Существует несколько видов приводов запорной трубопроводной арматуры:
- ручной;
- электроприводы;
- пневмогидроприводы;
- пневмоприводы;
- гидроприводы;
- с механическим редуктором.
а) Электроприводы
Электроприводы для управления запорной арматурой нашли наибольшее распространение по сравнению с другими приводами благодаря таким преимуществам, как простота и надежность конструкции, а также вследствие широкой оснащенности электроэнергией промышленности. На рисунке 1.29 показан интеллектуальный электропривод ЭПЦ-1000.
Рис. 1.29. Интеллектуальный электропривод ЭПЦ-1000 для многофункционального управления запорно-регулирующей арматурой трубопроводов Dy 100 - 400 мм |
1. По требованиям взрывобезопасности - в нормальном и взрывобезопасном исполнениях.
2. По типу редуктора - с червячным, зубчатым и планетарным редукторами.
3. По способу отключения в конечных положениях: механическое с муфтой ограничения крутящего момента; электрическое с реле ограничения максимальной силы тока; комбинированное механическое и электрическое.
В свою очередь муфта ограничения крутящего момента может быть одностороннего и двухстороннего действия. Кроме того, по способу срабатывания муфты могут быть: фрикционного действия; с подвижным червяком; с радиальным кулачком; с торцовым кулачком.
4. По способу соединения со шпинделем запорной арматуры: втулкой с квадратом и втулкой с кулачками.
Электроприводы применяются в основном на нефтепроводах (редко на газопроводах). Изготавливаются электроприводы 2-х групп:
1. Приводы с муфтой крутящего момента одностороннего действия (т.е. работают только на закрытие арматуры).
|
2. Приводы с муфтой двустороннего действия. Эти приводы универсальны, могут управлять любой арматурой, выпускаются во взрывозащищенном исполнении, работают как на закрытие арматуры, так и на его открытие. В настоящее время выпускаются электроприводы 2-й группы.
На рисунке 1.30 показана упрощенная схема электропривода.
Принцип действия:
Оператор диспетчерской, эксплуатирующий участок трубопровода, нажатием кнопки управляет путевым выключателем, который приводит в действие электродвигатель, вращение от которого передаются через редуктор на выходной вал привода. Последний вращает ходовую гайку или шпиндель арматуры.
Марки электроприводов: ВЗГ (ВЗТЧ-В); ВЧА (ВЧаТ1-В).
Марки путевых выключателей: Б053-033, ВП-701 (ВП701У2, ВП701/192).
Марки электродвигателей серии В: В63А4 (0,25 кВт)...
В 10084(3 кВт)... В132М4(11кВт)...
Рис. 1.30. Упрощенная схема электропривода
В настоящее время выпускают электроприводы типа Г нового поколения, повышенной надежности с двусторонней муфтой ограничения крутящего момента общего назначения, взрывозащищенного исполнения и для АЭС предназначаются для дистанционного и местного управления запорной арматурой, устанавливаемой в закрытых помещениях и на открытых площадках.
Электропривод является представителем новой серии электроприводов, предназначенных для использования на запорной арматуре, применяемой на нефте- и газопроводах, а также на объектах тепловых и атомных электростанций, в химической промышленности.
Электроприводы позволяют осуществлять:
|
• открытие и закрытие прохода арматуры с пульта управления и остановку запорного устройства арматуры в любом промежуточном положении;
• автоматическое переключение скорости движения для повышения крутящего момента в момент уплотнения, а также в других случаях, связанных с повышением момента сопротивления по ходу движения запорного органа задвижки;
• автоматическое отключение электродвигателя муфтой предельного момента при достижении запорным устройством арматуры крайних положений («Открыто», «Закрыто») и при аварийном заедании подвижных частей в процессе хода на открытие или закрытие;
• электрическую блокировку электроприводов с работой других механизмов и агрегатов;
• регулировку величины предельного крутящего момента.
Не требуется переключение электропривода из положения ручного управления на электрическое.
Система управления электропривода позволяет:
• управлять группой приводов с использованием персонального компьютера (обычного и индустриального исполнения);
• обнаружить аварийную ситуацию;
• накапливать информацию об объеме наработки циклов срабатывания арматуры;
• отображать информацию о текущем состоянии арматуры и самого привода на дисплее.
Встроенная система контроля и диагностики обеспечивает защиту двигателя при обрыве фазы, перегреве двигателя, превышении допустимого момента нагрузки.