15 от 11 ноября 1936 г.62 Джек действительно

 
 

57 Там же. P. 24.

58 O Mulhall E. Punching the Wind: … P. 17. URL: https://www.rte.ie/centuryireland// images/uploads/further-reading/Mulhall_White_FINAL_VERSION_15_APRIL_2014. pdf (дата обращения: 18.12.2016).

59 Эта ложная версия стала популярной благодаря эссе британского анархиста Альберта Мельтцера, который познакомился с Уайтом в Лондоне и позволял себе большую вольность в интерпретации чужих биографий. См.: Convery D. From Misfit to Anarchist … P. 45 – 46.

60 Convery D. From Misfit to Anarchist …

61 См. подробнее: Keohane L. Jack White: Imperialism, Anarchism, and the Irish Citizen Army. – Merron Press, 2014.

62 White J. R. A Rebel in Barcelona. Jack White’s first Spanish impressions // CNT-FAI Boletin de Informacion, November 11th 1936, № 15 (текст взят из бюллетеня Kate


был в Испании и общался там с анархистами, проникнувшись их идеями. Однако отправился он туда, будучи уже в преклонном возрасте (62 года), являясь членом компартии Великобритании и в качестве не бойца или во- енного специалиста, а администратора второго британского мобильного медицинского госпиталя, собранного на пожертвования сочувствующих Республике британцев 63. В его задачу входили проверка обстановки и поиск места для размещения будущего госпиталя 64. Однако по при- езде в Барселону, Уайт узнал, что отправка госпиталя отменена, а его визит, по сути, лишен смысла. Сам он видел причину этого в интригах администратора первого британского полевого госпиталя в Граньере, Кеннета Синклера-Лутита, в опасениях британских коммунистов от- носительно того, что госпиталь попадет в руки анархистов и будет использован ими для собственных нужд 65.

Тем не менее, он посвятил свое недолгое пребывание в Барселоне знакомству с бытом и настроениями масс, о чем и написал в «Бунтаре…». Бросается в глаза схожесть его описания революционного города с из- вестными описаниями Оруэлла из «Памяти Каталонии»: Уайт тоже вос- хищен энтузиазмом людей, духом свободы и равенства, обилием флагов и транспарантов, отказом от чаевых, а также – что сейчас представляется немного наивным – честностью и «природным благородством» ката- ланцев, в которых он «удостоверился», когда искупался в море и нашел нетронутыми деньги в оставленном на берегу костюме 66.

Именно тогда Уайт, и без того не слишком благонадежный для компартии человек, сближается с анархистами, общается с Агустином Сухи 67и знакомится с Эммой Гольдман. По приезде в Лондон в 1937 г., он активно включается в работу анархистской пропагандистской орга- низации «Spain and the World» («Испания и мир») 68, непосредственно связанной с CNT–FAI. На собрании, устроенном лондонской ветвью CNT–FAI, произносит речь «Анархизм – философия действия», текст которой был опубликован в одноименном издании организации, «Spain

 

 
 

Shapley Library и представлен по адресу: https://www.struggle.ws/spain/jw_first.html, дата обращения: 18.12.2016).

63 Convery D. From Misfit to Anarchist … P. 47.

64 Там же.

65 Там же.

66 White J. R. A Rebel in Barcelona. Jack White’s first Spanish impressions … (дата об- ращения: 18.12.2016).

67 Convery D. From Misfit to Anarchist … P. 47.

68 Там же. P. 49


and the World», от 5 февраля 1937 г.69. В ней он признается в своей теоретической неподкованности, но выражает горячую симпатию анархистам как людям действия, способным перешагнуть националь- ные и отбросить религиозные рамки. Будучи идеалистом, Уайт встает на защиту ошельмованных и затравленных сталинистами троцкистов (и мягко полемизируя с Э. Гольдман, на тот момент считавшей Троцкого и его последователей недостойными защиты), пытается примирить враждующие анархистские группировки 70. Наконец, его третьей ста- тьей об анархизме и Испании стал памфлет «Значение анархизма» 71, в котором он сравнивает позиции государственнического социализма и анархо-синдикализма, делая выводы в пользу второго, доказывает необходимость уничтожения классового общества и государственного принуждения, окончательно порывает с марксизмом, отдавая должное самому Марксу, критикует троцкизм, но вступается за «неподконтроль- ных» коммунистам бойцов в Испании.

В Лондоне он знакомится с ирландским анархистом Мэтом Кавана. Тот родился в Лимерике в 1876 г., но в юности переехал в британский Ливерпуль и влился в британское анархическое движение еще до начала Первой мировой войны, встречался и общался с П. А. Кропоткиным, уча- ствовал в кампании против насильственной депортации Э. Малатесты, удостоился похвального отзыва Р. Рокера 72. 1907 г. он участвовал в соз- дании ливерпульского филиала «Индустриального союза прямых дей- ствий». Ненадолго вернувшись в Ирландию в революционный 1916 г. и разочаровавшись в ирландском национализме, он вновь приехал в Британию, где продолжил прежнюю деятельность. Их сотрудничество было прервано в 1946 г. смертью Уайта. Незадолго до своей кончины капитан перебрался с новой семьей в Северную Ирландию, где, утратив состояние, жил скромно и фермерствовал, пробовал баллотироваться на выборы в Стормонт как «республиканский социалист» 73, но даже не попал в избирательные списки, пытался участвовать в организации сил самообороны в годы войны, что закончилось неудачей 74, оставался

 
 

69 URL: https://www.theyliewedie.org/ressources/biblio/en/White_J.R._-_Anarchism,_a_ philosophy_of_action.html (дата обращения: 18.12.2016).

70 Convery D. From Misfit to Anarchist … P. 50.

71 White J. R. The Meaning of Anarchism (1937). URL: https://flag.blackened.net/revolt/ anarchists/jackwhite/texts/anarchism.html (дата обращения: 18.12.2016).

72 URL: https://libcom.org/history/kavanagh-mat-1876–1954 (дата обращения: 18.12.2016).

73 Что, надо признать, не слишком хорошо соотносится с анархистскими принципами.

74 Mulhall E. Punching the Wind:… P. 19. URL: https://www.rte.ie/centuryireland//images/


в лоне пресвитерианства, критиковал фашизм, национализм, католиче- скую церковь и протестантский лоялизм. На его могиле написано, что он был сыном сэра Джорджа, и нет ни слова о его собственной бурной биографии. Однако с тех пор его фигура обрела культовый статус и неизменно вызывает интерес исследователей и активистов. Мало что из начатого им имело успех и завершение, и знавший его учитель и историк Том Макэллиготт назвал Уайта «Дон Кихотом ХХ века» 75.

Как уже было сказано выше, для многих ирландцев переход на ле- ворадикальные и откровенно либертарные позиции был обусловлен отрывом от привычной патриархальной религиозной среды и воин- ствующего националистического духа в результате эпизодической или постоянной миграции. Многие трудовые мигранты в Великобритании, США, Канаде и Австралии, даже имея за спиной опыт службы в ИРА, становились коммунистами или анархистами. В особенности это ка- сается детей эмигрантов, для которых войны их отцов уже значили меньше, чем классовая солидарность.

США как оплот капитализма и страна, где этнических ирландцев больше, чем в самой Ирландии, а также как один из центров мирового анархического движения, не могли не способствовать такой транс- формации. В своей краткой автобиографи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: