Организация охраны материнства и детства в России.




Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке. Основные этапы развития и становления педиатрии. Роль российских ученых в развитии педиатрии.

2 раздела:

возрастные АФО

педиатрия болезней

Основная задача – изучение закономерностей развития детей, причины и механизм заболеваний, способы их диагностики, предупреждения и лечения.

 

Предмет изучения

возраст особенности детей раннего и дошкольного возраста;

физическое и НП развитие детей;

заболевания, их диагностика, лечение и профилактика.

помощь при несчастных случаях и травмах.

 

Направления педиатрии:

Профилактическая педиатрия

— система мероприятий, направленная на профилактику детских заболеваний (проф прививки, асептики, проф-ка рахита, скрининг-программы на выявление насл заболеваний и др.)

Клиническая педиатрия — этот раздел направлен на диагностику и лечение.

Научная педиатрия имеет задачей формулировку парадигм, которыми руководствуется педиатр в своей работе.

Социальная педиатрия как отрасль (составная часть) педиатрии изучает здоровье детей, комплекс факторов, его определяющих, а также разрабатывает эффективную систему социальной профилактики и оказания медицинской помощи детскому населению.

Экологическая педиатрия изучает влияние па здоровье детей природных факторов: климатических, географических, а также вредных факторов внешней среды в том или ином регионе (инсектициды, пестициды, фенол, диоксид, двуокись серы, свинец, проникающая радиация и др.)

История развития педиатрии складывается из 3 этапов.

1 этап связан с Гиппократом, Цельсом, Галеном. Первые писания о природе ребенка. В эпоху Средневековья открыты сиротские приюты(первый открыт в 787 г.)

2 этап, были созданы казенные воспитательные дома, детские приюты — 1638,1707 гг. 1650г.-научный труд о рахите. 1764г.-первое руководство по педиатрии.

3 этап, педиатрия рассматривалась как наука. 1802 г.- первая детская больница в Париже. 1834г.- первая десткая больница в России. 1842г.- первая детская больница в Москве.

 

1847г.- первое русское руководство по педиатрии «педиатрика», написаная Хотовицким С.Ф.

 

Хотовицкий Степан Фомич — первый русский педиатр, сформировал право педиатрии на самостоятельное существование. Организовал первый систематизированный курс по педиатрии в России.

1865г.- первая кафедра педиатрии в России, Фловинский Василий Маркович в Петербурге.

 

Ним Федорович Филатов — отец клинической педиатрии, ее основатель. Написал «Семиотика и диагностика детских болезней», «Семиотика и диагностика инфекционных болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции».

 

 

Организация охраны материнства и детства в России.

 

 

Показатели здоровья женщин и детей являются наиболее чувствительным индикатором социально-экономического развития общества. Деятельность государственной системы охраны материнства и детства направлена на реализацию комплекса социально-экономических и лечебно-профилактических мер по оптимизации образа жизни в семье, укреплению здоровья женщин и детей, обеспечению условий нормальной жизнедеятельности.

Комплекс мероприятий должен быть направлен на:

– обеспечение гарантий гражданских прав женщин и мер поощрения материнства;

– разработку и обеспечение законодательных актов о браке и семье;

– охрану женского труда и трудовой деятельности подростков;

– государственную материальную и социальную помощь семьям, имеющим детей;

– гарантирование системы обучения и воспитания детей в нормальных условиях, не нарушающих их здоровья;

– качественную, гарантированную и доступную медико-социаль­ную помощь.

В системе охраны материнства и детства различают 7 этапов оказания профилактической и лечебной помощи:

1) формирование здоровья девочки как будущей матери;

2) оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству, совершенствование работы женских консультаций, центров "Брак и семья", генетических центров и др.;

3) комплекс мероприятий по антенатальной охране плода в женских консультациях, отделениях патологии беременности, специализированных отделениях и др.;

4) интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов;

5) охрана здоровья новорожденного, организация правильного вскармливания, создание оптимальных условий для физического развития;

6) охрана здоровья ребенка в дошкольный период, обеспечение условий для оптимального физического развития, создание нужного иммунологического статуса;

7) охрана здоровья детей школьного возраста.

Среди основных медико-социальных и правовых актов охраны материнства и детства следует выделить закон РФ "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (04.04.92 г.), который предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам в 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов, а в случаях осложненных родов – 70 дней до родов, 86 дней после родов; при рождении двух детей и более – 84 дня до родов, 110 дней после родов. Введено единовременное пособие (50% от минимального размера оплаты труда) дополнительно к пособию по беременности и родам.

Женщинам устанавливаются ежегодные отпуска не менее 28 календарных дней, гарантирована 36-часовая рабочая неделя, предусмотрены гигиенические и социально-правовые нормативы работы на опасных видах производства.

Трудовые льготы женщинам в связи с материнством гарантирует трудовое законодательство, запрещающее труд женщин на тяжелых и вредных для ее здоровья и здоровья будущего ребенка производствах.

Охрана материнства и детства обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений, женских консультаций, детских поликлиник, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, санаториев. Профилактическая, лечебная и реабилитационная помощь матери и ребенку гарантируется законодательством. Закон предоставляет женщине право самой решать вопрос о материнстве.

В последнее время вышел ряд постановлений, направленных на улучшение материального положения малообеспеченных семей (многодетные семьи, семьи с одним родителем или опекунами и др.); увеличен отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности). Комплексными программами охраны здоровья предусматривается интеграция деятельности государственных, ведомственных служб и медицинских учреждений по охране здоровья женщин и детей. Основная задача учреждений по охране материнства и детства – снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости детей, достижение высокого уровня здоровья в различные периоды их развития.

Одним из основных механизмов реализации стратегии охраны материнства и детства является программно-целевой метод, позволяющий сосредоточить финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства. В рамках программы «Здоровый ребенок» решались задачи по снижению показателей материнской и детской, в том числе младенческой, смертности, снижению заболеваемости, инвалидности, повышению уровня здоровья детей и подростков.

В целях охраны здоровья детей, повышения эффективности и качества медицинской помощи беременным женщинам, новорожденным детям, снижения материнской, перинатальной и младенческой смертности в Российской федерации принят Приказ Минздравсоцразвития России №808 от 02.10.09г. «Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи», регламентирующий условия и порядок оказания амбулаторной и стационарной медицинской помощи женщинам и детям.

Развитие амбулаторно-поликлинической помощи предполагает дальнейшее укрепление поликлинической сети, в том числе детских поликлиник и женских консультаций, развитие общих врачебных практик. Введение Приказом МЗ РФ №701 от 28.11. 05 с 1 января 2006 года во всех регионах Российской Федерации родовых сертификатов имеет своей целью повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи.

 

 

3.Основные задачи и содержание работы детской поликлиники, участкового педиатра.

 

Детская поликлиника - головное учреждение по оказанию лечебно-профилактической помощи детям.

По категорийности (мощности) выделяют 5 категорий поликлиник (от 1-ой - 800 посещений в день до 5-ой - 150 посещений в день). От мощности поликлиники зависит ее структура.

Структура детской поликлиники: 2 входа (для здоровых и больных детей); фильтр с боксами, которые имеет отдельные входы изнутри и выходы наружу; вестибюль; регистратура; кабинеты врачей-специалистов; кабинеты врачей-педиатров; комната здорового ребенка

Особенности структуры детской поликлиники:

1) дополнительный вход к фильтру и боксу; имеются боксы для ОКИ и других инфекций, которые работают круглосуточно

2) в обязанности педиатра входит работа по ЗОЖ, в поликлинике имеется комната здорового ребенка, где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики

3) кабинет профпрививок или отделение иммунопрофилактики

4) социально-правовой кабинет

5) кабинет медицинской помощи организованным детям.

Задачи и разделы работы детской поликлиники:

- профилактическая работа (патронах, профосмотры, диспансеризация, формирование ЗОЖ)

- санитарно-противоэпидемическая работы (проведение прививок, своевременное выявление инфекционых заболеваний, проведение работы с контактами)

- лечебная помощь детям на дому и в поликлинике

- направление детей в стационары, санатории

- лечебно-профилактическая работа в детских учреждениях и школах

- отбор детей в специализированные дошкольные учреждения, санаторные школы-интернаты

- правовая защита ребенка в пределах установленной компетенции

- освоение и внедрение новых современных форм и методов работы, методик лечебно-диагностического процесса

Основные разделы работы участкового педиатра:

- постоянно связан с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами (особенно из "групп риска");

- посещает на дому новорожденных в первые три дня после выписки из родильного дома и контролирует посещение их на дому участковой медицинской сестрой;

- проводит прием детей в поликлинике, назначает им режим, рациональное питание, специфическую и неспецифическую профилактику рахита, оценивает физическое и нервно-психическое развитие;

- осуществляет профилактическое наблюдение за детьми согласно методическим рекомендациям, направляет детей на консультации к другим врачам-специалистам и на необходимые лабораторные исследования;

- планирует (совместно с участковой медицинской сестрой) профилактические прививки, своевременно и обоснованно оформляет медицинские отводы от них;

- осуществляет динамическое наблюдение за детьми, взятыми на диспансерный учет, проводит их оздоровление совместно с другими врачами-специалистами и анализ эффективности диспансеризации;

- организует обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия детям перед поступлением в детские дошкольные учреждения и школы;

- проводит учет и отбор детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном лечении;

- посещает больных детей на дому в день поступления вызова и оказывает им необходимую лечебную помощь с назначением, при показаниях, физиотерапевтических методов лечения, лечебной физкультуры, обеспечивает наблюдение за больным ребенком до выздоровления, госпитализации или разрешения посещать поликлинику, больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно;

- в установленном порядке направляет ребенка на лечение в стационар, в необходимых случаях принимает все меры к необходимой госпитализации ребенка;

- информирует руководство поликлиники (отделения) о всех тяжелобольных детях на участке, не госпитализированным по каким-либо причинам;

- в установленном порядке извещает ЦГиЭ о выявлении инфекционных больных и подозрительных на инфекционное заболевание, проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение инфекционных заболеваний;

- систематически повышает свою квалификацию и внедряет в практику работы новейшие методы лечения и предложения по научной организации труда;

- проводит санитарно-просветительную работу по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний;

- осуществляет контроль за работой участковой медицинской сестры;

- организует на своем участке санитарный актив из населения и привлекает его к проведению санитарно-профилактических мероприятий.

Младенческая смертность

Младенческая смертность (также иногда называется детская смертность, хотя это не совсем точно) — смертность среди детей младше одного года; один из базовых статистических показателей демографии, составляющих смертность населения. Младенческая смертность является важной характеристикой общего состояния здоровья и уровня жизни населения страны, региона, города, национального меньшинства и т. д. С середины XX века практически неизменно используется как один из важных факторов при классификации стран по уровню жизни населения.

Как и другие демографические показатели, младенческая смертность может выражаться как в абсолютных, так и в относительных терминах. Относительный показатель, или коэффициент младенческой смертности выражается обычно в промилле (‰) и обозначает количество детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 новорожденных за один год; гораздо реже используются коэффициенты в расчёте на 100 или 10 000 новорожденных. Младенческую смертность часто выделяют из детской смертности, так как её причины могут существенно отличаться. Высокая младенческая смертность является признаком низкого уровня развития медицины и особо часто встречается в странах Третьего мира, хотя до XIX века младенческая смертность в Европе была заметно выше, чем в Китае, Индии или мусульманских странах.

Динамика

Если в середине 50-х годов показатели младенческой смертности в России приближались к таковым в Финляндии, Японии, то сейчас в этих странах уровень младенческой смертности в 3 - 4 раза ниже, чем в России.

Смертность является максималь­ной в первые сутки после рождения, но затем, вначале резко, а потом постепенно, снижается с каждым прожитым днем, неделей, месяцем. Эта тенденция сохранилась до настоящего времени.

Из целого ряда биологических факторов, влияющих на младенческую смертность, наиболее точно установленным является полребенка. Статистически достоверно известно, что дети мужского пола умирают чаще, чем дети женского пола.

Наиболее высокая заболеваемость пневмонией у детей отмечается в холодное время года, подъем заболеваний желудочно-кишечного трак­та отмечается летом и осенью, что сказывается и на показателях младен­ческой смертности от этих заболеваний.

Все причины перинатальной смертности можно разделить на две группы:

1) заболевания или состояния матери или последа, патоло­гия беременности и родов, обусловившие смерть ребенка;

2) заболевания и состояния ребенка (плода), явившиеся причиной смерти.

Среди первой группы причин наибольший удельный вес занимают осложнения со стороны плаценты, пуповины и обо­лочек (преждевременная отслойка плаценты, патология пупо­вины и т.д.); на втором месте - осложнения бере­менности у матери (токсикозы второй половины беременно­сти, преждевременное излитие околоплодных вод и т. д.); на третьем - состояния матери, не связанные с дан­ной беременностью; на четвертом - осложнения родов и родоразрешения (стремительные роды, аномалии родовой деятельности, криминальные вмешательства).

Среди второй группы причин наибольшее значение имеют: асфиксия, респираторные состояния (в том числе врожденная пневмония) и врожденные аномалии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: