ТРЕНИРОВКА РАЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПО
ПЛОЩАДКЕ
Рациональное передвижение подразумевает сочетание быстроты и
плавности. Быстрота дает возможность не запоздать к волану, плавность
помогает подойти точно, остановиться в удобном месте, ударить без помех
минимизировать ударно-стопорящее воздействие на опорно-двигательный
аппарат.
В тренировке рационального передвижения целесообразно
использовать два типа упражнений: имитационные, без ударов по волану,
и упражнения, в которых игрок бьет по нему.
Имитационные упражнения.
Игрок должен передвигаться по площадке с определенной
скоростью. Установлено, что квалифицированный бадминтонист в течение
одной минуты перемещается в равном темпе (в обе стороны) из зоны 1 в
зону 4—14 раз; из зоны 3 в зону 6 - около 13 раз, из зоны 3 в зону 4 через
центр — 14 раз; из зоны 1 в зону 6 через центр — 16 раз. Для
бадминтонисток эти показатели выглядят так: из зоны 1 в зону 4 — 6 раз
(за полминуты); из зоны 3 в зону 6-6 раз; из зоны 3 в зону 4-5 раз; из зоны 15
1 в зону 6 - 5,5 раз. Выполняя имитационные упражнения, нужно стараться
приблизиться к результатам, указанным выше.
Под сеткой у боковых линий площадки кладут по 10 воланов (20
шт.). Еще один волан - под сеткой, в середине. По обе стороны сетки у
задних линий встают два игрока. По команде тренера каждый из них
устремляется к «своим» воланам и переносит по одному к задней линии.
Последний, 21-й волан достается тому, кто быстрее выполнил свою задачу.
Упражнение развивает быстроту перемещения от задней линии к сетке и
наоборот. Спортсмены учатся мягко подходить к волану (иначе не удастся
взять его в руку). Игроки двигаются автоматически, реакция направлена на
|
стимул (воланы) — нечто подобное происходит в игре. Важно найти
подходящий ритм перемещения, тот, в котором легче всего точно выбрать
место остановки перед тем как взять волан.
В зоны площадки — 1, 6, 3, 4 кладут по 5 воланов (20 шт.).
Тренирующиеся занимают места в центрах своих полей. По команде
тренера спортсмены переносят из углов площадки в центр по одному
волану. Побеждает тот, кто раньше выполнит свою задачу. В первой
попытке игроки двигаются по определенному маршруту. Например,
сначала из зоны 1 в центр, потом из зоны 6 в центр, затем из зон 3 и 4 в
центр. Во второй попытке бадминтонисты действуют по своему
усмотрению и переносят воланы в произвольном порядке так, как им
удобно. Упражнение не только улучшает «работу ног», но и развивает
смекалку.
Упражнение.
Условия выполнения и задачи следующего упражнения такие же, как и в
предыдущем, однако воланы кладутся в середину полей: 20 - для одного
игрока, 20 - для другого. По команде тренера игроки переносят воланы в
углы площадки: 1, 6, 4, и 3 зоны. Порядок движения выбирают сами
тренирующиеся. Задача — в каждую из зон перенести по 5 воланов.16
Выработать рациональное движение по площадке помогает
упражнение, в котором бадминтонист двигается по мысленно
составленному треугольнику.
Упражнение.
На площадке три волана, расположенных по схеме, показанной на рис. 2. В
центре площадки игрок с воланом в руке. По команде тренирующиеся (они
находятся по обе стороны сетки) быстро передвигаются к одному из
воланов, меняют его на «свой», а затем быстро переходят к следующему.
|
За одну минуту нужно пройти 8-9 полных треугольников.
Рис. 2. Схема расположения воланов для
тренировки передвижений по площадке.
Упражнение можно модифицировать, расположив воланы так: два в
ближних углах, один — в середине. Рациональное передвижение
вырабатывается и в том случае, когда одна из сторон треугольника
диагональ площадки. Игрок переносит воланы из зоны 3 в зону 1, из нее в
зону 6, и снова в зону 3.17
Имитационные упражнения не только тренируют «работу ног», но и
позволяют улучшить выносливость, быстроту. При этом «бег по точкам»,
то есть движение бадминтониста из зоны в зону за короткий отрезок
времени, способствует развитию быстроты, за более длинные отрезки -
выносливость.
Упражнение.
Игрок занимает место в центре поля. Тренер в произвольном порядке
называет зоны (от I до 6), и бадминтонист совершает рывки в каждую из
них, имитируя удары по волану: 6 подходов по 15 с — или 8 — по 10 с.
Интервал для отдыха зависит от того, насколько быстро спортсмен
восстановит дыхание. Для относительно полного восстановления
рекомендуется, чтобы время отдыха в два раза превышало время,
затраченное на выполнение упражнения.
Для развития выносливости время упражнения увеличивается: от 30
до 60 с. Дальнейшее увеличение времени нецелесообразно, т.к. в игре
столь длинных розыгрышей волана практически не бывает.
Более похожи на игру упражнения, в которых бадминтонист
реагирует не на голос, а на зрительный сигнал. Тренируя «работу ног»
спортсмен улучшает быстроту восприятия сигнала.
Упражнение.
Тренирующийся находится в центре площадки, на другой стороне
|
тренер с ракеткой в руке. С интервалом в 3 с, тренер указывает ракеткой
направление движения. Если ракетка направлена вперед-вверх, то
бадминтонист отходит в зоны 3 и 4. Ракетка направлена в сторону —
движение к боковым линиям. Ракетка направлена вниз — движение к
сетке. Время выполнения 15-20 с. Поскольку интенсивность этого
упражнения высока, тренируются поочередно: сначала один спортсмен,
затем — два. Скажем, по командам двигается игрок А, после него игрок Б,
затем В. После игрока В на площадку выходят два игрока: А и Б. Каждый 18
из них выполняет упражнение в пределах половины поля. Нагрузка при
этом снижается почти в два раза. Через некоторое время игроки
тренируются на всей площадке, и т.д.
Упражнение можно выполнять и так: тренер и спортсмен находятся
по одну сторону сетки, игрок А — в центре площадки. Впереди него в 1,5-
2 м — тренер, который показывает ракеткой, в каком направлении
двигаться игроку. В этом случае близость тренера оказывает своего рода
стимулирующий эффект на спортсмена. Он моментально реагирует на
команды, тренируется эмоционально, с полной отдачей.
Упражнения с ударами по волану.
Ловкость, быстроту перемещения по площадке вырабатывают
упражнения, проводимые в высоком темпе, непременно включающие в
себя удары по волану из стандартных положений. Темповые упражнения с
воланом проводятся в сочетании с подготовительными, имеющими
физическую направленность и рассчитанными также на улучшение работы
вестибулярного аппарата.
Упражнение.
Бадминтонист выполняет 10 наклонов в высоком темпе («вперед-
назад»), затем 10 прыжков типа «кенгуру» (толчком от пола стопами ног с
поджиманием впереди себя), 15 бросков набивного мяча (с партнером).
Затем следуют 5 кувырков на гимнастическом мате. Закончив эти
подготовительные упражнения, бадминтонист, не теряя времени, выбегает
на площадку и отбивает подряд (преимущественно вниз) 20-25 воланов,
которые подает тренер. Нагрузка на тренирующегося значительна, частота
сердечных сокращений достигает 220 ударов в минуту.
Упражнение.
После 10 наклонов спортсмен перепрыгивает через партнера,
который находится в положении «упор лежа на руках», а затем проползает
под ним (10 раз), 20 бросков набивного мяча, 30 прыжков в положении 19
«выпад» (смена ног), и 5 прыжков на месте с поворотом в обе стороны
поочередно на 360°. Закончив комплекс подготовительных упражнений,
бадминтонист на площадке отражает нападающими ударами 20-25
воланов, которые тренер подает в разные углы площадки. Подобным
образом действует спортсмен, когда тренер заставляет его защищаться,
отбивать волан за воланом снизу.
Эти упражнения — как бы «завышенная модель» игры в атаке и
защите. Формируется навык рационального и быстрого подхода к волану в
нестандартных ситуациях. Игрок не знает заранее, куда тренер направит
волан. На первом плане - сосредоточенность, внимание, углубленный
зрительный контроль за действиями тренера, мгновенная реакция.
Быстрые удары по волану должны быть точными. Для этого «работа ног»
должна быть рациональной, не сбивающей игрока с удобной позиции. Так
и в бадминтоне: скорость и техника, скорость и точность — компоненты
мастерства, связанные воедино, одно без другого не имеет смысла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Массовое развитие бадминтона, как вида спорта, помогает решить
основную задачу, стоящую перед физкультурным движением: добиться
физического совершенства студентов, укрепить их здоровье, отвлечь от
пагубных привычек, привить навыки здорового образа жизни.
Занятия бадминтоном в свете модернизации учебно-тренировочного
процесса, связанные с изменениями правил ведения счета, позволяют
более разносторонне воздействовать на организм бадминтониста,
развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в
суставах, способствуют приобретению широкого круга двигательных
навыков, воспитывают волевые качества. Это обеспечивает стабильность и
поступательность класса игры, предотвращает возможные перегрузки
(связанные с высокой эмоциональностью и азартом борьбы), способствует
профилактике типичного «бадминтонного» травматизма.
Деятельность бадминтониста благоприятно влияет на его анатомо-
физиологическую структуру. Простота, доступность дают возможность
заниматься бадминтоном студентам любого пола, разной физиологической
подготовки, используя для этого простейшие площадки или местность.
Зрелищность, эффективное воздействие на организм предопределили
включение этого вида спорта в систему физического воспитания в школах,
в средних и высших учебных заведениях. Широкая возможность
вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон в различных
группах общей физической подготовки.
Литература
1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ.
культ. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
3. Кондрашин В.П., Корягин В.М. Особый тренинг // Спортивные игры. –
1977. - №2.
4. Корягин В.М. Опираясь на эксперимент // Спортивные игры. – 1978. -
№3.
6. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев:
Здоровье, 1984. – 180 с.
7. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.:
Просвещение, 1983. - 223 с.
4. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. –
М.:СпортАкадемПресс, 2003. – 300с.
9. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов. / Под
ред. Суслова Ф.П., Вайцеховского С.М. – М.: Физкультура и спорт,
1993. – 352 с.
10. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / Под ред. А.Т.
Филатова. – Киев: Здоровья, 1982. – 296 с.
1. Бадминтон. Правила игры и проведения соревнований.
Рекомендация для судей. – Пермь, 2008. – 38 с.
2. Рыбаков Д.П. Штильман М.И. Основы спортивного бадминтона. -
М.: ФиС, 1978. – 150 с.
3. Смирнов Ю.Н. Бадминтон: Учебник. – М.: ФиС, 1989. – 159 с.