Грамматические отношения между компонентами словосочетания




Главный и зависимый компоненты словосочетания находятся в определённых семантико-синтаксических отношениях, которые обусловлены лексическими и грамматическими особенностями опорного и зависимого слов. Смысловые отношения, которые возникают между главным и зависимым компонентами в результате подчинительной связи, называются г р а м м а т и ч е с к и м з н а ч е н и е м словосочетания.

Выделяют следующие типы грамматических отношений, возникающих между компонентами словосочетания: атрибутивные (определительные), объектные, обстоятельственные, субъектные и комплетивные.

А т р и б у т и в н ы е возникают при указании на предмет и его признак (старый рояль, варенье из груш, директор школы), о б ъ е к т н ы е – на действие и предмет, на который оно направлено (читать журнал, думать о будущем, писать стихи), о б с т о я т е л ь с т в е н н ы е – на действие и его признак либо на признак признака (прожить впустую, при-ехать летом, очень громко), с у б ъ е к т н ы е характерны для словосочетаний, в которых зависимое слово обозначает производителя действия или носителя признака (распоряжение декана, белизна снега, строится отцом), к о м п л е т и в н ы е, или восполняющие, – для словосочетаний с информативно недостаточными словами (три дома, масса студентов, двадцать аудиторий).

В рамках каждого типа синтаксических отношений можно выделить ряд частных значений.

Словосочетания с атрибутивными отношениями выражают:

· качественный признак: хороший друг, человек исполинского роста, трудная задача;

· принадлежность: комната брата, платок сестры, хвост собаки;

· отношение части к целому: лист берёзы, листок тетради, механизм часов;

· материал: браслет из золота, пальто из шерсти, табурет из дерева;

· назначение: подставка для цветов, блокнот для записей, контейнер для продуктов;

· происхождение: девушка из Канады, учёный из Франции, студент из Литвы;

· сравнительные отношения: губы бантиком, брови дугой, бородка клинышком;

· отношение к лицу, коллективу, организации, профессии: декан факультета, староста группы, кабинет ректора и т.д.

Словосочетания, имеющие объектное значение, могут обозначать:

· прямой объект: читать лекцию, строить дом, варить суп;

· косвенный объект: добиваться успехов, увлекаться живописью, надеяться на удачу;

· часть целого: купить молока, выпить чаю, принести воды;

· адресата: писать другу, подарить сыну, отправить матери;

· материал: делать из теста, плести из ниток, шить из шёлка;

· орудие действия: выделять карандашом, бить палкой, рубить топором;

· объект восприятия, узнавания: наслаждаться романсом, любоваться пейзажем, узнавать новости;

· объект речи, мысли: мечтать о встрече, думать об экзамене, рассуждать о перспективах;

· распределительные отношения: взять по салату, дать по карандашу, получить по журналу;

· совместные действия: обсуждать с коллегами, разговаривать со студентами, встречаться с друзьями и т.д.

Словосочетания с субъектным значением указывают на:

· производителя действия: приказ декана, приезд подруги, написана художником;

· носителя признака: синева озера, белизна снега, доброта матери.

Словосочетания с обстоятельственными значениями могут указывать на:

· пространство: жить в городе, отдыхать на даче, идти рядом;

· время: приехать на рассвете, учиться с утра до вечера, встретиться весной;

· причину: плакать от счастья, краснеть от стыда, разбить сгоряча;

· цель: поехать назло, сделать нарочно, подарить на память;

· способ совершения действия, характер его протекания: идти шагом, петь фальцетом, говорить громко и т.д.

Н.Ю. Шведова выделяет так называемые комплетивные отношения и первоначально понимает их слишком широко. Она включает в эту группу объектные отношения (верность слову), обстоятельственные (сделать в отместку) и собственно комплетивные (масса вопросов). В «Русской грамматике» (1980) она отказывается от термина «комплетивные» и выделяет отношения информативного восполнения, или восполняющие, которые характерны для словосочетаний с информативно недостаточными словами в роли главного компонента: стать смелым, сделаться отличником, три стола.

Перечисленные типы отношений не всегда существуют в чистом виде. В некоторых случаях на основное грамматическое значение накладывается дополнительное, в результате чего формируются словосочетания с определительно-объектным (мечта о будущем, воспоминание о прошлом), определительно-обстоятельственным (экскурсия в Хатынь, пропуск по болезни) и др. значениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: