Часть 3. Трактовка понятия в истории философии




 

В данной части ЭССЕ мы постараемся разобраться, какие определения и трактовки понятия «жизнь» дают знаменитые философы, которым удалось оставить крупный след в нашей человеческой истории.

Из книги Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» первым философом в анализе выступит Аристотель, который считал, что созерцательная жизнь предпочтительнее других форм жизни деятельной и усладительной. Мимо Диогена не прошла также та пестрота и то разнообразие жизни, которое Аристотелем созерцается и вызывает у Аристотеля глубокое удовлетворение, хотя с приматом созерцания это объединяется не так просто.

В свою очередь египтяне в своей философии рассуждали о богах и о справедливости. Они утверждали, что началом всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа. Богами они считают солнце и луну, первое под именем Осириса, вторую иод именем Исиды, а намеками на них служат жук, змей, коршун и другие животные (так говорят Манефон в «Краткой естественной истории» и Гекатей в I книге «О египетской философии»), которым египтяне и воздвигают кумиры и храмы, потому что обличив бога им не ведомо. Они считают, что мир шарообразен, что он рожден и смертен; что звезды состоят из огня и огонь этот, умеряясь, дает жизнь всему, что есть на земле; что затмения луны бывают оттого, что луна попадает в тень земли; что душа переживает свое тело и переселяется в другие; что дождь получается из превращенного воздуха; эти и другие их учения о природе сообщают Гекатей и Аристагор. А в заботе своей о справедливости они установили у себя законы и приписали их самому Гермесу. Полезных для человека животных они считают богами; говорят также, будто они изобрели геометрию, астрономию и арифметику.

Потамон Александрийский считал, что целью, к которой все стремятся, является жизнь, совершенную во всех добродетелях, но вместе с тем не лишающую и тело его благ, как природных, так и внешних.

Перейдем к более современным философским размышлениям.

В своей центральной работе «Die Welt als Wille und Vorstellung» немецкий философ Артур Шопенгауэр описал главным двигателем всех процессов жизни такое понятие, как «воля к жизни».

Воля к жизни по Шопенгауэру – это постоянная сила, которая вынуждает нас двигаться дальше, цепляться за существование и всегда искать для себя выгоду. Она слепа, глупа и очень настойчива. Воля к жизни заставляет нас больше всего концентрироваться на сексе. С подросткового возраста это желание гудит внутри нас, постоянно сводит мысли к эротическим желаниям и заставляет нас совершать очень странные поступки. Самый странный из них – постоянно влюбляться. Шопенгауэр был уверен, что любовь – это самый важный проект нашей жизни, целью которой является постоянное сохранение и возобновление жизненных процессов.

В естественно-научно-биологическом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления; жизнь (согласно Э. С. Расселу) принципиально отличается от неорганического явления своей направленностью, в частности:
1) прекращением действия с достижением цели;
2) настойчивым продолжением действия, если цель не достигнута;
3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное поведение ориентирует на нормальное, обычное, а приспособленное — на непривычное;
4) ограничением, но не определением направленного поведения внешними условиями (например, деление клеток, или размножение, несмотря на недостаток вещества или питания).

Объяснение такого поведения с причинно-механистической точки зрения невозможно; указания границы между органической и неорганической материей для этого тоже недостаточно.

Для Ж-П. Сатра его сущностью и жизнью было понимание того, что «отчуждение, эксплуатация человека человеком, недоедание отодвигают на второй план метафизическое зло», что писатель «должен равняться на подавляющее большинство, на два миллиарда голодных. В противном случае он стоит на службе привилегированного класса и сам такой же эксплуататор».

Исходя из всего вышесказанного, можно подчеркнуть одно определение, которое примерно и абстрактно объединяет по крупице из каждого учения. В этом определении жизнь является центральным процессом смысла нашего существования. В ее сохранении и поддержании и кроется основное предназначение наших сущностей.

 


 

Часть 4. Заключение.

 

Проанализировав множество книг и прочих источников информации, мне удалось достигнуть своего определенного понимания понятия «жизнь» и приблизится к его более-менее подробному описанию, по средству составления схем и таблиц.

На тему жизни и смысла жизни каждый человек был, есть и будет размышлять на протяжении всего этого постоянного процесса до момента, пока его конкретная единица существования не превратиться в ноль и в этом есть что-то определенно меланхолично-прекрасное.

Возможно, спустя много лет я перечитаю это ЭССЕ и не буду согласна со своими мыслями. Однако на текущий момент, не претендуя на высокие оценки своего продукта мышления, я вижу картину мира и «жизни» в целом именно таким образом и это часть меня, часть моей истории, как одной из ячеек памяти в механизме огромного мироздания.


 

 

Список литературы:

 

1. Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» М., 1995.

2. Артур Шопенгауэр «Мир как воля и представление»

3. Эрик Фрэнк Рассел «The Great Explosion», 1962

4. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. СПб, 2016.

5. Сартр Ж.-П. Слова. М., 1966.

6. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб, 2005.

7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм (1947). Пер. А. А. Санина // Сумерки богов / Под ред. А. А. Яковлева. М., 1989.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: