ThePost-scripturalШиваитские Традиции Кашмира с Девятого Века




AtimargaиMantramarga

УчениеШивы (sivasasana) подразделяет шиваитов на два больших направления, или течения (strotas). Ихназывают Внешний Путь(Atimarga) иПуть Мантр (Mantramarga). Первыйдоступентолькоаскетам, авторойоткрытидляаскетов, идлясемьянинов (grhastha). Различие наблюдается в целях. ВAtimargaвступаюттолькосцельюспасения, аMantramargaсулитиэто, и, дляжелающих, получение сверхестественных сил (siddhis) и опыт сверхъестественных удовольствийв мирах, которые они сами выбирают (bhoga). ШиваизмAtimargaиногданазывают скорее Рудра,а неШива. Этопотому, чтоонсвязансШивойвсвоейархаичной, ведическойформе под названиемРудра («ужасный»), божество диких и изменчивых силза пределами жертвы srauta). В нём есть два направления, PasupataиLakula.

НаправлениеAtimargaPasupata

Соблюдениеаскезы (vrata)- путь к спасению в этой системе- Pasupata. Ононазываетсятак, потомучтоего распространение приписываетсяRudraкакPas'upati. Последователи традиции (Pasupatas) считают, что Pas'upatiпоявился на Землев обликеLakulisa,входя в тело брахмана на погребальном костре и оживляя его. Такимобразомвоплощённый, онпередал основные тексты культа, PasupataAphorisms (Pasupatasutras). Наш основной источник деталей традиции- комментарииKaundinyaк этому тексту. Наоснованиинемногочисленныхсвидетельствпредположили, что этот комментатор относится к четвёртому веку. СамкультPasupata, по крайней мере, та форма, которая происходит отLakulisa, поменьшеймере,надвастолетиястарше.

СлужениеPasupata (pasupata-vrata) было доступно только для брахманов-мужчин, прошедших ортодоксальный обряд инвеституры (upanayana), который предоставлял доступк его Веде и статус полноценного члена сообщества. Жизненныйэтап (asrama), когда брахман становилсяPasupata,не имел значения. Он мог быть учеником, давшим обет безбрачия (brahmacarin), семьянином (grhastha), отшельником, живущим в дикой местности (vanaprastha), или странствующим монахом (bhiksu). Выходя за рамки этой ортодоксальной классификации, онпереходил на «пятый жизненный этап», «Завершённого»(Perfected) (siddha-ds'rama).

КонечнойцельюPasupatasбыл конец страданий (duhkhanta). Помимопрямогозначения, подэтимпонималосьобретениекачествРудры:безграничное знание, безграничная сила и так далее, в момент смерти. Это было состояние полного освобождения идостигалось через


Шиваизм и Тантрические традиции

Четыре этапа дисциплины.Напервомэтапеаскетжил у храма Шивы. Еготелодолжнобылобытьиспачканосажей, ондолженбылславитьбожествохраматанцамии ритуальными песнями, неистовым смехом (attahasa), звуками, издаваемыми ртом (huddukkara), и безмолвной медитацией над 5 мантрами of Yajurveda, 5 brahma-mantras, которые со временем будут персонифицированы в 5 лиц Шивы.

На втором этапе он покидал храм. Отбросив все внешние признаки соблюдения практик, он выходил в люди, притворяяськалекой, душевнобольным и т. п.Прохожие, не догадываясь, что все это – ненастоящее, плохо говорили о нём. НотакимспособомPasupataустраивалобмен, вкоторомегоизъяныпереходиликхулителям, а их достоинства – к нему. Действуятакимобразом, онпросто использовал ортодоксальный принцип нетрадиционнымспособом. Ониспользовалритуальныйстатустого, ктопрошёлобрядпосвящения (diksa), чтобы начать служение (vrata); в то время какв системе srauta человек, совершающий служение (vrata) после посвящения (diksa) жертвыSomaбыл простоопасен для тех, кто мог хулить его.

ОчищенныйчерезобменкармойPasupataпереходилнатретийэтап– в дикую пещеру или заброшенное здание, чтобы практиковать медитацию, постоянно повторяя 5 мантр. КогдаонтакимобразомдостигглубокогоосознанияРудры, и ему больше не требовалась поддержка мантр, он покидал место уединения и переходил на шмашани ждал смерти. ВтовремякакраньшеPasupataпросилимилостыню,теперь он жил только тем, что мог найти сам. Этотчетвёртыйэтапзаканчивалсявместесегожизнью. Вступаявстадиюзавершения (nistha), покидаясвоётелоиизбавляясьотпоследнихследовстрадания,он, поповерьям, переживалпереходкнемусвойствРудры. Причинаэтогоокончательногоосвобождения была связана не с его действиями, а с волей самогоРудры.

Направление AtimargaLakula

ВтороенаправлениеAtimarga, Lakula, развиласьизоригинальной традицииPasupata. Онапризнавалаавторитет PasupataAphorisms иподдерживалакак мантры, так и основные практики этой традиции. Однако её особая дисциплина требовала более радикальный выход за рамки Ведических ценностей. После посвещения (diksa) аскетдолжен странствовать, нести с собой посох с насаженным черепом (khatvariga) и чашу для милостыни в форме человеческого черепа. Еговолосыдолжныбытьспутаны или полностью сбриты. Ондолженноситьсвященный шнур (upavita) [эмблема ортодоксальнойинвеституры (upanayana)], сделанную из кожи змеи, и украшать себя ожерельем из человеческих костей. Онможетненоситьничего, кроменабедреннойповязки. ОндолжениспачкатьсебясажейинанестинателоорнаментсвоегоБога. Зная, чтовсеэтивещиявляютсянеотъемлемойчастьюРудры,он должен твёрдо придерживаться


Шиваизм и Тантрические традиции

ритуала, какпочитательРудры.Онможетестьипитьчтоугодно. Емуничегонезапрещено. Потому что он углубился в восприятиеРудры, зная, что никакое другое божество его не спасёт.

Nifvasatattvasatl]hita (MS), eh. 4.

Здесь аскеза рассматривает более радикальную сторону природыРудры,какотвергнутогоВедическойрелигией. Он сталRudra-убийца браминов. Посколькуортодоксальныйисточникиуказывают, чтотот, ктоповиненвтакомужасномпреступлении,может искупить вину, только покинув общество на 12 лет, живя на земле для сожжения тел, и нося чашу в виде черепа (kapala) и посох с черепом (khatvariga), когда идёт просить милостыню на пропитание.Такимобразом,следование Lakula, часто называемоеслужением черепа (kapalavrata), также известно как служение изгнанников, «тех, кто вне мира» (lokatitavrata). Оно также называетсяВеликое СлужениеPasupata (mahapasupatavrata). ВтовремякакаскезаPasupataограничиваласьсистемойэтапов жизни (atyasramavrata), носитель черепаLakula должен был отойти от более фундаментальных понятий чистого и нечистого.

АскезаKalamukha, известная по многим индийским записям с девятого по тринадцатый века, была частью направленияLakulaAtimarga. Материалыизэтогорегионаописываютсредиихпрактик купание в пепле от сожженных тел(более «мягкие» предшественники использовали пепел от коровьего навоза), поедание этого пепла и поклонениеРудрев сосуде, наполненном спиртным напитком. ТакаяформапоклонениябылараспространенавритуалахKaulaSaivas (см. стр. 679-89), но нет причин полагать, что она была связана с этим направлением, поскольку его последователи практиковали половые сношения. Получается, чтоэтипоследователиРудрыединственные, кто был связан обетом безбрачия.

УLakulasбылосвоёсобственноесобраниеписаний, связанных и с теологией (jnana), и с ритуалами (kriya), 8 Источников(Pramanas). Ничтоизэтогонесохранлось, кроменазваний и единственной цитаты из одного писания, Pancartha-Pramana, в работахKashmiriKsemaraja. Ихдоктринымынаходимвсотерологии и космографииLakulaв Nisvasatattvasamhita, нескольких разрозненных обсуждениях в поздних шиваитских источникахиз Кашмира. Изэтогомывидим, чтоLakulasуже развила детальную иерархию миров (bhuvanadhvan), что характеризует позднююMantramarga. ПоследовательLakulaприходиткспасениючерезпоследовательностьмиров, каждый из которых управляется своим воплощениемРудры. Высший из этих миров -RudraDhruvesa. Достигая его, человек получает спасение, состояние безграничного знания.

В тесно сгруппированных системах, таких какMantramarga,душа практикующеговозносится через иерархию мировво время восприятия посвящения. Разница в том, что эта иерархия была расширена. Она включает мирыLakulas и дополнительно несколько миров послеDhruvesa. КосмосLakula был результатом такого процесса расширения. Прямо под Dhruvesa находится мир RudraTejisa.Он был

 


Шиваизм и Тантрические традиции

конечнойцелью дляVaimalas, вытесненнойгруппы, окоторой сохранившиеся источники говорят немногим более этого. ДалеепошкалеидутмирыRudrasKsemesaиBrahmanahsvamin. Они были конечными целями друх других загадочных группPasupata,MausulasиKarukas.

Mantramarga

Понятно, что космосMantramargaвырос из космосаAtimargaтемжеспособомконкурентногороста, котороепоставилоLakulasвышеVaimalas, иVaimalasвышеMausulasиKarukas. Существуют такжедругиеаспектыпреемственностимеждудвумя Путямив областях ритуала, иконописи, мантр и служений (vrata). Однако, несмотрянапреемственность, есть фундаментальное различие иежду двумянаправлениями шиваитской традиции. ВтовремякакAtimargaконцентрируетсяисключительнона освобождении, Mantramarga, хотя и включаетпуть к освобождению, в основном сосредоточена на мистических переживаниях (bhoga).

Как может показаться, эти различие соответствуетразнице между стремлениями подлинных аскетов и новоприбывших семейных домовладельцев. Напротив, оносоответствуетразличиюмеждуразнымигруппамиаскетов. ВMantramarga именноаскетыстремятсякполучениюсилы,путькосвобождению– этопрерогатива мирскихмужчин; иименнометоды, спомощьюкоторыхсиламожетбытьполучена, – главная темаписанийMantra-marga. Гностики-миряне,которыесо временем составили большинство вMantramarga, здесь являются незамеченной категорией приверженцев традиции.Ониотличаютсятем, чтонеинтересуютсявопросами,по которымсоздавалась основная часть их текстов, а также развилось внутреннее разнообразие системы. В интересах ищущего власти разработано необычайноемногообразиеобрядов,божеств и мантр, чтоотделяетMantramargaотчистогностическойAtimarga.

ИсториярасширающейсяиерархиимировРудрыпоказывает, чтоMantramargaпоявилась позжеAtimarga. Тем не менее, дихотомия междуформами шиваитского аскетизма, одна из которых стремится к освобождению, а вторая – к силе и власти, более древеня, чем современное собрание текстовMantramargа. Последнниесодержатболеедревниеуровни, гдестаршие богиразвитойMantramargaуступают раннимRudra. ЕслимысравнимэлементыэтихтекстовскультомRudraAtimarga, мыувидим, чтодихотомия, которая лежит в основе поздней формынаправления, находится между уединённым безбрачнымRudraвAtimargaиRudra, окружённым группами изменчивых и, в большинстве своём, женских духоввMantramarga. В полностью развитой имногообразной традицииMantramargaэта связь – один из последних

 


Шиваизм и Тантрические традиции

аспектовсвязисженскимначалом (sakti), которе воспринимается более универсально. Именно эта ассоциация наиболее наглядно отделяетMantramargaот менеефеминнойAtimarga. Мыувидим, чтоврамкахMantramargaосновныенаправлениясоответствуют разнымпредставлениям этой связи.

Тантры Saiva Siddhanta

ВтовремякаксвидетельствоAtimargaоченьмало, Mantramargaможет быть изучена по огромным собраниям текстов на Санскрите. ПисанияMantramargaподразделяютнадвегруппы. С одной стороны – структурированное идостаточно однородное собраниетекстов(10 Siva-Agamas, 18 Rudra-Agamas идополнительныезаписи) которыесоставляютавторитетный источник традиции, известный её последователям и не только,как SaivaSiddhanta. Сдругойстороны, гораздоболееразнообразное, многочисленноеинеоднозначное собрание откровений, известное как писанияBhairava (Bhairava-Agamas) или все вместе как УчениеBhairava (Bhairavasdstra).

Формы Шивыв обоих собраний изображеныкакстранники, носящие черепа и живущие на земле для сожжения мёртвых. ВSaivaSiddhanta, божестволишеноореолаэкстатическойиприводящейвтрепетсилы, которую акцентирует традиция Bhairava в его проявлениях («Грозный»). В то время как понятиеженскогоначала (sakti) обнаруживаетсяповсейсистемеMantramarga, вSaivaSiddhantaоно не персонифицируется в Богине или в богинях какметафизических абстракциях. ОнорассматриваетсявосновномкактворческаясиламужскогоБожества, проявляется в космических и сотерологических процессах и воплощается в форме мантр.ВповседневныхритуалахпосвящённыйпочитаетБожество, такое какRudraизAtimarga, без женского участия. С этим связана чистота этого способа поклонения Божеству. Ему не преподносят спиртные напитки, кровь и мясо, как в ритуалах остальных направленийMantramarga, где больший акцент приходится на женственность и выход за границы.

Тантры Bhairava: Kapalika Saivism

ТантрыBhairava, названныетакпотому, чтопринимаютформуответовнавопросыБогини(Devi, Bhairavi), были перечислены и классифицированы в разных частях собрания. Даннаяздеськлассификациясоответствует, помоемумнению,основной структуре шиваитской традицииза рамкамиSaivaSiddhantaв то время, когдакашмирцыначали работу по последующей систематизации в девятом и десятом веках.

В рамках этих Тантр существует первоначальное разделение между тантрамиSeatofMantras (Mantrapitha) иSeatofVidyas (Vidyapitha). Последние - либоТантры Единения (Yatnala-tantras), либо


Шиваизм и Тантрические традиции

ТантрыСилы (Sakti-tantras). ВрамкахпоследнихможновыделитьТантрыTrika (илискореетого, чтобылопотомназваноTrika) материалы, связанные с культамибогиниKali. Тантры, которые учат культуTumburu-bhairavaиегочетырёхсестёр (Jaya, Vijaya, JayantaandApara-jita) адаптируют к этой схемекак третье подразделениеVidyapitha. Ноэтоискусственно. Этоподходиттрадиции, котораяпотеряласилуибылавытесненаMantrapitha (культSvacchanda-bhairava) до такой степени, что перестала быть частью основной структуры. Больше в данной работе эта немногочисленная традиция упоминаться не будет.

Tantras of Kali Sakti-tantras Vidyapitha Bhairava^tantras MANTRAMARGA

Рис. 36.1: Структура Mantramarga

Trika-tantras

Yamala-tantras

Mantrapitha

SaivaSiddhanta

Это расположение иерархично. Что бы ни находилось вверху и слева, оно относится к тому, что внизу и справа как к низшему откровению. Оно полагает, что предлагает более сильную, более эзотерическую систему ритуала (tantra) через последующую инициацию (diksa). Померетого, какмыподнимаемсяотMantrapithaкYamala-tantrasидалеекTrikaикультуKali, мыобнаруживаем, чтоженское началоразвиваетсяуровеньзауровнем,отподчинённого положениякполнойавтономии.

Mantrapithaи КультSvacchandabhairava

ВначалеэтогоподъёманаходитсяSeatofMantras (Mantrapitha). Данноепонятиевыражаеттотфакт, чтоэтагруппаТантракцентируетмужскоеначало, в то время каквSeatofVidyas (Vidyapitha) преобладает женское (существительные mantra и vidya оба означают священные наборы звуков, мужского и женского рода соответственно).

БазовыйкультMantrapitha -культSvacchandabhairava ('AutonomousBhairava'), также известныйкакAghora (Не-ужасающий). Белому, с5лицами (воплощение5 brahma-mantras) и 18 руками, поклоняются наряду с его идентичной спутницейAghoresvari, окружённой8меньшимиBhairavasна круглом огороженном участке земли для сожжения тел. Он стоит рядом с распростёртым теломSadasiva, новой формойпросветлённогоШивы,которойпоклоняютсявSaivaSid­dhanta.


Шиваизм и Тантрические традиции

ТрадицииBhairavaTantras-Kapalika, основная форма их аскетичного служения, служения черепа (kapalavratalmahdvrata). РазницамеждуэтойформойслуженияиLakula во многом связана с фундаментальным отличием вышеупомянутой системыMantramarga. ТерминKapalikaиспользуется здесь для обозначенияMantramargicсегменташиваитской культурыземли для сожжения тел.

ЭтиосновыKapalikaочевиднывискусстве иллюстрацийбожественной пары. Им поклоняются на огороженных участках земли для сожжения тел, они сами носят орнаменты в виде костей и размахиваютпосохом с черепом (khatvanga) из традицииKapalika. Темнеменее,этичертыздесьнеакцентируютсядотакойстепени, каквVidyapitha. Но Svacchandatantra, авторитетныйисточникдляэтогокульта, учитпоклонениюопределённымвторостепеннымформамSvacchandabhairava, например,Kotaraksa(«С-Ввалившимися-Глазами») иVyadhibhaksa («Поглотитель Болезней»),которыеизображаются как ужасающие, грубые и мощные, ближе к стандартнымBhairavasтрадицииKapalika.СамSvacchandabhairava, божество ежедневного поклонения, обладает более мягкими элементами, чито делает его переходным типом между спокойнымSadasivaизSaivaSiddhantaи божествами основного направленияKapalika.

ВSaivaSiddhanta, Шиве (Sadasiva) поклонялись одному. ВMantrapithaего сопроводжает спутница - персонификация sakti. Традиционно она – равная ему. Но более глубокий ритуальный контекст показывает, что она всё равно подчинена. Еёженскоеначалонеподкрепленовторостепеннымибогинями в круге (dvarana), который окружает пару. Болеетого,Svacchandabhairavaпоклоняются одному после того, как их почтят вместе со спутницей. Представление в паре сAghores'vari– его форма более низкого уровня.

The Vidyapitha

ПоднимаясьдоVidyapitha,Шивавходитвмирритуала, гдепоследниеограничения sakti снимаются. Онбылпосвящёнвкультахбожеств, которыевозвышалисьнасвоих mandalas надпреимущественноженскимпантеоном, икоторыеуходилипомеретого, каконподнималсявлевоотBhairavasсо спутниками к Богинямвыше Bhairavas, к ужаснымОдиночным Героиням (ekavira) культовKali.

Если в культе Svacchandabhairava культураKapalikaземлидлясожжениятелнаходилась на втором плане, здесь она – на первом. ПосвящённыйполучалдоступксиламэтихбожествчерезпроведениеслуженияKapalikas. Еговолосыспутаныизаколотышпилькойизчеловеческойкости, на нём серьги, браслеты и пояс, все из одного материала, свящённый шнур (upavita), сделанный из перекрученных волосмертвецов, он вымазан пеплом погребальных костров, несёт с собой чашу-череп, посох с черепом ибарабан (damaru), в состоянии алкогольного опьянения, он чередует периоды ночных странствий (nisatana) споклонением (puja); онвызываети


ШиваизмиТантрическиетрадиции

ублажает mandala, которым он посвящён. Ублажениетребуетучастия aduti, посвящённойспутницы, скоторойондолженсовокупляться, чтобыпроизвести смешанныеполовые жидкости, которые, наряду с кровью и другими нечистыми субстанциями, представляли собой очень соблазнительное подношение этому классу божеств.

*- Культ Йогинь. Существующий во многих культах

Vidyapitha, илежащийвихосновевболееилименеепостояннойформе, это один из древнейших культовRudra/Bhairava, связанный с женскими духами(Йогинями).ВAtimargaи,седовательно,вMantramargaрядом космических уровнейправятRudras. Когдапосвящённыйпришёлвэтунижестоящуютрадицию,он обнаружил, что эта мужская иерархия была заменена массой диких, кровожадных, украшенных черепами Йогинь. ИспускаемыесердцемБожествакаквездесущаясетьсилы (yogini-jala), ониэановозаселиливертикалькосмосаШивы, присвоили колесо времени (правя как воплощенияв каждом из четырёх этапов жизни мира (yuga)), andозарили священное пространство, испуская эманациикоторые хранят и которым поклоняются наместах силы (pitha) связанных с землями для сожжения тел по всему субконтиненту.

ЦельюпосвящённогобылозаставитьилизаманитьэтихЙогиньсобраться перед ним и принять в свою группу (yoginigana), поделиться с ним своей чудесной силой и эзотерическим знанием.Благоприятнымвременемдлятакихвызововбыла 14-яночьтёмныхдвухнедель,ночьднядухов (bhutadina); и самым подходящим местом была земля для сожжения тел, их основное место сбора. Шива, которомупоклоняютсявэтихобрядах -Manthana-Rudra (orManthana-Bhairava), четырёхликая, и таким образом второстепенная, архаичная форма. Не «женатый» наБогине, каквдругихкультахон скорее аскет из дикой местности, который ведёт толпы Йогинь (yoginiganandyaka).

Культ Йогинь связан с этими изменчивыми силами не только как с обитателями теоретической или богослужебной вселенной, нои как с богинями мест силы на земле сожжения тел. Их также считали способными вселяться в женщин и таким образом вступать в самую сокровенную связь со своими приверженцами. Те, ктобылзачатвтакихритуальныхсоитиях, с рождения считались божественными. Другиевыгляделикакдевочкивосьми, двенадцатиилишестнадцатилет, живущимивместах силы,трёх уровней насыщенности силой. Другиеобнаруженывженщинахизкасты неприкасаемых, 27 лет и старше,какDakinisи другие формыдухов, способных нападать.

ВсеЙогинипринадлежатксемье (kula) илиродословной (gotra) какой-либоизнескольких «материнских»сил, и влюбом случае этопроисхождениеприписывается на основании определённых физических или поведенческих характеристик. Адепт культа Йогинь может определить членов 63-х из этих оккультных семей, но особое внимание


Шиваизм и Тантрические традиции

уделяетвосьми основным семьям Матерей (matr) Brahrni, Mahesvari, Kaumari, Vaisnaavi, Indrani, Varahi, CamundaиMahalaksrni. Вовремяпосвященияонвошёлвтранс, вкоторомовладевающаясилабожества бросила его рукой цветок в mandala, что возводит на трон этих Матерей. То место, куда падает цветок, означает ту Мать, с которой у него врождённая связь. ЭтоустанавливаетсвязьмеждунимивоплощённымиЙогинями, поскольку семьи восьми Матерей являются также их семьями. Вднилуннойфазы, священнойдляегоМатери, посвящённыйдолжен искать Йогиню из своей семьи. Поклоняясь ей, он стремится заполучить сверхъестественную силу и оккультное знание.

Тантры Единения (UnionTantras) (Yamala-tantras): Культ

Kapal'isabhairavaиCaindaKapalini. ВышеэтогокультаЙогинь, напередовойVidyapitha, напервомэтапевосхожденияSaktiкавтономии,мы видим Тантры Единения. Основной культ здесь - культBhairava, Владыка Черепа(Kapal'isa-, Kapalda-, Kapala-bhairava) и его спутницы «Яростной» (Canda) Богини Черепа (Kapalini). Этому учат в 12 тысячахстроф Picumata-Brahmayamalatantra (MSS).В культеSvacchandabhairava, вMantrapitha, второстепенные божества, окружающие пару в mandala, были мужскими и одиночными. Здесьониженские, сподчинённымимужскимиспутниками, вгустонаселённой mandala для особого поклонения, и поодиночке в намного более простом пантеонеперсонального ежедневного культа (nityakarma). Bhairavaправит этими второстепенными божествами как объединяющий владыка (saktimat, sakticakresvara), в соответствии с общим пониманием божественной природы шиваитами.Ноэтоглавенствонаизображенияхпревосходит sakti через мантры, воплощающие божество. Существенным компонентом мантр девяти божеств, которые формируют ядро mandala входят в пантеон ежедневного поклонения, являютсяслоги мантры CandaKapalini: (OM) HUMCANDEKAPALINISVAHA ('... OCandaKapalini...!'). Такимобразом,Kapalisabhairava (HUM), его4богини (Rakta (CAM), Karala (DE), Candaksi (KA) иMahocchusma (PA)) иих4сопровождающиесилыилиDutis (Karali (LI), Dantura (NI), Bhimavaktra (SVA) иMahabala (HA)), являютсяаспектамиженскогоначала, чтовыходитзарамкидихотомиимужское-женское,котораявстречаетсявоткровенияхболеенизшегопорядка.

ТантрыСилы (The Power Tantras) (Sakti-tantras): КультТриады

(Trika). Выше Yamala-tantras находятся Sakti-tantras. Онисодержатписьменныеисточникидлясистемы, котораявпоследующихТантрахназываетсяTrika, а также для эзотерических культовKali.

ВТантрахTrika (Siddhayogesvarimata (MSS), Tantrasadbhava (MSS), Malinivijayottaratantra) культ Йогинь пронизывает все уровни; сам по себе культ входа(cultofentry)развился из этой традиции. Trikaфокусируется


ШиваизмиТантрическиетрадиции

непосредственнонасистемеЙогинь (yoginijala) какиерархиикосмическогопроявления, отглубочайшкгорезонансасилыбожествадогрубыхтрансформацийвсенсорную информацию, которой заполнено индивидуальное созание.

СистемайогииритуаловTrikaведёткосвобождениюисилепутём прохождения шагов этой эманации в обратном порядке. Почитатель восходиткцентрувкругахменьшихЙогинь. Этотцентр – триадабогинь, Para (см. рис. 36.2), ParaparaиApara, которымпоклоняютсяпоодиночкеиливместесподчинённымиBhairavasиизображаютвосседающиминатрёхбелыхлотосах, которыепокоятся на кончикахтрезубца (trisula) (см. Рис. 36.3). Этоттрезубецпредставляется в воображениивдольцентральнойвертикальнойосителапочитателятаким образом, чторазделение натрое начинаетсяна высоте 12пальцев над его головой, и всё тело от основания на уровне пупкадо вершинысоответствуетпоследовательности космическихуровней от грубой материи до Абсолюта:Центральнаябогиня, Para, белая, красиваяиблагожелательная. Соднимлицомидвумяруками, онадержитсвященныйтекстипоказываетжестсамореализации (cinmudra). ParaparaиApara, справа и слева от неё, соответственно красного цвета ичёрного. Яростныебожества Kapalika,

Figure 36.2: Para

они размахиваютпосохом с черепом (khatvanga). Трёмбогинямсовершаютсяподношения, которыедолжныначинатьсясоспиртныхнапитковикрасногомяса, и на таких «престолах» как mandala, на участке земли, подготовленном для этой цели (sthandila) или же на изображении, нарисованном на ткани (pata) или вырезанном на человеческом черепе (tura).


ШиваизмиТантрическиетрадиции

Рис. 36.3: Эскиз Mandala Трезубца и Лотосов (trisulabjamandala), какуказанов Trika's Devyayamalatantra

УParaестьдвестороны, поскольку ей поклоняются как одной из трёх,

ив то же время каких совокупности и источнику. ВэтомвысшемпроявленииеёназываютMatrsadbhava (СущностьМатерей), высшая ступень иерархии женских сил, которые населяют культ Йогинь. Позжевсёэтобудеттолковаться в более метафизическом и мистическом контексте. MatrsadbhavaпонималаськакСущность (Всех) СознательныхСуществ ([pra-]matr-), и три богини рассматривались кактри основополагающиесоставляющие силы Вселенной, которая была только сознанием. Paraбыласилойсубъектногоэлемента (pramatr), Apara– объектногоэлемента (prameya) аParapara- силойкогнитивногополяилисередины (pramana) через которое они связаны, в то время как их схождение вMatrsadbhavaвыражает высшую степеньединения этих троихв Абсолюте чистого сознания, воспринимаемого какосвобождённая сущность почитателя.

The JayadrathayamalaикультKali. Вышекультатрёхбогинь, ссамоголевогокраяMantramarga, находится Jayadrathayamalatantra (MSS),такжеизвестныйкакКорольТантр (Tantrarajabhattaraka) онтолкуетв 24,000 строфахкультыKapalikaболеечемсотнипроявленийужасающейбогиниKali- РазрушителяВремени(Kalasamkarsini).

В Тантредваосновныхуровня. Первый, которомуобучаетперваячервертьсобрания (возможно, созданная раньше остальных), - уровень культа Kalasam­karsini с 20 золотымируками, с 5 лицами разного цвета, где почитатель предстаёт в чёрном цвете. Условно красивая, но обладающая символами Kapalika: посох с черепом, (khatvanga) и отделённой головой (nunda), одетая в кровавую


ШиваизмиТантрическиетрадиции

шкурутигра, стеломбогаKala (Время) поногами, онадвумярукамидержитпогружённоговтрансBhairavaвцентреширокого,состоящегоизмножествакругов mandala богинь, окружённыхохранойизмужскихслуг-стражейи внешним кругом земель для сожжения тел. В усовершенствованных формах поклоненияи богини, и стражи" обнимают спутников. ДалееидёткультYamala (Единения),очень похожий на культKapalisabhairavaиCandaKapalini, которому обучают в Picumata-Brahmaydmala но сосредоточенный наKali, а не наBhairava.

ВостальныхтрёхчетвертяхтекстаBhairavaвовсенепоклоняются. Теперьонпростоверховныйизмужскихбожеств, чьюсилупревосходитKali, 7-йнавершинеиерархиилишённыхвласти, вышеIndra, Brahma, Visnu,- Rudra, IsvaraиSadasiva. Распростёртыйподеёногами, илирасчленённыйдляукрашения её тела, Bhairava,в свою очередь, страдает от унижения, которое он нанёсSadasivaвMantrapitha. Сегопадениемпантеонамизавладело женское начало. Но это женское началоне то, что в системахYamala. Там sakti славятвформекрасивыхипреданныхспутниц. ЗдесьторжествующаяБогиняпредстаётпоклонникамкакбезобразная, истощённаяразрушительница,воплощающаяАбсолюткак (anuttaram) крайнеепроявлениеСамости,где «Я»не может выжить, бездонную пустоту в сердце сознания.

Типичное восприятие Богини в этой второй и более эзотерической части Тантры - "Virya-Kali (Kali[Пятикратной] Силы) (см. Рис. 36.4). Она изображенавцентреореоласветаивоспринимаетсякакглубочайшаявибрация (spanda) сознания, она чёрная и истощённая. У неё 6 лиц и в её волосывплетено пламя. Она украшена отрубленными головами и конечностямибожеств низшего порядка. ОнасидитнаплечахKalagnirudra(Rudraпоследнего Огромного Пламени). В 12-ти руках она дежит петлю, стрекало,отсечённую голову, меч, щит, трезубец-khatvanga, молнию (vajra), колокольчик, барабан damaru, чашу-череп, нож, кровоточащее сердце ислоновью шкуру.ТелоRudra, которыйслужитейтранспортом (vahana,) соднойсторонычёрное, с другой - красное, что символизирует вдох(prana) и выдох (apana). Его слияние и расщепление на центральной оси силыпоказывает состояние осознания, лишённого мыслей (nirvikalpa), в сердце которого находится Богиня. Силабольшогопожара (virya), которую она воплощаеткак«сущностьвсегоVidyapitha»-тасила, из-закоторой «спокойная» (nistaranga), светящяясяреальностьпроецируетсебякак содержание сознания, затем заново вбирает в себя это содержание, возвращаясь к изначальному спокойствию.Это цикличное движение -пульсация от мгновения к мгновениютак же, как пульсация сознания в космическом создании и разрушении. Онапроходит от чистого Света (bhasa) в пустоте Шивы (sivavyoma), через воплощения (avatara) как импульс к экстраверсии, к испусканию {srsti (3)) содержания, которое оказывается будто за пределами сознания, к своейфазеKali (kalikrama (4)), вкоторойоназановопоглощаетэтосодержание, инаконец,


ШиваизмиТантрическиетрадиции

Рис. 36.4: Virya-Kali

кВеликому Отступлению (mahasamhara (5)), гдеонасновасияет в своём изначальном состоянии чистого Света. Созерцаяэтупоследовательность (krama) вовремяслужения,приверженецKali, как считается,осознаёт макрокосмические процессы своим собственным сознаниеми таким образом получает безграничное знание и безграничную силу.

В последней четверти Јayadrathayamalatantra мы знакомимся с тем, что по тексту является крайней формой культа Kali. ЗдесьMahakall (ВеликаяKali) поклоняютсявчёрномкругес границами ярко-красного цвета, она окружена кольцом из 12-ти таких кругов, где находятсядругие Kali,


Шиваизм и Тантрические традиции

i

отличающиесяотнеёименами, нотакогожевнешнеговида. ОтношениезависимостимеждуБогинейиSiva-Bhairavaуже переросли в чистыйкультболее высокого уровня этой Тантры. Теперьдажеиерархияисточникаиэманаций, которыеосталисьвсамой s'akti, ритуальным способом рассеиваютсяв mandala, что выражает совершенную идентичностьв сущности (samarasya) Абсолюта и его проявлений, состояния освобождённого трансцендентного (sarvottirna) сознания (nirvana) и его окончательные проекции, как состояниепереселенческого существования (bhava, samsara). Во время обрядов поклоненияв форме оргий, 13Kali (12+1) должныбытьвнутреннепостигнутывмистическихопытах, как вспышка пустоты, лишённой эго (nirahankara) через пустоту ощущенийво время соития с duti.. ЭтасистемаизвестнакакKalikramaилиKalikula, связь этойТантрысKramaбудет описана позже (см.стр. 683-4 и 696-9).

 

Рис. 36.5: Trika's Mandala трёхТрезубцеви (Семи) Лотосов (tritrisulabjamandala) с двенадцатьюKaliв центре, как описано в Trikasadbhavatantra


Шиваизм и Тантрические традиции

Основанная на KaliTrika. КульттрёхбогиньикультKaliне относились друг к другу как соперничающие учения. ]ayadrathyamala показывает, что приверженцыKaliразработали свои собственные версии культа трёх богинь.Trika,в свою очередь, ассимилировала их и другие новые, более эзотерические трактовки из левой части.В результатемынаходимболее поздний уровеньTrika, в котором поклонники ставилиKalasamkarsiniвыше трёх богинь трезубца (Devyayamalatantra). Наконец, существуетрадикальноепереустройствосистемыгруппбожеств, которымпоклоняютсявопределённыхформахкультаKаli,каквоплощениямэтапов процесса познания, которое накладывается на развитую версию древней триады как внутренней структуры точки, в которой три богини соединяются в мистическую четвёртую силу, их взаимопроникновение (3X3) в единении. В центре этого взаимопроникновения находятся 12 KaliизKilikrama (orKalikula) в 12 кругах (см. Рис. 36.5).

VidyapithaиEsotericBuddhism. Квосьмомувекун. э.буддистынакопилисобраниетантрическихоткровений, структураихарактеркоторыхбылиразвиты независимо ототкровенийMantramarga. Их литература была структурированав порядке увеличения эзотеризмак Тантрам Действия (kriya-tantras), Тантрам Наблюдения (carya-tantras), Йоги (yoga-trantras), Высшей Йоги (yogottara-tantras), Верховной Йоги (yoga-nuttara-tantras).

Оставляявстороненизшуюивспомогательную категорию, мы можем сравнить относительно ортодоксальный культ умеренногоVairocanaBuddhaв Тантрах Соблюдения (Mahavairocanasutra etc.) и Йоги (Tattvasaьgrana, Paramadya, и т.д.) с культомSaivaSiddhanta'sSadasiva, и более эзотерические и разнообразные в плане практик традиции Высшей Йоги (Guhyasamaja и т.д.) и Верховной Йоги (Abhidhanottarottara, Hevajra, Dakinivajrapanijara) сMantrapithaиVidyapitha изТантрBhairava. КакикультSvacchandabhairavaизMantrapitha– переходная форма между более эзотерическойSaivaSiddhantaиKapalikaVidyapitha, так и культAksobhyaв Высшей Йогенаходится между культомVairocana ифеминизированными,в духеKapilika культамиofHeruka, Vajravarahlи других божеств Верховной Йоги, несущих khatvanga.

Нанижнихуровняхбуддистского тантрическогозакона находится влияние общего характера и богослужебных техник тантрических традиций SaivaиPancaratra-Vaisnava. Однаконапоследующемуровне(последнем)зависимость гораздо болееглубокая и детальная. Как в культахVidyapitha,эти буддистские божества-Kapalikaв изображениях. На них нанесены 5 орнаментов в виде костей испачканы пеплом (шесть печатей (mudras) Kapilika). Онипьюткровьизчаш-черепов (kapala), стоят на распростёртых телах предыдущих божеств, у них есть третий глаз Шивы и его серп на спутанных волосах (jata). И, каквVidyapitha, их культы связаны с культами Йогинь. Те, кто проходят посвящение через знакомство с mandalas этих окружённых Йогинями буддистских божеств,украшены орнаментом в виде костей, им дают


Шиваизм и Тантрические традиции

подержатьKapalika's khatvanga и чашу-череп. Желающиемогутпровести длительные практикисобственно Kapalika (Vajra-Kapalikavrata), жить на землях для сожжения тел, употребляя мясо и алкоголь и совершая подношения эротического характера.

Буддистский КультЙогиньKapalika придаёт этим Тантрам Верховной Йоги их отличительные черты и большую часть их содержания, —действительно, в целом они называются тантры Йогинь—заимствует многие их детали и текстыиз параллельных источников шиваитов. Такимобразом, большаячастьматериалов Abhiahanottarot-taratantra и Samputodbhavatantra, дающие описания, по которым можно определить различных Йогинь, язык символов и слоговых кодов, которыми можно к ним обращаться (chomma), были скопированы из Буддистскихкопий таких текстовVidyapiеhaкак Yoginisamcara из ]ayadrathayamalatantra,Picumata-Brahmayamalatantra и Tantrasadbhava.

Kaula изменениеКультаЙогинь (Kaula Riformation of the Yogint Cult)

КультыЙогинь, какосновныекульты входавVidyapitha, былуделомаскетов, удалившихсяотобществаиносящихчерепа. Можно предположить, что так бы и осталось, если бы неKaulism. ЭтодвижениеэзотерическогошиваизмаизмениломистицизмKapalikasтаким образом, что онраспространился дальше на сообщество семейных домовладельцев. ВтакомсегментеобществаКашмираобнаружились компетентные толкователи, которые использовали его для формулирования метафизики и сотерологии, чтобы противостоятьSaivaSiddhanta.

Обряды культов Йогинь и плоды, которые они приносили, назывались kaulika или kaula в текстах, которые их описывали, эти слова – прилагательные, образованные от существительного kula, обозначающего семьи или роды Йогинь и Матерей. ТакимобразомобрядKaulikaбылсвязанспоклонениемэтим kulas, и через него получали силу kaulika(kaulikфsiddhh) помимо всех ассимиляций этими семьями (kulasa-manyata).

Kaulismразвился на основе этих культов Йогинь. Онсохранилоригинальноезначениетермина kula иегопроизводных,но внёс новый уровень эзотерицизма, основанного на его омониме.K ula стало обозначать «тело» и, путём дальнейшего расширения, совокупность (явлений),«тело»силы (Sakti). Это последнее значение охватывает и изначальное, поскольку это космческое тело состоит из сил 8 семей Матерей. Человеквходилвсовокупность (kula) через этот сегмент её силы, с которой у него особая связь, определённой ранее путём бросания цветка в состоянии одержимости (avesa).


Шиваизм и Тантрические традиции

Более того, доступ к силам этих8 Матерей семей можно было получить через ассоциацию их с 8 кругами «тонкого тела» почитателя (puryastaka), а именнозвук, ощущение, визуальная форма, вкус, запах, воля, суждение и эго. Такимобразом,почитательстановилсяхрамомбогинь; центральноебожество, изкоторого эти Матери-силы проецируются, в которых они опускаются на землюи в которых они переносятся, нужно было звать в этот храм как Владыка (Lord)и/или Владычица(Lady)Kula (Kulesvara,Kulesvari), какблаженное внутреннее сознание,которое является высшей и транс-индивидуальной личностью почитателя.

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: