Вернёмся к общим вопросам: как тогда, в свете появившихся в данной статье нововведений, представить «учение о видах власти», анонсированное в доктрине «М.В.»? Рассмотрим виды Власти и Управления раздельно.
Во-первых, о Власти. Здесь утверждается, что методология, хронология и идеология (в том числе религии) находятся в ведении именно Власти. Конечно, если говорить об институтах той же религии, то и там управление (для ведения собственного вполне материального хозяйства) присутствует, но явно на вспомогательных ролях. Хозяйственный механизм церкви нужен для придания физической силы пропаганде её идей, а не для личного потребления «святителей» и иных прибылей, как это принято в РПЦ (родимое пятно местечкового менталитета её иерархов и штатных экуменистов).
Как же можно представить влияние людей власти на формирование ценностных ориентиров общества? В русском языке есть понятие Духовной власти. Собственно говоря, о ней и следует говорить, когда речь заходит о Власти как таковой. В её функции, очевидно, входит определение проблемных областей в области общественного сознания по отношению к целям, диктуемых Властью. Люди власти следят за расхождением фактического целеполагания общества, различных его слоёв, которое дрейфует под давлением обстоятельств и стороннего влияния. Далее следует выработка мер по коррекции проблемных расхождений и отработка коррекции средствами пропаганды или «кадровых чисток», если время не позволяет решить вопросы в рабочем порядке. История СССР знает пример, так называемый «большой террор», когда борьба за ХАРАКТЕР конституционного порядка шла средствами кадровых чисток. Тогда, начиная с 1937 года, «чистки» проводили одновременно две антагонистические властные группировки, «региональные бароны» и сталинский ЦК.
|
Интересное свойство Духовной власти заключается в принципиальном отсутствии у неё единоначалия. Его не может быть просто по определению. Не может быть главного идеолога у Кремля или какой-то территории, государства. Хотя главный пропагандист того же Кремля вполне реально существовать способен. Главным идеологом, да и то с оговорками, может быть носитель вполне определённой идеи, не более того. Идеолог – понятие очень узкое, непременно привязанное к каким-то чётко определяемым ценностным ориентирам.
Но самый интересный для меня вопрос связан с тем, как можно интерпретировать с пользой для прогресса требование Конституции РФ о принципиальном отказе от какой бы то ни было государственной идеологии?… Ну, не с перепоя же появилась эта статья?…
Естественно, помимо Духовной существует вполне осязаемая Светская власть.
Когда в тексте Конституции сказали о видах власти (Светской, конечно; про Духовную даже думать как-то избыточно, не на тех нарвались), то стали утверждать, что все виды власти должны быть независимы друг от друга. Сие, по умолчанию, означает проведение законодательной политики по их разделению. Для чего? – Нет предметного ответа! И как же тогда оценить, удалось ли разделить эти самые виды власти или нет…
Из всего написанного выше может быть сделан вывод, что гармоничное сочетание власти и управления, скорее идеал, чем обыденное явление. Сложность работы власти и управления складывается не только тем, что разрешение проблемных ситуаций доступно не всякому случайному человеку, требует квалификации, добросовестности и упорства, ресурсов, наконец. Эта сложность носит ещё и объективный характер, поскольку в пространстве, где происходит выработка управляющих решений, действует много сил, каждая из которых преследует свой собственный интерес. Это то, что ак. А.И. Фурсов определил как субъектность управления. В технических системах рассматривается один субъект управления, способный вносить изменения в программу поведения исполнительного механизма. Для социальных систем, где число влиятельных сил в любом случае больше единицы, это исключено в принципе, потому разговоры Предиктора о своём могуществе должны были быть скромнее.
|
И поскольку государство Российское всё ещё существует, остаётся предположить, что существует и некое пространство, где управляющие решения социальной значимости приобретают законченное содержание. Целостное видение и ответственность за социальный мир, за сохранение порядка и своевременное проведение обновлений – таково предназначение Верховной власти. Тот человек или властная группировка, кому удаётся выстроить баланс сил и сочетание интересов и ПОТРЕБНОСТЕЙ – представляет собой верховную власть. При этом следует иметь в виду, что ограничение частного интереса в пользу общего, с расчётом гарантировать достаток народа в следующих поколениях, делает честь Верховному вождю, как бы его должность ни называлась, царь, генсек, президент… Но не монарх, конечно. Понятие монархии в теории власти достаточно конкретно, но о нём, учитывая актуальность темы, приведу справку в следующей статье.
|
И, напротив, если верховник отпускает частный интерес жиреть за счёт проедания достатка живущих и будущих поколений, то это уже пахан, какой бы кликухой он себя ни наградил.
Да, власть может подгнить: жизнь слишком сложна, чтобы можно было выстроить всё по заранее намеченному плану, чтобы «и вашим, и нашим». Если между «вашими» и «нашими» (забугорными партнёрами и лицами, приближёнными к императору, к примеру) трения возрастают, то можно смело признавать факт падении качества управления. Банальная причина роста трений – исчерпание ресурсов. При постоянном росте материальных потребностей членов властных группировок возникают проблемные ситуации. Катастрофичное падение качества управления возбуждает перенапряжения проблемных ситуаций. Начинаются публичные перебранки между «вашими» и «нашими». Саботаж и искусственное разогревание страстей становятся доблестью властных группировок, а накал страстей сплачивает тех, кто раньше и смотреть-то друг на друга не мог. В итоге складывается пара сил, разрывающая существующий миропорядок в клочья.
Возникает спрос не только на привычный набор толкований, но и на что-то более подходящее, чтобы получить ясность относительно текущих событий и получить ответ на естественный вопрос «за кого голосовать?». Для примера можно рассмотреть внутренние трения в стане патриотов. Предметность их претензий по отношению друг к другу, а сторонний наблюдатель это хорошо видит, выражается понятиями давно прошедшего времени. Всякий вождь старается подчеркнуть знание теории, осыпая зазевавшегося визави характеристиками, свойственным деятелям прошлого. Осведомлённость в теории, это, конечно, хорошо, но по-настоящему представляет интерес видение существующих проблем и предлагаемые способы их разрешения.
Применение понятийной базы прошлых времён чревато потерей взаимопонимания между потенциальными вождями масс и собственно массами: ситуация в сфере общественных отношений явно отлична от того, что было 100 лет тому назад и более. Действующие тогда лица давно почили в бозе, а ораторы продолжают сражаться аки аватары в легендарных классовых сражениях. Пример, достойный для подражания, можно было бы взять из времени острой фазы противостояния между фашизмом и коммунистическим движением. Когда фашизм пошёл стеной на завоевания социализма, Георгий Димитров дал определение фашизму. Он сказал, что это наиболее реакционная часть сил империализма. И противостояние обрело конкретику, когда становилось аполитичным глаголить про плохих капиталистов и хороший пролетариат всех стран подряд. Когда врага приходится ловить в прицел, надо обязательно уметь различать его образ в точности.
Итак, для разрешения проблемы «социальной адаптации» красных патриотов предлагаю последовать хорошему примеру Г. Димитрова и дать максимально точное (узкое) определение зарвавшимся расхитителям социалистической собственности. И уже против их безсовестного господства, против приватизаторов, не способных наладить производство даже сливочного масла, поднимать тех, кто за честный капитализм, кто за конкуренцию, кто решительно против присутствия жуликов и воров во власти. А также за социализм, который умеет создавать, защищать, и который, увы и ах, был поражён детской болезнью и так слабо понимал суть разнообразия человеческой природы.
Что может сделать Верховная власть России в настоящее время «концептуальной неопределённости», буде ей случится проснуться? – Глянуть в теорию революции и сделать то, что по силам и к лицу.
Технически грамотные люди знают, что систему изнутри невозможно реформировать, её обязательно надо перекраивать со стороны по несколько иному образу и подобию. Но властители дум именно те, кто понимают, что поставить знак равенства, или тождества между техническими и социальными системами, значит, совершить грубейшую ошибку. И здесь хорошо различимы два пути само-реформирования качества социальной системы.
Первый – это всё бросить на произвол судьбы и подогнать крейсер «Аврора» обратно к Английской набережной. Дальше всё понятно и без слов: историки детально разобрались в технических деталях завершающей фазы безвластья.
Второй путь – это, если ещё не поздно, запустить процесс тотальной дискредитации конституционного посыла: «нет идеологии – нет нужды в ответственности». И заявить, когда взвоют все, «Да здравствует РабКрИн!». Или тоже самое, но про опричнину. Технически это означает учреждение ревизии ОБЩЕСТВОМ всей вертикали Управления. Власть, которая ведает общественным сознанием, получает от такого посыла новые залежи сырья для изготовления свежей пищи для умов. Ей теперь надлежит рассказывать, что управление – дело хорошо известное науке, что суть работы государственных институтов извратили воры и жулики, что надо изучать «узкие места и диспропорции» тех кабинетных структур, где принимались управляющие решения. И объявить всенародный набор («Ленинский призыв») грамотных людей в батальоны армии общественного труда. И обещать этой красной гвардии 21-го века, что как только её бойцы-исследователи найдут доказательства и обоснуют, что инспектируемая ими инстанция государственного управления стала прозрачна как покровное стекло микроскопа, что корень зла, проблемная ситуация, распознана – их же и назначать на руководство делом по наведению, действительно, научно обоснованного порядка.
МЕЧТА
В одном из интернет-роликов общественного деятеля А.П. Девятова как-то услышал, что Мечта идёт впереди целей. Он был совершенно прав, утверждая эту истину. Суждения о концепции целей, власти и управления только тогда становятся предметными, когда им предшествует знамя Мечты, ради которой стоит заводить весь сыр-бор. А мечта, если она созрела, легко превращается в законченный образ, самое место которому на знамени передового отряда человечества, если уместна такая идеологема.
В Мечту можно только верить, достигнуть её нельзя, жизни не хватит.
***
Высший класс самоуправления – дать возможность «поставить на поток» социальный лифт. Поставить на поток подготовку кадров – это значит избавить весь процесс становления кадрового руководства от безответственной семейственности и протекционизма в отношении к полуграмотным выдвиженцам с ещё не проверенными в деле морально-нравственными качествами, гарантированно защитить его, в конце концов, от влияния таинств теневых социальных технологий.
Говорят, что яблочко от яблоньки недалеко падает. Зададимся уточняющим вопросом: куда метит следствие мистического закона Стрелы Аримана, если папа вор или жулик? В его прямых потомков? В нормальной воровской среде воры держатся от семейных уз подальше. Приватизаторы же подлее. Они стараются свои грехи переложить, передать через кармическую связь времён на своих кровных потомков, чтобы самим пожить всласть, а расплачиваться «за их дела и помышленья» пусть будут сладкие «яблочки».
Времена упрощённого представления о достаточности раздела сфер влияния для установления стабильности в мире подходят к концу. Нарисованные границы не более чем иллюзия, когда над ними начинает работать время. Самое сложное дело, когда коллективный разум (русская община) преодолеть ограниченность ресурсов за счёт согласия, когда согласие, а не границы, закрепляются общественным признанием. Это не пчёлками за мёдом летать. Там у них никто друг друга не подсиживает, разве что, трутня, пресыщенного гедонизмом, шлёпнут раз в год, на том и успокаиваются.
На этой странной ноте, пожалуй, следует закончить свои старания увлечь раздумьями читателя о том, кому достаётся вода – мёртвая, а кому – живая…
С.Ю. Агафонов, 09-22.07.2019