Сущность и функции коммерческих банков.




ТЕМА №3

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ

 

Коммерческие банки являются одним из центральных элементов рыноч­ной системы. Эффективность банковской деятельности - необходимое ус­ловие поступательного развития любой национальной экономики, ведь бан­ковские услуги постоянно используют в своей деятельности и домашние хо­зяйства, и предприятия, и государственные структуры. Нет ни одного экономического субъекта, не потребляющего услуги коммерческих банков. Ассортимент таких услуг уже достаточно широк, и тем не менее постоянно появляются новые, происходит модификация традиционных банковских продуктов. Вряд ли можно назвать такую отрасль народного хозяйства, в ко­торой не было бы экономических интересов коммерческих банков.

 

Сущность и функции коммерческих банков.

Экономические единицы, действующие в условиях рынка (домашние хо­зяйства, фирмы, государственные структуры), связаны между собой денеж­ными отношениями. Форму организации таких отношений называют финан­совой системой. Взаимодействие между элементами финансовой системы; осуществляется, как правило, при посредничестве коммерческих банков. Рассмотрим, в чем оно заключается.

Объективной закономерностью оборота авансированной в производство стоимости является временное высвобождение из этого процесса денежных средств. Денежные средства, не участвующие в процессе оборота авансиро­ванной в производство стоимости, перестают приносить собственникам предприятия прибыль, что противоречит самой сути рыночного хозяйства.

Домашние хозяйства в условиях рыночной экономики, так же как и пред­приятия, являются самостоятельными субъектами. Рациональное ведение домашнего хозяйства предполагает сбережение некоторой части дохода до­машнего хозяйства. Процесс сбережения определяет необходимость созда­ния: а) страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего по­требления в случае снижения по тем или иным причинам величины распола­гаемого дохода; б) денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, связанных с приобретением дорогостоящих предметов длительно­го пользования или услуг.

Наличные деньги на руках у населения, так же как и временно свободные денежные средства предприятий, не участвуют в обороте, хотя могли бы при­носить домашним хозяйствам дополнительный доход. Эффективное выпол­нение государством своих функций в условиях рынка предполагает создание централизованных денежных резервов, средства которых не всегда вовлече­ны в процесс оборота авансированной в производство стоимости. Таким об­разом, становится очевидным, что на рынке в любой момент времени сущест­вуют экономические единицы, располагающие временно свободными денеж­ными средствами. Их иногда называют экономическими единицами с профицитом баланса (ЭЕПБ)1. Но столь же очевиден и тот факт, что на рынке в это же время функционируют экономические единицы, нуждающие­ся в дополнительных денежных средствах. Это и предприятия, имеющие проблемы с финансовым обеспечением текущей деятельности или осуществ­ляющие дорогостоящие инвестиционные проекты, и домашние хозяйства, приобретающие жилье или дорогостоящие товары длительного срока ис­пользования, и государство, финансирующее дефицит своего бюджета. Их называют экономическими единицами с дефицитом баланса (ЭЕДБ).

Сказанное позволяет сделать следующий вывод: одним из противоречий, существующих в условиях рыночного хозяйства, является одновременное существование временно свободных денежных средств у одних экономиче­ских единиц и наличие потребности в дополнительных финансовых ресур­сах у других. Это противоречие разрешается на финансовых рынках. На них в качестве покупателей (держателей обязательств финансового рынка) вы­ступают ЭЕПБ, в качестве продавцов (эмитентов обязательств финансового рынка) - ЭЕДБ.

Перераспределение денежных средств между эмитентами обязательств и их держателями может быть осуществлено с помощью прямого или непря­мого (опосредованного) финансирования. При прямом финансировании эми­тент продает свои обязательства непосредственно держателю.

Поиск взаимно заинтересованных эмитентов денежных обязательств и их потенциальных держателей осуществляют такие участники финансово­го рынка, как брокеры, дилеры, инвестиционные фонды, инвестиционные компании. В том случае, когда имеет место прямое финансирование, пара­метры денежных обязательств (срок, сумма, доходность и т. д.) не изменяют­ся. Например, открытое акционерное общество осуществило дополнительную эмиссию акций (количество акций - 10 000 штук; номинальная стои­мость одной акции - 100 рублей). Инвестиционный фонд приобрел весь выпуск акций. В данном случае остаются неизменными и номинальная стои­мость акций, и их общее количество.

Однако представления ЭЕПБ и ЭЕДБ о параметрах денежных обяза­тельств не всегда совпадают. В этом случае финансирование происходит при посредничестве коммерческих банков. Например: предприятие А (ЭЕДБ) нуждается в дополнительных денежных средствах в сумме 500 000 руб. и имеет возможность привлечь их на срок 3 месяца. Однако поиск кредитора (ЭЕПБ) не принес результата - среди деловых партнеров предприятия А не нашлось фирмы, располагающей свободными денежными ресурсами в сумме 500 000 руб. на срок 3 месяца. В это же время предприятие Б и предприятие В, не входящие в круг партнеров предприятия А, располагают свободными денежными средствами (каждое по 250 000 руб.) на срок 3 месяца. Эти пред­приятия также не могут подыскать потенциальных заемщиков. Каждое из них размещает свои деньги в банк на счет по срочному вкладу (его парамет­ры: сумма - 250 000 руб., срок - 3 месяца, ставка - 10% годовых). Банк объе­диняет эти вклады и предоставляет кредит обратившемуся с заявкой пред­приятию А. Как мы видим, параметры денежного обязательства изменились: его сумма составляет теперь 500 000 руб., увеличилась, конечно, и цена фи­нансовых ресурсов (уровень процентной ставки по кредиту выше, чем уро­вень ставки по вкладам). Это и есть опосредованное финансирование.

Таким образом, банки выполняют важную с точки зрения рынка функ­цию посредничества в движении ссудного капитала.

Банки обладают возможностью изменять параметры денежных обяза­тельств и предоставлять заемщикам требуемые ссуды на приемлемых усло­виях. Однако объяснение самого факта существования банков этим не исчер­пывается. Имеются и другие основания, обусловливающие их деятельность. К ним следует отнести и минимизацию информационных издержек, связан­ных с деятельностью банка как финансового посредника.

Информационные издержки включают четыре типа: издержки поиска, проверки, мониторинга и принудительных мер.

Обе стороны, участвующие в какой бы то ни было сделке, всегда несут из­держки поиска. Участники должны найти контрагентов, получить о них ин­формацию, выбрать, встретиться и провести переговоры. Кредиторы и заем­щики также несут издержки поиска, если эти издержки не принимает на себя банк.

Издержки проверки представляют собой второй тип информационных издержек. Прежде чем ссудить деньги, кредитору необходимо проверить точ­ность информации, полученной от заемщика. Асимметрия информации меж­ду заемщиком и кредитором создает проблему неблагоприятного выбора, следствием чего может быть неэффективность рынков. Поэтому в теории су­ществование банков часто объясняют несовершенством рынков.

Существуют также издержки мониторинга. Если ссуда предоставлена, возникает необходимость контроля и наблюдения за деятельностью заемщи­ка, чтобы иметь возможность отделить объективные от необоснованных при­чин несоблюдения условий кредитного договора.

Наконец, в любом контракте каждая из сторон может нарушить его усло­вия. Тогда потерпевшая сторона должна будет предпринять действия, направленные либо на ужесточение контракта, либо на его расторжение и по­иск компенсации. Возникающие в связи с этим издержки называются из­держками принудительных мер. В случае с кредиторами и заемщиками довольно часто заемщики нарушают график погашения долга, и кредиторы вынуждены либо пересматривать условия, либо предпринимать действия для покрытия ссуды.

Эти четыре типа информационных издержек несет любой кредитор. Если банк как посредник дает возможность кредиторам (вкладчикам) предостав­лять ссуды с более низкими информационными издержками, чем при пря­мом кредитовании, то кредиторы предпочтут услуги банка. Заемщики обра­тятся в банк, если издержки поиска окажутся ниже, чем при прямом кредито­вании. Действительно ли посредничество банка снижает информационные издержки?

В отличие от индивидуального кредитора банк получает экономию от ди­версификации деятельности. Экономия от диверсификации означает, что два и более продукта могут быть произведены совместно с более низкими из­держками, чем каждый в отдельности. Информационная экономия от дивер­сификации в кредитовании означает, что банки могут создать портфель ак­тивов с той же ожидаемой доходностью, но с более низким кредитным рис­ком, чем это возможно при прямом кредитовании. Экономия достигается тем, что банки имеют доступ к конфиденциальной информации о заемщиках в кредитном процессе. Кроме того, банки получают информацию о потен­циальных заемщиках, так как ведут счета клиентов. Такую информацию, как правило, невозможно продать, она является внутренним продуктом банков­ской деятельности, который банк использует для увеличения кредитного портфеля.

Для улучшения перспектив погашения ссуд и снижения кредитного рис­ка банки разрабатывают и применяют кредитные договоры. Например, банк может включить в кредитный договор жесткие оговорки, предусматриваю­щие право контроля над фирмой - заемщиком, а также потребовать залого­вого обеспечения выполнения обязательств.

Различия в предпочтении ликвидности - еще одно объяснение, почему существуют банки. Банки трансформируют неликвидные активы в ликвид­ные обязательства. Фирмы в реальном секторе экономики хотят привлекать заемные средства на длительный срок и погашать кредиты через несколько лет по мере поступления доходов от инвестиционных проектов. Ссужая де­нежные средства, сберегатели откладывают текущее потребление до опреде­ленного момента в будущем. И те, и другие могут менять свои решения из-за непредвиденных обстоятельств. Объединяя большое число заемщиков и вкладчиков, банки приобретают необходимую ликвидность для удовлетворения потребностей обеих сторон. Таким образом, ликвидность — важней­шая услуга, которую банк предоставляет своим клиентам, и если банк пред­лагает эту услугу дешевле, чем в отсутствие банковского посредничества, то и заемщики и кредиторы будут предъявлять спрос на банковские услуги. Именно этот аспект банковского дела отличает банки от других финансовых институтов. Это также объясняет, почему банки становятся объектом пру­денциального регулирования: выполняя функцию обеспечения экономики деньгами, банки предоставляют услуги, которые содержат элемент общест­венного блага.

Благодаря банкам вкладчики получают процентный доход, не отказыва­ясь от ликвидности. Ссуды дают заемщикам больше ликвидности. Боль­шинство клиентов держат избыточные остатки на банковских счетах, по­скольку их оптимизация в соответствии с потребностью в платежах стоит слишком дорого. Такого рода трансакционные издержки означают, что в ка­ждый момент времени только часть депозитов востребована клиентами. Ос­новываясь на частичном резервировании депозитов, банки получают воз­можность получать доход, т. е. предоставлять кредиты под процентную став­ку, которая превышает процентную ставку по депозитам, с учетом риска по ссудам и стоимости посредничества. Таким образом, банковские посредни­ческие и платежные услуги тесно взаимосвязаны. Банки извлекают доход, сочетая платежные и посреднические услуги.

Банки как организации не только снижают информационные издержки, но и способствуют решению проблем контроля и побудительных стимулов, что позволяет более эффективно выполнять функции финансового посред­ничества и ликвидности.

Известны две модели поведения банков в решении проблемы побуди­тельных стимулов в отношениях между банком и заемщиками: партнерские отношения и деловые отношения.

В основе партнерских отношений лежит так называемый относитель­ный контракт, т. е. понимание обеими сторонами того, что потребуется вре­мя, прежде чем возникнут определенные условия, необходимые для кон­тракта. Клиент устанавливает длительные партнерские отношения с бан­ком, благодаря чему клиент может использовать банк для своих финансовых потребностей. Например, клиенту потребуется кредит для установки новой технологической линии в производстве, результаты внедрения которой мо­гут быть получены не ранее чем через несколько лет. Банк должен решить, стоит ли план кредитного риска. Если между клиентом и банком существова­ли длительные отношения сотрудничества, на протяжении которых клиент не испытывал серьезных финансовых трудностей, то банк сможет лучше оце­нить кредитный риск нового проекта и, вероятнее всего, заключит кредит­ный договор. Даже несмотря на пункт кредитного договора, предусматри­вающий право банка в любой момент отозвать ссуду, заемщик знает, что это маловероятно в силу установившегося сотрудничества. Такая модель веде­ния банковского дела улучшает распределение информации между участни­ками и позволяет кредитору получить необходимые сведения о заемщике. Она также позволяет гибко реагировать на возможные непредвиденные обстоятельства.

Другая модель представляет собой полную противоположность первой и основана на формализованном деловом или классическом контракте. В соответствии с этой моделью банки конкурируют за бизнес клиентов, а клиен­ты ищут подходящие банки. Стороны, образно говоря, держатся на почти­тельном расстоянии, не вступая в партнерские отношения, и строго привяза­ны к условиям контракта.

В банковском деле модель партнерских отношений дает больше простора для оппортунистического поведения заемщика из-за асимметрии информа­ции. Преимущество модели деловых отношений состоит в том, что деловой контракт ограничивает оппортунистическое поведение заемщика. Другим преимуществом является обсуждение контракта, обе стороны могут торго­ваться об условиях контракта. С другой стороны, информация существенно урезана, и детальная проработка контракта сокращает возможности гибкого решения проблем.

Партнерская модель преобладает в таких странах, как Япония и Герма­ния, где распространено перекрестное владение акциями между банками и нефинансовыми компаниями. В других странах, таких, как США и Вели­кобритания, более распространены классические контракты, хотя в той или иной степени, в зависимости от моды, применяется и модель партнерства. В 1970-1980-е гг. в Японии и Германии тесное сотрудничество банков и корпораций рассматривалось как одна из основных причин успешного раз­вития экономик этих стран. Однако в 1990-е гг. глобальные процессы финан­сового дерегулирования подорвали партнерскую модель, потому что увели­чилось число способов корпоративного финансирования и число игроков на рынке. В Японии банки существенно пострадали из-за падения рыночной стоимости инвестиционных портфелей вследствие длительного спада на фондовом рынке после 1990 г.

Подводя определенный итог, можно резюмировать: банки существуют потому, что они способны:

а) трансформировать риски кредитных сделок - предоставление денег в кредит всегда связано с риском их полной или час­тичной потери, поэтому потенциальный кредитор хочет быть уверен в плате­жеспособности потенциального заемщика. Такую уверенность обеспечивают банки. Специализируясь на ведении кредитных операций, они имеют воз­можность качественно определять платежеспособность заемщиков. И по­этому вкладчики имеют достаточную уверенность в том, что денежные сред­ства, размещенные в банке, будут им, во-первых, возвращены, а во-вторых, обеспечат получение определенного дохода;

б) трансформировать сроки кредитных сделок - часто клиенты банка имеют различное представление о сроках кредитных сделок: срок, на который собственник вкладывает деньги в банк, может не совпадать со сроком, на который их хочет получить потен­циальный. Банк способен обеспечить согласование их представлений о сроках кредитной сделки. Решая эту задачу, банки могут предоставлять долгосрочные

кредиты, используя краткосрочные займы, и наоборот, предоставлять «корот­кие» кредиты за счет долгосрочных вкладов;

в) трансформировать величины кредитных сделок - на практике часто складывается такая ситуация, когда банку приходится объединять мелкие займы, с тем чтобы предоставить кли­енту крупную ссуду, или, наоборот, дробить крупный заем на части. Таким образом, банки регулируют суммы (величины) кредитных сделок.

Посредническая деятельность в движении ссудного капитала является исходной функцией банков с точки зрения экономической логики. Выпол­няя ее, банки принимают на себя еще ряд важных экономических функций:

а) аккумуляция денежных средств. Стремясь к увеличению объема кредит­ных ресурсов, коммерческие банки аккумулируют на своих счетах денежные средства отдельных домашних хозяйств, предприятий, государственных структур, создавая тем самым основу для их перераспределения между раз­личными секторами экономики;

б) создание безналичных денег;

в) посред­ничество в осуществлении денежных расчетов между различными хозяйст­вующими субъектами.

Современные коммерческие банки являются важным элементом системы организации и наличных, и безналичных денежных рас­четов. Участвуя в организации денежного обращения, банки способствуют снижению затрат, связанных с деятельностью различных предприятий, по­вышая тем самым эффективность их деятельности и эффективность всей экономической системы.

В перечисленных функциях достаточно полно выражается экономиче­ская сущность банковской деятельности в условиях современной экономи­ки. Даже краткая характеристика этих функций позволяет сказать, что ком­мерческим банк - это предприятие особого рода, основой деятельности ко­торого является мобилизация временно свободных денежных средств отдельных хозяйствующих субъектов и населения с целью предоставления их в ссуду, а также предоставление иных услуг в рамках посредничества на финансовых рынках.

Экономическая сущность банковской деятельности лежит в основе зако­нодательного определения, содержащегося в Федеральном законе от 2 декаб­ря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Давая определе­ние юридическому понятию «банк», законодатель придерживается следую­щей логики:

- определяет круг банковских операций. К ним относятся:

1) привлече­ние денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востре­бования и на определенный срок);

2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счётов физи­ческих и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физи­ческих и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их бан­ковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридиче­ских лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

- дает определение кредитной организации. В соответствии с ним кре­дитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального раз­решения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции;

- выделяет из числа кредитных организаций банки. Банк - это кредит­ная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в сово­купности следующие банковские операции: привлечение во вклады денеж­ных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочно­сти, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- выделяет небанковские кредитные организации, которые имеют пра­во осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в зако­не, причем сочетания банковских операций для небанковских кредитных ор­ганизаций устанавливаются Банком России;

- предоставляет кредитным организациям право помимо перечислен­ных банковских операций осуществлять следующие сделки:

1) выдачу пору­чительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц ис­полнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными ме­таллами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридиче­ским лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание кон­сультационных и информационных услуг и иные сделки в соответствии с национальным законодательством;

- запрещает кредитным организациям заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Несмотря на несовершенство терминологии, используемой законодате­лями для обозначения отдельных участников банковской системы (напри­мер, организации, осуществляющие банковские операции, но не предостав­ляющие кредитов, называются небанковскими кредитными организациями), совершенно очевидно, что банком является такое предприятие, которое на основе лицензии Банка России совершает как минимум три вытекающих из его экономической сущности операции:

1) привлечение во вклады денежных средств;

2) кредитование и

3) посредничество в денежных расчетах (ведение счетов).

Традиционно банки оперируют на неформальных рынках. Кредитный процесс, внутренне присущий банковской организации, отличается от стан­дартизированных контрактов на организованных рынках, как процесс при­нятия индивидуальных решений о предоставлении ссуд. В силу того что бан­ки «занимают коротко и ссужают длинно», фирмы могут получать ссуды на более длительные сроки, тогда как сберегатели могут предоставлять свои средства на более короткие сроки, чем на организованных рынках.

Во второй половине XX в. все коммерческие банки мира столкнулись с ожесточенной конкуренцией. Гигантскими кредитными корпорациями ста­ли пенсионные и страховые компании. Это привело к поиску новых источни­ков доходов, которые не могут быть отнесены к активным или пассивным банковским операциям. Такого рода внебалансовые операции представляют собой финансовые и биржевые услуги (управление пакетами акций, консал­тинг, бюджетное и налоговое планирование, помощь в слиянии), трастовые операции. Современные банки активно осуществляют деятельность на орга­низованных рынках в форме внебалансовых операций (безотзывных обяза­тельств и выданных гарантий) или через открытие брокерских отделений и дочерних компаний.

Сущность коммерческих банков, выполняемые ими функции определя­ют ту роль, которую они играют в современной рыночной экономике. Банки обеспечивают непрерывность денежных потоков между различными эконо­мическими единицами, непрерывность оборота авансированной в производст­во стоимости, предоставляя возможность дополнительного финансирования и размещения денежных средств промышленным предприятиям, государст­венным структурам, домашним хозяйствам. Банки благодаря своим связям с различными секторами экономики способствуют объединению самостоя­тельных хозяйствующих субъектов в единую экономическую систему.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: