Парашютисты должны избегать схождения в воздухе. Это обеспечивается соблюдением установленных интервалов между парашютистами при отделении от самолета, размещением в самолете по весу, осмотрительностью парашютистов в воздухе и умелым управлением куполом парашюта.
При создавшейся угрозе встречи двух парашютистов во время снижения им необходимо принять все меры, чтобы не допустить близкого схождения друг с другом. Для этой цели применяется скольжение (рис.10).
Рис. 10. Действия парашютистов по предотвращению схождения в воздухе.
При непроизвольном схождении парашютистов в воздухе в процессе снижения на круглых куполах необходимо:
предупредить голосом приближающегося парашютиста о возможном схождении и действиях по избежанию схождения;
разворотом куполов разойтись в разные стороны. При схождении на встречных курсах каждый парашютист отворачивает вправо;
парашютисту, находящемуся ниже, потерять высоту скольжением.
Если предотвратить схождение не удалось и один из парашютистов зацепился за стропы другого, то необходимо быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и принять все меры, обеспечивающие снижение и благополучное приземление обоих парашютистов хотя бы на одном куполе. Когда один из парашютистов при схождении проскочит между стропами парашютиста другого и его купол сложится, то парашютист, оказавшийся верхним, обязан схватить руками погасший купол и удерживать его до приземления (рис. 11)
Рис. 11. Действия парашютиста в случае попадания в стропы его парашюта другого парашютиста (случай, когда купол парашюта начал гаснуть). |

В том случае, когда парашютисты после схождения и зацепления окажутся на одном уровне, а купола их парашютов будут продолжать работать, необходимо обхватить друг друга руками и так держаться до момента приземления, при этом во время снижения следует внимательно вести наблюдение за положением куполов и приближением земли (рис. 12).
При схождении может оказаться, что один парашютист проскочит через несколько строп купола другого парашютиста и купол его парашюта начнет затягивать в образовавшуюся петлю. В этом случае парашютист, в чьи стопы попал другой, должен немедленно обрезать зацепленные стопы (рис. 13).
Рис. 12. Действия парашютистов приРис. 13. Обрезывание строп
схождении в воздухе, когда оба при схождении парашютистов
куполанаходятся на одном уровне.в воздухе.
Если у парашютистов при схождении оба основных парашюта начнут гаснуть, одному из них, находящемуся выше, необходимо немедленно раскрыть запасной парашют и обоим снижаться на одном запасном парашюте. Запасной парашют другого парашютиста следует применять в случае крайней необходимости (рис. 14).
Возможны случаи, когда один из парашютистов при снижении может оказаться под куполом другого. При таком положении парашют верхнего парашютиста, попав в зону аэродинамического затенения, сложится и погаснет. Чтобы предотвратить это явление, верхний парашютист должен немедленно предупредить голосом нижнего о том, чтобы он глубоким скольжением ускорил свое снижение и отошел в сторону. При этом верхний парашютист должен применить скольжение в противоположенном направлении.
Рис. 14. Применение запасного парашюта в случае схождения и складывания основного купола. |
