О сказке «Аленький цветочек»




В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами и обращаемся к более "человекоподобным" и по-настоящему сказочным "Ежику в тумане", "Королю-Льву" и др. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.

Воображение – это фантазия, которая открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.

Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить немного нараспев:

«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»

Пелагея знала много сказок и была мастерица их рассказывать. Маленький Сережа Аксаков часто слушал в детстве ее рассказы. Впоследствии писатель, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», вспоминал ключницу Пелагею, ее замечательные сказки и написал «Аленький цветочек».

Вариации сказки «Аленький Цветочек» существуют у многих народов. Американцы называют эту сказку «Красавица и чудище». Начинается она с того, что отец купец отправляется в плаваниe и наказывает своим трём дочерям «жить без меня мирно и дружно», и в благодарность обещает привезти любые гостинцы, которые они пожелают. Две дочери просят материальные богатства, одна просит венец, другая молодильное зеркало, глядя в которое она всегда будет видеть молодой образ, а третья, Настенька, самая добрая, судя по тому, как она гладит кошку, которую пнула другая сестра под смех третьей, просит привезти аленький цветочек, увиденный ею во сне. Проводится параллель ценностей: духовная ценность аленького мистического цветка, в противовес материальным желаниям сестёр. Также показано, что девушка всерьёз относится к своему сновидению, так как понимает, что такие особенные явные сны, даются не спроста. Молодильное зеркало — пример того, как многие современные женщины тратят много сил и времени на стремление сохранить свою молодость, тем самым крадя время у более значимых вещей — семья, дом, духовная внутренняя работа.

На пути купец останавливается в незнакомом чудесном царстве, где он наслаждается всеми благами, и найдя, срывает аленький цветочек. Появляется Чудище, и говорит, что цветок тот самый его любимый и угрожает сократить купеческие годы жизни. Купец объясняет Чудищу, что сорвал он тот цветок для младшей дочери, Настеньки. Чудище отпускает купца, но просит взамен обещание купца, что приедет к нему одна из дочерей. Чудище обещает: «Я обиды ей никакой не сделаю, а и будет она жить у меня в чести и приволье, как сам ты жил во дворце моем». Опять нам показаны человеческие ценности: честь, приволье (свобода). Купец отказывается со словами: «Нет, не знаешь ты сердца отцовского». Тут мы видим, что отец не стремиться побыстрее выдать дочь замуж, чтобы не была она обузой, «лишним ртом», как говорят в народе. Он заботится о её благополучии душевном и духовном, не смотря на то, что Чудище предлагает дочери все блага царства. Чудище отправляет купца домой с кольцом на мизинце, поклониться родной Земле, и коли никто из дочерей не пожелает приехать, то должен будет сам вернуться к чудищу. Сейчас выражение «поклониться родной земле» у нас ассоциируется в основном с мусульманскими обычаями, хотя раньше люди любили свою землю, кланялись ей, боготворили её. С возвращением отца, дочери наслаждались подарками, но Настенька услышала как отец рассказывает другу, что не может пустить дочерей и сам вернётся к Чудищу. Мы видим, с какой заботой отец относится к своим дочерям, с какой жертвенной любовью. Настенька, конечно понимает, что отец жертвует своей жизнью ради её подарка, и втихаря ночью сама отправляется к Чудищу. Настенька готова к наказанию от Чудища, но тот говорит: «Не накажу, а награжу за сердце твоё доброе». Тут нам показывается, что добро вознаграждается. Чудище наряжает Настеньку в различные заморские наряды, она радуется, но в конце молвит: «Спасибо тебе хозяин ласковый, красивы твои наряды, но сарафан мой, милее мне». Тут проявлена мысль, что традиционная одежда лучше любой заморской, что у каждой народности есть своя традиционная одежда, свои обычаи и культура, которыми не нужно пренебрегать. Настенька слышит только голос Чудища, и видит его доброе к ней расположение.

Чудище предлагает Настеньке богатства, но она отказывается от всего (отказ от материальных благ), и даже хочет оставить колечко, но Чудище просит её оказать ему милость и побыть его гостьей; когда же она захочет домой, может одеть колечко на мизинец и окажется дома. Вот выражение «окажи милость мне», то есть Чудище не приказывает, на запугивает, а просит милость оказать.


Настенька хочет отблагодарить Чудище и остаётся, но однажды увидев в воде отражение Чудища, сильно пугается, чем смущает Чудище, но обещает больше не пугаться. Чудище боится ранить девушку и отпускает со словами «Не судьба». Мы видим понятие «следовать судьбе, то есть естественному ходу вещей». Настенька же отвечает: «Не могу я за ласку твою, за доверие сердешное чёрным злом платить». Тут опять показана ценность доброты и благодарности в противовес мести.

Соскучившись по родным, Настенька просит отпустить её домой, навестить сестёр и отца, и Чудище её отпускает. Сёстры из-за жадности завидуют богатым нарядам Насти, не смотря на то, что Настенька привезла сёстрам много различных даров. Вообще тема зависти и её разрушительное влияние проходит нитью по многим сказкам. Вероятно потому, что много в мире зла делается из-за зависти. Настя говорит отцу, что должна вернуться ровно в срок, иначе Чудище от тоски по ней умрёт, а сёстры услышав сие слова со смехом говорят: «Поделом ему». Тут мы видим обратное от милосердия и думания в первую очередь о других — корыстное, чёрствое, бесчувственное мышление сестёр. Настенька молчит, не вступает в спор с сёстрами, что также указывает на её кроткий и смиренный характер.

Сёстры хотят обмануть Настю и переводят часы на час назад. Настя опаздывает, и видит умершего чудища. Капля её слезы падает на аленький цветочек, чудовище оживает и превращается в красивого принца, который рассказывает Настеньке о том, что его заколдовала ведьма и обратила в чудище, «пока не полюбит тебя краса девица за душу беззлобную и сердце чистое». Сказка нам открывает смысл любви, какой она должна быть, бескорыстной, чистой, самоотверженной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: